Rambler's Top100
Все новости Новости отрасли

Россияне готовы учиться в онлайне за деньги

12 декабря 2014

Российский рынок онлайн-образования в 2014 году составит примерно 400 млн. рублей. Причем, как отмечают эксперты, особенностью нашего рынка является преобладание в этом сегменте платного контента.

Российское онлайн-образование

Эксперты J’son&Partners Consulting подготовили отчет по сегменту массовых онлайн-курсов (MOOC) для частных лиц, где эксперты выделяют два подсегмента: курсы по расписанию, лекции которых становятся доступными строго в определенное время, и курсы без расписания, лекции которых доступны в любое время.

Бизнес-модели

Основной продукт образовательных платформ – это контент. Существует несколько возможных способа его производства:

  • Показ готового контента. Этим занимаются такие агрегаторы, как Uchinovoe, BeSmart и другие.
  • Адаптация чужого контента. Например, Lendwings переводит популярные курсы с американской площадки Udemy.
  • Использование пользовательского контента. Например, записи вебинаровZillion.
  • Собственное производство. Например, Eduson, Универсариум, Uniweb и ряд других.

Преобладающей тенденцией является снижение востребованности сайтов-агрегаторов и повышение спроса на отобранные качественно подготовленные и снятые курсы.

Основные способы монетизации

  • Продажа программы из набора курсов (Uniweb, Eduson) – в среднем $200-500
  • Продажа ролика (Besmart) – в среднем до $10
  • Продажа курса (Udemy) – в среднем до $100
  • Продажа подписки на период (Нетология, ЯКласс, LinguoLeo) – $20-25 в месяц
  • Продажа сертификатов при бесплатном предоставлении курса (Cousera) – в среднем $50-80
  • Продажа дополнительных услуг – консультации, проверка заданий и пр. (Web.University, Earlydays) - в среднем $100-300
  • Продажа данных посетителей рекламодателям для таргетированной рекламы (ResearchGate)
  • Делать аналитику по загруженному контенту и подбирать необходимые исследования за отдельную плату (Academia.edu)
  • Предоставлять дополнительные платные сервисы вроде хранилища материалов и организации дискуссионных площадок для вузов (Mendeley).
  • Выступать обучающей, рекрутинговой и PR площадкой для компании (Udacity)

Наиболее перспективными являются гибридные модели, предлагающие blendedlearning – смесь онлайн-и офлайн-обучения. Например, одна из трех крупнейших американских MOOC платформ Udacity недавно перешла именно на эту модель. Начиная с 2014 года платформа предлагает платные курсы с постоянным сопровождением, проверкой заданий, обратной связью и дипломами как альтернативу бесплатным самостоятельным курсам. Курсы создаются на деньги компаний, заинтересованных в квалифицированных сотрудниках и сопровождаются их экспертами. Например, на платформе идет двухмесячный курс по созданию приложений на Android стоит $300, созданный компанией Google для популяризации Android и развития новых приложений. Включает в себя обратную связь по проектам, сопровождение коучей и финальные сертификаты.

Статистика

Основные тренды мирового рынка онлайн-образования

  • Микрокурсы - наблюдается тренд к уменьшению среднего времени одного ролика до 1-3 минут.
  • Геймификация – основной задачей площадок является необходимость удержать внимание пользователя, для чего наиболее часто используется инструментарий геймификации.
  • Новые технологии – многие эксперты и аналитики рынка говорят о том, что развитие технологий дополненной реальности сможет стать дополнительным драйвером роста всего рынка.
  • B2B – корпоративный сегмент обращает все большее внимание на отрасль. Крупные корпорации выступают как в качестве потребителей, так и в качестве провайдеров услуг.
  • Прикладные навыки – наблюдается тенденции к росту количества площадок, предлагающих именно прикладные знания и навыки. Особенно данная тенденция заметна в РФ.

Российский рынок

Несмотря на то, что российский рынок онлайн-образования активно стартовал буквально на год позже запуска крупнейших мировых площадок - в 2013 г., следует отметить, что первые крупные проекты появились около 5 лет назад. В настоящее время по оценке J’son&PartnersConsulting на рынке присутствует более 50 крупных проектов с десятками тысяч слушателей. Аудитория лидеров рынка насчитывает миллионы пользователей, например в сервисе Lingualeo – более 6 млн слушателей из России.

