Rambler's Top100
Реклама
 
Все новости Новости отрасли

Утвержден Стандарт информатизации госконтроля

03 июля 2017

Инспекторы контрольно-надзорных органов будут общаться с предпринимателями через электронные «личные кабинеты» и не смогут проводить выездные проверки, если их нет в едином реестре проверок.

Это предусмотрено Стандартом информатизации контрольно-надзорной деятельности, который утвердил проектный комитет приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности», сообщается на сайте Открытого правительства. Также комитет одобрил проекты постановлений правительства, устанавливающие категории и критерии риска по видам контроля, которые осуществляют Росздравнадзор и Росприроднадзор. Соответствующий протокол подписал куратор реформы госконтроля, министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов.

Информатизация и автоматизация госконтроля — одно из ключевых направлений реформы контрольно-надзорной деятельности. Внедрение информационных технологий в работе инспекторов позволит освободить их от лишней работы и избавит бизнес от избыточной административной нагрузки, а также будет способствовать снижению коррупционных рисков.

По словам замглавы Минкомсвязи Олега Пака, в документе заложена целевая модель формирования информационной среды контрольно-надзорной деятельности, основанная на ряде принципов. Так, все информационные ресурсы контрольно-надзорных органов должны будут вестись в электронном виде с обеспечением юридической значимости. Речь идёт о реестрах проверяемых объектов, обязательных требований, видов контроля и надзора и так далее. Всё взаимодействие между участниками контрольно-надзорной деятельности должно будет осуществляться с помощью инфраструктуры электронного правительства и системы межведомственного электронного взаимодействия. При оценке рисков должны будут использоваться сведения, содержащиеся в единой информационной среде.

Невозможно будет провести контрольно-надзорное мероприятие, если его паспорт отсутствует в едином реестре проверок. Включить в проверочный лист требование, если соответствующий вид контроля не внесён в реестр видов контроля, также будет нельзя. Всё взаимодействие с согласия проверяемого лица нужно будет осуществлять через «личный кабинет», в том числе на портале госуслуг. Если можно будет заменить очную, выездную проверку на другой формат, например, электронное самодекларирование или сбор сведений с использованием датчиков, то предпочтение следует отдавать именно таким форматам. Создание какой-либо новой государственной информационной системы проект не предполагает.

Предполагается, что документ будет актуализироваться раз в полгода. Сейчас ведомства находятся на разном уровне информатизации, поэтому стандарт предусматривает 3 уровня зрелости. Минимальному уровню зрелости могут соответствовать все ведомства, участвующие в программе, с учётом текущего уровня финансирования, уверены в Минкомсвязи. С этим согласен и Михаил Абызов.

Этот документ мы смогли согласовать и с очень отстающими по техническому оснащению ведомствами, и с очень передовыми. Задача, которую мы в ходе этих обсуждений ставили перед Минкомсвязи, — предложить меню, в котором каждый сможет найти правильный формат, с оговорками и буферными зонами с точки зрения перехода от одного уровня зрелости к другому. Это касается, в том числе, и вопросов финансирования. Я отдельно задавал вопрос коллегам из Минкомсвязи, есть ли такие органы из тех, кто участвует в программе, которые не могут справиться в рамках текущего бюджета с наименьшим уровнем соответствия этому стандарту. Доклад, который я получил, свидетельствует о том, что таких органов нет», — сказал Михаил Абызов.

В то же время, по мнению министра, на внедрение информационных технологий в госконтроле могла бы пойти часть финансирования программы «Цифровая экономика», если будет принято решение о выделении дополнительных средств на её реализацию. Михаил Абызов поручил Минкомсвязи подготовить предложения по включению в программу «Цифровая экономика» мероприятий по информатизации контрольно-надзорных органов, участвующих в реформе. Ранее вопрос выделения дополнительного финансирования программы обсуждался на совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева. По словам Михаила Абызова, речь шла о сумме от 70 до 100 млрд рублей, которые необходимо направить, в том числе, на обеспечение инфраструктуры цифровой экономики.

Проектный комитет поручил надзорным органам руководствоваться стандартом информатизации при доработке ведомственных информационных систем, а техническое задание на их доработку — представить в Минкомсвязи до 30 июня.

