Рубрикатор |
Все новости | Новости отрасли |
Николай НОСОВ | 28 марта 2017 |
Дорога к Digital Transformation
Путь к цифровой трансформации бизнеса идет через облака. Но это не единственная дорога. Есть множество тропинок, проселков или небольших асфальтовых дорог для разных по размеру и направлению деятельности компаний.
Таков самый общий итог конференции Cloud & Digital Transformation 2017, организованной «ИКС-Медиа».
Игроки рынка ИТ любят использовать собирательные зонтичные термины. Особенно большой зонтик накрывает Big Data. Под него попадают такие разные понятия, как Hadoop, Spark, Machine Learning, искусственный интеллект и даже «умная пыль». К зонтичным терминам относятся «мобильность», «облака», «интернет вещей».
Цифровая трансформация – это еще более широкий термин, огромный «зонт», покрывающий все перечисленные «зонтики». Это не набор технологий, а процесс перехода организации к новым способам мышления и работы на базе их использования. Трансформация включает в себя изменения в мышлении, стиле руководства, системе поощрения инноваций, в принятии новых бизнес-моделей. Это изменения, которые улучшают работу сотрудников организации, взаимодействие с клиентами, поставщиками и партнерами. Цифровая трансформация – это маршрут, на котором можно выделить три важных этапа: упрощение, преобразование и ускорение.
Все на аутсорсинг
Упрощение подразумевает акцент на основном бизнесе и передачу вспомогательных сервисов на аутсорсинг. Этой теме на конференции были посвящены доклады, обсуждения на круглых столах и целая секция «As a service». В центре внимания были облака.
Консультант iKS-Consulting Станислав Мирин отметил, что российский рынок облачных услуг по-прежнему находится на раннем этапе развития. Потенциальные клиенты не преодолели порог осторожности по отношению к облачным сервисам. Хотя прогресс есть. В 2015–2016 гг. рынок облаков показал рост 32–40%.
Есть тренд на сокращение инфраструктуры, размещаемой на собственных площадках (on-premises), в пользу роста частных облаков на площадке провайдера (off-premises). Прогнозируется, что доля облаков у провайдеров вырастет с 27% в 2016 г. до 45% в 2018 г.
Основными потребителями ИТ-услуг являются крупные предприятия, доля которых в экономике достигает 80%. Они же лидируют в структуре потребителей по размеру компании на рынке IaaS (56,8% выручки). Однако процессы цифровой трансформации там идут достаточно сложно. В кулуарах конференции представитель РДЖ соглашался с тем, что за облаками будущее, но сетовал, что облачные провайдеры не могут решить реальные проблемы железнодорожников. Действительно, облачным провайдерам выгодней хорошо сделать одну услугу и тиражировать ее по всем отраслям, чем заниматься кастомизацией и решением проблем одного крупного заказчика или даже целой отрасли. По оценкам iKS-Consulting, сейчас в структуре рынка SaaS преобладают облачные услуги предоставления отчетности и бухгалтерия (54%), телефония и call-центры (16,4%), офисные программы (12,5%), т.е. стандартные типовые решения для горизонтальных рынков.
Что хочет enterprise?
Предприятиям сегмента enterprise нужны не только типовые сервисы. И игроки облачного рынка это понимают. «Новым подходом являются вертикальные индустриальные облака, когда под определенный сегмент заказчиков создаются специализированные решения, которые закрывают задачи конкретных индустрий», – заявил Артур Пярн, директор департамента ИТ-решений компании Huawei. Он привел интересный кейс создания облака для немецкой компании Deutsche Telekom, крупнейшего телеком-оператора Европы. Сам проект – ответ на немецкую программу импортозамещения. В этом вопросе Россия не одинока – немецкое правительство тоже озаботилось вопросом цифрового суверенитета и захотело перенести критическую инфраструктуру предприятий страны и данные в свои локальные ЦОДы.
То, что в облачную гонку включились операторы связи, – безусловный тренд нашего времени. Удивительно, что они так долго раскачивались. Телеком-операторы имеют огромный потенциал: клиентскую базу, каналы связи и много сходных технологических новшеств, которые уже используются внутри оператора связи и могут быть легко перенесены в облако.
