Рубрикатор |
Все новости | Новости отрасли |
Александра КРЫЛОВА | 11 мая 2016 |
Корпорации закидывают сети
За последние годы корпоративные венчурные фонды становятся заметным явление на рынке. Какие проекты они ищут? Сколько денег готовы им предложить?
Ответы на эти вопросы прозвучали на специальной секции Большого Медиа-Коммуникационного Форума 2016.
В отличие от институтов развития, которые вкладывать средства в команды с интересными идеями на посевной и даже предпосевной стадии, корпоративные венчурные фонды и инвестиционные подразделения крупных корпораций готовы приобретать доли в компаниях или компании целиком, находящихся не ниже раунда А, имеющих продукт, а лучше еще и первый опыт его продаж на российском и/или международном рынке. И это понятно, ведь их задача – найти дополнительные точки роста выручки материнской компании, привнести в нее полезные дополнительные компетенции.
«Мы не инвестируем на этапе идеи или догадки», – сказал Вартан Миносян, руководитель центра инвестиций и инноваций «Лаборатории Касперского», – нам важно, чтобы стартап был в чем-то инновационным – в бизнес-модели, в продукте, в технологии».
У венчурного фонда «КоммИТ Кэпитал» (100% дочерней структуры «Ростелекома») есть немало критериев, в соответствии с которыми производится отбора компаний для приобретения в них долей, отметил Алексей Басов, вице-президент ПАО «Ростелеком» и председатель совета директоров ее венчурного фонда. Но основными из них являются соответствие инвестиционным приоритетам материнской компании, способность повысить эффективность ее бизнеса, а также наличие у стартапа возможностей сформировать уникальное торговое предложение для клиентов оператора. А таковых у «Ростелекома» насчитывается сегодня немало: его услугами пользуются сегодня 33 млн домохозяйств и 700 тыс. частных пользователей.
Рассматривая возможность покупки той или иной компании, инвестиционное подразделение Mail.Ru Group, к слову, не структурированное как корпоративный венчурный фонд, по словам его директора Алексея Милевского, прежде всего оценивает темпы ее роста. «Для коммуникационных сервисов, которые монетизируются не сразу, важен рост базы пользователей, для сервисов Marketplace – рост выручки и количество платящих пользователей», – отметил А. Милевский. Как правило, инвестирует Mail.Ru Group в компании, которые успели поработать на рынке от полугода до года, то есть на стадии раунда С.
Для недавно объявившего о начале работы фонда Sistema Venture Сapital (АФК «Система»), по словам его президента Алексея Каткова, интересны инновационные компании с понятной бизнес-моделью, за которой просматривается экономика. При первичном «просеве» проектов в фонде руководствуются принципом «верю-не верю». Именно из-за отсутствия веры в успех создаваемых с нуля мессенджеров и социальных сетей, Sistema Venture Сapital не планирует поддерживать такие проекты, несмотря на то, что Communitainment (Communications+Entertainment) – интернет-проекты в области коммуникаций и развлечений пользователей являются для фонда одним из двух заявленных направлений инвестиций. Гораздо более реалистичным А. Катков назвал перпективы стартапов в области облачных платформ и сервисов, интернета-вещей и роботов.
При этом не у всех корпоративных венчурных фондов есть цель – получить 100% акций компании. Так, «КоммИТ Кэпитал» не так давно объявил о закрытии первых двух сделок на 200 млн рублей по приобретению 30% компании «Рэйдикс», российского разработчика ПО систем хранения данных, и 20,3% компании «Программируемые сети» (торговая марка Brain4Net), разрабатывающей системы на базе архитектур SDN-сетей. По словам А. Басова, у первых приобретений фонда был определенный внутренний заказчик – технический блок ПАО «Ростелеком».
Похожей стратегии приобретений будет придерживаться Sistema Venture Сapital. «Мы гибкие, готовы инвестировать и в несколько % акций компании, и в ее контрольный пакет», – сказал А. Катков. По его словам, на получении контроля над компанией фонд настаивает в том случае, если у него есть понимание того, в каком направлении она должна развиваться.
Не стоит задача покупки 100% в том или ином стартапе и перед «Лабораторией Касперского». По словам Вартана Минасяна, при принятии решения о поддержке той или иной команды оценивается, чем обе стороны могут стать полезны друг другу, в том числе как партнеры.
Тем не менее, поскольку крупные корпорации и компании далеко не всякий бизнес могут вырастить внутри себя, команды, соответствующие озвученным в ходе секции критериям, имеют шанс получить от них инвестиции. Так, фонд «КоммИТ Кэпитал», по экспертной оценке А. Басова, рассматривает сделки в максимальном диапазоне от 30 млн руб. до 1,5 млрд руб., минимальный объем сделки для корпоративного венчурного фонда Sistema Venture Сapital тоже 30 млн руб., а максимальный А. Катков оценил в 1-1,5 млрд руб., центр инвестиций и инноваций «Лаборатории Касперского» готов вложить в заинтересовавший его проект от $100 тыс. до $1 млн. Диапазон M&A-сделок Mail.Ru Group – от нескольких десятков миллионов рублей – до нескольких сотен миллионов долларов.
Оставить свой комментарий:
Комментарии по материалу
Данный материал еще не комментировался.