В основе реформирования госконтроля лежит переход надзорных органов на риск-ориентированный подход при проведении проверок, который предполагает концентрацию надзора на наиболее опасных объектах, нарушения на которых могут повлечь существенный ущерб жизни, здоровью или экономике. Для этого ведомства, участвующие в программе, должны разделить все поднадзорные объекты по категориям риска. Проекты постановлений правительства об установлении категорий и критериев риска готовят все ведомства, кроме ФНС и ФТС, по Роструду критерии уже утверждены. Проектный комитет одобрил проекты постановлений, подготовленные Минздравом и Минприроды. МЧС рекомендовано внести ранее одобренный проект постановления в правительство. Другим ведомствам-участникам программы — ФАС, Россельхознадзору, Роспотребнадзору, Ростехнадзору поручено доработать подготовленные ими документы, а тем, кто ещё не представил проекты постановлений, сделать это до 3 июля.

При определении уровня риска пока нельзя посчитать исторический ущерб и сложно собирать текущую информацию, чтобы точно этот ущерб определять, отметил член Экспертного совета при правительстве Александр Брагин.

Этот вопрос является системным для всех надзоров. Мы критерии с точностью до миллиметра не определим, нужно смотреть практики. Это живая материя. Прошу подготовить предложения по системным решениям: каким образом и в какие сроки мы должны актуализировать это с учётом практики применения риск-ориентированного подхода. Это надо зафиксировать при выпуске соответствующих постановлений правительства», — подчеркнул Михаил Абызов.

Также надзорные ведомства готовят проекты постановлений правительства о внедрении чек-листов — списков контрольных вопросов для проверки исполнения обязательных требований. По данным Минюста, проекты таких постановлений надзорные органы уже внесли в правительство, по ряду видов контроля есть проблемы, связанные с их нестандартностью. Чек-листы должны быть внедрены до конца года. Чтобы эти сроки не были сорваны, проектный комитет рекомендовал надзорным ведомствам начать разработку форм чек-листов параллельно с представлением в Правительство проектов нормативно-правовых актов, регламентирующих использование чек-листов, не дожидаясь их принятия.

Реформа госконтроля предусматривает мероприятия по профилактике коррупционных нарушений в работе надзорных органов и повышению уровня подготовки сотрудников надзорных ведомств. Для этого Минтруд разрабатывает стандарт кадрового менеджмента и методические рекомендации по проведению оценки коррупционных рисков. Проектный комитет пока оценивает качество подготовки этих документов как неудовлетворительное. Минтруду поручено в кратчайшие сроки обеспечить их доработку.

Особого внимания, по мнению министра, заслуживает опыт Федеральной налоговой службы по внедрению принципов «умного» госконтроля. У ФНС нет внеплановых проверок, а разрешение на выездную проверку даётся только после её включения в план. Служба делает ставку на налоговый мониторинг, когда инспектор получает удалённый доступ к учётным системам налогоплательщиков, которые сами внедряют системы внутреннего контроля. Благодаря этим и другим нововведениям объём налоговых поступлений уже превысил все экономические индикаторы РФ. ФНС разделила поднадзорные объекты на 3 категории риска. К высокой категории риска служба отнесла всего 700 тыс. организаций из 8 млн — это те, кто уклоняется от уплаты налогов. 1 млн предприятий — в зоне наименьшего риска.

Налоговая многое уже сделала, и крайне важно, что она переделала внутренние регламенты. А внутренние регламенты на сегодняшний день придётся перестраивать всем. У нас Аналитический центр при правительстве сейчас готовит программу тренингов, обучения, обмена лучшими практиками на верхнем уровне. Я прошу проработать с ними возможность обсуждения опыта ФНС», — сказал Михаил Абызов.

На сегодняшний день реализована 21 контрольная точка приоритетной программы по совершенствованию госконтроля. Новая система согласования документов в проектном формате, по мнению Михаила Абызова, пока не заработала — госорганы не понимают, как использовать новый механизм, и предпочитают использовать привычный регламент. Министр предложил в июле провести стратегическую сессию, чтобы проанализировать, что можно изменить не только в проекте по реформе госконтроля, но и в проектной деятельности правительства в целом, чтобы сделать её более эффективной.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.

Продолжение использования сайта пользователем интерпретируется как согласие на обработку фрагментов персональных данных (таких, как cookies) для целей корректной работы сайта.

Согласен