Deutsche Telekom сфокусировался на больших немецких предприятиях, которые раньше хостились на Amazon Web Services. Huawei пошел по модели revenue sharing и совместно с дочкой Deutsche Telekom – системным интегратором T-Systems создал центр компетенции. Компания развернула свою реализацию облака на базе двух технологий: Хen в качестве гипервизора и OpenStack в качестве системы оркестрации. OpenStack позволил объединить различные технологические стеки в едином облаке. В данном случае: облачные решения компаний VMware, Microsoft и платформу Open Telecom Cloud, построенную на OpenStack.
Huawei поставляет оборудование и получает часть прибыли с продаж T-Systems. Основной упор сделан на предоставление услуг по модели IaaS, которое генерирует 80% прибыли. Но без внедрения сложных кастомизированных услуг по моделям PaaS и SaaS сервис был бы неполноценным. Поэтому была разработана «дорожная карта» внедрения дополнительных сервисов, основанных на требованиях заказчика.
У облачных провайдеров часто не хватает интеграционной составляющей, так что участие системного интегратора от Deutsche Telekom в проекте было исключительно важным. Но проблемы все равно были. И дело не только в технических сложностях кастомизации и миграции на облачную платформу, но и в организационных вопросах: в выстраивании предпродажных процессов и обучении сейлов Deutsche Telekom продаже облачных сервисов.
Интересная особенность – самообслуживание на портале Deutsche Telekom не пользуется популярностью у крупных предприятий, которые по-прежнему предпочитают проектный подход.
Преобразование бизнеса
Новая цифровая реальность заставляет задуматься о необходимости преобразования бизнеса, поиска новых ниш, использования новых бизнес-моделей. Эксперты Gartner считают, что одним из наиболее перспективных технологических трендов 2017 г. будет использование технологий распределенного реестра.
Компания QIWI видит наше будущее в децентрализации. Менеджер проектов компании Алексей Соловьев предположил, что банков в современном виде скоро не останется. Останутся банковские платформы в распределенной сети, которые будут использоваться для идентификации, выдачи наличных и взаимодействия с регулятором. Сами же денежные переводы между гражданами будут бесплатны.
Герман Греф тоже рассматривает технологию блокчейн как угрозу существованию банковского сектора. То, что невозможно остановить, – надо возглавить. Сбербанк является одним лидеров в развитии технологий распределенного реестра в нашей стране. Создано уже много интересных пилотов, показывающих, как технология может быть использована в банковском секторе. Операционный директор компании «Сбербанк Факторинг» Леонид Култыгин считает факторинговое финансирование поставщиков одной из наиболее перспективных областей использования новой технологии в банках.
Цифровая трансформация создает новые рынки для бизнеса. Яркий пример – онлайн-кассы. Согласно требованиям новой редакции 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа», данные с каждого чека должны будут передаваться в налоговую инспекцию через интернет. Причем всем, кто сейчас использует контрольно-кассовую технику (ККТ), надлежит работать с новыми или модернизированными кассовыми аппаратами уже с 1 июля 2017 г.
ККТ при проведении операции будет передавать информацию в базу данных оператора фискальных данных (ОФД). Покупатель, получив чек, на котором указан фискальный признак, сможет проверить его регистрацию на сайте ОФД, таким образом осуществляя дополнительный контроль.
«Под воздействием государства создается новая ниша, которая подтолкнет мелко-средний ритейл к цифровизации. Крупные игроки, у которых есть возможность инвестировать, уже пришли на рынок», – считает директор по развитию бизнеса iKS-Consulting Дмитрий Горкавенко, который оценил потенциал нового рынка в 89,9 млрд руб. В качестве успешного примера докладчик привел компанию «Эвотор», терминалы которой сейчас пользуются огромным спросом.
Гибкость и ускорение
Цифровизация бизнеса позволяет объединить работу разных подразделений компании, внедрить самые современные средства разработки, увеличить прибыль за счет быстрой перестройки бизнес-процессов с целью максимального удовлетворения требований клиентов. Тут можно вспомнить нашу самую крупную ИТ-компанию с банковской лицензией и призывы ее лидера к внедрению гибких принципов разработки ПО с целью сокращения time-to-market.
Другой пример – CarPrice, онлайн-аукцион подержанных автомобилей. Бизнес компании долгое время рос на 20% в месяц и продолжает увеличиваться. Каждый квартал появляются новые требования к платформе, необходимо постоянно менять бизнес-процессы, чтобы помогать расти бизнесу. Облако, используемое для разработки, дает быструю масштабируемость ресурсов для команды.
