Rambler's Top100
Реклама
 
Все новости Новости отрасли
Екатерина ШЛЫК 27 февраля 2017

Россия -- не более процента мирового облачного рынка

При среднегодовом темпе в 21% отечественный рынок облаков за пятилетку вырастет в три раза по сравнению с 2015 г.

Переход к облачной инфраструктуре неизбежен, потому что облака позволяют получить быстрый результат от инвестиций, сделать бизнес более гибким и менее затратным. Но пока популярность "облачной" темы в России все же сравнительно невелика.

О том, что технологии повсеместно постепенно переходит "в облака", аналитики и лидеры рынка говорят не первый год. Новое исследование рынка облачных технологий в России, проведенное SAP и Forrester Russia, в очередой раз подтвердило этот факт - по полученным данным, отечественный рынок облаков будет расти быстрее, чем ИТ-рынок в целом, и к 2020 году его объем составит 48 млрд руб. То есть при среднегодовом темпе в 21% рынок облаков вырастет в три раза по сравнению с 2015 годом.

Несмотря на довольно впечатляющие цифры, на общемировом фоне Россия выглядит малозаметно. Как отметил Максим Тамбиев, региональный директор Forrester Russia, в 2015 году доля России составляла 0,35% от общемирового облачного рынка, а в 2020 году она лишь немного улучшит позиции -- ее доля составит 0,4%. И это при том, отмечает Тарбиев, что наша страна в сегменте облаков растет темпами, превышающими средние по рынку.

В целом эксперты оценивают сегодняшнее отставание России от стран с развитыми технологическими рынками в год--два, и одним из самых больших препятствий, по замечанию Сергея Македонского, президента ассоциации стратегического аутсорсинга «АСТРА», является малая информированность компаний и их руководителей о возможностях облачных технологий и недостаточность рыночных инструментов для внедрения технологических инноваций, к которым относится cloud computing. Ситуация такова, что, если мы хотим догнать лидеров, то для продвижения прорывных технологий, необходимых для перехода к сервисной экономики все средства хороши. В первую очередь речь идет как раз об облачных технологиях и интернете вещей.

Что же касается опасений самих компаний по вопросу внедрений облачных технологий, то согласно исследованию, больше 72% респондентов в крупных, средних и малых компаниях не готовы передавать контроль над даными и ПО третьим лицам. Для 70% барьером для использования «облаков» является вопрос о конфиденциальности данных. Неготовность руководства предприятия к использованию облачных услуг (и, соотвественно, трудность в обосновании их внедрения) отметили 41% опрошенных. Примерно треть респондентов говорила о необходимостиповышения квалификации персонала для внедрения облачных технологий.

Как показало исследование, сейчас в России больше всего наслышан об облачных услугах крупный бизнес - в этом сегменте свыше 90% опрошенных знают про облачные услуги, тогда как в малом бизнесе таких только свыше 70%.

Впрочем, цифры эти выглядят оптимистичными разве что с точки зрения осведомленности, потому как  пользуются облачными услугами только 19,4% компаний, представляющих крупный бизнес, планируют начать использование - еще 21,1%. А 55,4% просто наслышаны о такой технологии. В среднем бизнесе ситуация сопоставимая: 18,4% сказали о том, что уже используют облачные технологии, 20,8% планируют начать их использование, 52% просто слышали о них. А в малом бизнесе все гораздо печальнее: используют облака только 14,8%, планируют - 21,4%, знают о технологии в теории 35,2%, только слышали термин - 14,8%, а 13,8% про облачные технологии ничего не слышали и не знают.

Несмотря на то, что ведоры все больше предлагают различных облачных бизнес-приложений, позволяющих оптимизировать, удешевить и упростить работу компаний разного уровня, облачные технологии российскими компаниями воспринимаются в первую очередь как инфраструктурная технология - на вопрос "что такое облачные услуги сейчас?" 59,9% крупных компаний, 81,9% средних и 61,2% малых ответили, что это инфраструктура. Ответ, что облачные услуги - это бизнес-приложения, дали 26,4%, 10,6% и 11,7% соотвественно.

Это тем более интересно, учитывая, что наибольшую долю на рынке занимает именно модель SaaS — 58,9%. На IaaS и PaaS пока приходится соответственно 37,2% и 3,9% в объеме рынка. По данным исследования, доля SaaS к 2020 году увеличится до 62,4%, PaaS - до 5,3%, а IaaS - снизится до 32,3%.

По сравнению с двумя годами ранее, отраслями, которые наиболее активно стали мигрировать в облака и увеличили долю пользователей в 2 раза, стали предприятия оптовой и розничной торговли, бытовых услуг (с 10,4% до 20,7%), пищевая отрасль (с 11,1% до 24,5%), транспортные и логистические компании – (с 12,3% до 29,6%).

У предприятий добывающих отраслей, ТЭК за последние 2 года произошел существенный скачок в принятии облачных услуг – рост доли пользователей в 4,5 раза с 4,2% в 2014 г. до 19% в опросе 2016 г.
Банковский и финансовый сектора экономики имеют пока небольшой уровень принятия новых облачных услуг (16,7%).

Что касается функциональных областей бизнеса, которые компании по всему миру в первую очередь переводят в облака, то, по данным Forrester, это управление продажами, платформы автоматизации коммерции, совместная работа, ERP. А такие области как бухгалтерия и финансовые приложения, реже переводят в "облака", несмотря на то, что соотвествующих облачных решений присутвует немало.

Андрей Шарак , заместитель генерального директора SAP СНГ, отметил, что число клиентов компании в облачном сегменте в 2015 году выросло в три раза, активный рост продолжился и в 2016 году. Причина очень проста - сейчас компании не могут позволить себе "долгострой", отсроченный возврат капиталовложений. Несомненный плюс облаков  в том, что они дают быструю окупаемость для проектов. Даже при том, что облака не всегда дешевле on-prem систем. Например, перенос решений SAP в частное облако на базе ЦОДа SAP (дата-центр находится в России, это позволяет SAP предлагать услуги частных облаков российским клиентам в соотвествии с российским законодательством) будет стоить значительно дороже, чем использование решений на базе публичного облака. Однако, здесь для клиентов есть выгода с точки зрения рисков, затрат времени, оплаты услуг специалистов и т.д.  А отсутсвие "головной боли" по таким поводам - это немаловажный фактор.

В целом, уверен Шарак, рано или поздно абсолютно весь рынок перейдет в облака. Это будет либо "чистое" облако, либо гибридная модель (например, для предприятий ОПК). Преимущества облачных технологий слишком велики, чтобы можно было ими пренебрегать.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.

Продолжение использования сайта пользователем интерпретируется как согласие на обработку фрагментов персональных данных (таких, как cookies) для целей корректной работы сайта.

Согласен