В компании применяются самые современные практики и методологии: Scrum, бизнес-ориентация разработки. Активно используются ИТ-аутсоринг, IaaS, PaaS, SaaS, контейнеры Docker.«По сути, у нас суперскоростная разработка – в неделю мы выпускаем больше десяти различных релизов софта. И без использования контейнеров и виртуализации это было бы невозможно», – признал ИТ-директор компании Илья Пятин.
Заглянем под капот
Цифровая трансформация – это прежде всего преобразование бизнеса. Но перед долгой поездкой по дороге неплохо заглянуть под капот своей машины. Так что на конференции было много докладов об архитектурах и технологиях.
Облако можно строить из готовых кирпичей. Компания Intel предложила клиентам блоки для ЦОДа и готовые системы (плата, корпус, память и SSD) под заказ. В прошлом году компания запустила три блока серверных платформ в рамках программы, получившей условное название L9. Первый – High Performance Computing. Как правило, это двухюнитовая платформа для стандартных дата-центров, которая набивается четырьмя двухпроцессорными вычислительными узлами. Второй блок – облачный, включающий в себя готовые полностью сертифицированные решения под MS Hyper-V или VMware vSOM. Третий блок – два типа серверов для сектора SMB.
«Если несколько лет назад ЦОДы мерялись квадратными метрами и мегаваттами, то сейчас наблюдается тенденция не расширения площадей, а наполнения дата-центров содержанием. Чтобы клиент получал в аренду не пустой шкаф, а с оборудованием и программным обеспечением», – отметил Андрей Захаров, директор по продуктам и инновациям компании Linxdatacenter.
Нет универсальных услуг. Есть услуги, которые подходят под конкретную задачу. Последний тренд – мультиоблачность. Когда клиент, осознав плюсы и минусы различных услуг, выбирает сразу несколько облаков, в том числе глобальных. И интегрирует их между собой. В случае быстро меняющихся требований к оборудованию имеет смысл использовать публичные облака. Когда система стала продуктовой и понятны долгосрочные требования к необходимым ресурсам, есть смысл задуматься о частных.
К новым трендам можно отнести предоставление сервисов Machine Learning и Big Data из облака. Олег Фатеев предложил использовать для построения математических моделей облачные платформы PaaS. Его рекомендация – выбирать провайдера, который позволял бы выгружать обученные модели как облачный сервис и имел возможность подключать их к своей биллинговой системе. Тогда такие модели, как готовые приложения, можно будет самим предлагать на площадке провайдера конечным заказчикам как SaaS.
Не всякие облака одинаково полезны
«Если заказчик хочет волшебства, то поставщик сервисных услуг будет сказочником», – метко сформулировал Владимир Гайлит, заместитель гендиректора по ИТ компании «Межрегионсоюзэнерго». Крупный бизнес настороженно относится к картинкам светлого цифрового будущего, которые рисуют облачные провайдеры. И для этого есть основания. Если облачный провайдер отвечает за простой сервисов только суммой, ограниченной месячной абонентской платой заказчика, то потребитель облачных услуг может потерять весь бизнес.
Многие предпочитают держать критичные для бизнеса приложения под своим полным контролем. Например, компания CarPrice изначально создавалась как облачная, но после нескольких простоев в работе облачного провайдера решила перевести call-центр на свою площадку.
Конечно, как отметил Антон Салов из «Ростелекома», часто вина лежит на самом заказчике, который выбирает дешевого облачного провайдера, а потом удивляется недостаточному качеству услуг. Или из экономии не прорабатывает вопросы резервирования каналов или архивирования своих программных средств и данных.
* * *
Есть движение бизнеса в облака, но есть и обратные процессы. Облака не панацея. Все зависит от требований бизнеса и конкретных задач. Нет универсальных ответов, нет общих для всех путей цифровой трансформации. Но есть понимание, что нужно перестаивать свой бизнес в соответствии с реалиями сегодняшнего дня и прогнозами на будущее. Прошедшая конференция помогла участникам взглянуть на идущие процессы с разных точек и что-то добавить в свои планы движения в цифровое будущее.
Оставить свой комментарий:
Комментарии по материалу
Данный материал еще не комментировался.