Ключевые цифры и факты:

  • экспертная оценка рынка в денежном выражении 2014г. ~ 400 млн руб.;
  • общее количество слушателей составляет несколько миллионов человек;
  • рост рынка в денежном выражении по сравнению с 2013г. – 70-100%;
  • число зарегистрированных пользователей на крупнейших MOOC -площадках составляет десятки тысяч, в некоторых случаях превышает 100 тыс.;
  • по информации от игроков показатель конверсии находится в диапазоне 1-4%, медианная оценка ~ 2%;
  • стоимость курсов варьируется от нескольких тысяч рублей до нескольких десятков тысяч в зависимости от тематики, продолжительности курса и детализации;
    на рынке присутствует более 50 площадок;
  • 7,2 млн жителей России хотя бы раз проходили обучение онлайн ;
  • 78% слушателей занимаются изучением английского;
  • популярны площадки, готовящие к ЕГЭ и дающие навыки программирования;
  • превалирует платная модель.

Потенциал рынка

Для оценки потенциала рынка онлайн-образования в России аналитики J’son&PartnersConsulting оценили объем смежных рынков: сегмент репетиторов и рынок корпоративного образования. Согласно имеющимся данным , совокупный рынок репетиторов РФ оценивается в 26-30 млрд руб., в то время как объем сегмента корпоративного образования превысил 70 млрд руб. Совокупная оценка обоих сегментов ~100 млрд руб. По мнению экспертов J’son&PartnersConsulting к 2018 г. доля онлайн-образования в этих сегментах может достигнуть 5-7%, что составит не менее 6-8 млрд руб., из которых большая часть придется на корпоративный сегмент.

Ниже представлена карта российского онлайн-образования по основным направлениям.

Отличительной характерной чертой российского рынка является платная модель обучения. Если западный рынок онлайн-образования развивался из бесплатных проектов, то на российском рынке изначально доминировала платная модель. На рынке существует ряд бесплатных проектов, но их число невелико. К числу наиболее значимых проектов можно отнести:

  • Lektorium (www.lektorium.tv) – некоммерческий академический образовательный проект, запущенный в 2009г. по модели MOOC. Проект финансируется ФППИ и частными меценатами;
  • Universarium (www.universarium.org) - некоммерческий академический образовательный проект, запущенный в декабре 2013г. по модели MOOC при поддержке РИА Наука и АСИ;
  • UniverTV (www.univertv.ru) – агрегатор онлайн-курсов.

Российский рынок онлайн-образования привлекает венчурных инвесторов. За последние 2,5 года российские проекты привлекли около 15 млн долл. Основные примеры инвестирования приведены ниже.

Мировой рынок

Рынок онлайн-образования достаточно долгое время находился в стадии зарождения. Несмотря на то, что первые площадки появились еще в 90-е годы, а первый значимый проект (MIT OpenCourseWare) в 2002 г., настоящий взлет рынка случился в 2012г., когда были запущены три крупнейшие площадки: Coursera, EdX и Udacity.

Несмотря на затяжной старт, онлайн-образование моментально стало популярным, а рынок онлайн-обучения привлек множество инвесторов. Слушателями топ-10 мировых ресурсов в области онлайн-образования являются около 20 млн чел., а совокупные инвестиции в эти ресурсы превысили 300 млн долл. Общий объем инвестиций в онлайн-образование в 2000 -2013 гг. составил 8,5 млрд долл.

Согласно существующим оценкам текущий объем мирового рынка онлайн-образования оценивается в более чем 40 млрд долл. По прогнозу в 2016 г. эта цифра превысит 50 млрд долл. Структура мирового рынка по ключевым географическим сегментам представлена ниже.

По мнению Максима Спиридонова, генерального директора «Нетология-групп», рынок онлайн-образования в РФ прошел стадию зарождения и начал свое формирование. Появились ниши, в которых возможна монетизация, а, следовательно, развитие бизнеса; выросли и окрепли первые лидеры в этих нишах. «При этом, с точки зрения перспектив и потенциальных возможностей, мы в самом начале пути. Многие эксперты называют онлайн-образование "nextbigthing" и ожидают появление в этой нише своих "Яндексов, Google и Facebook". Мы, как практики рынка, также очень оптимистично смотрим в будущее», - говорит Спиридонов.

Среди трендов рынка он называет резкий рост числа игроков рынка онлайн-образования. Появление все более узких специализаций проектов. Формирование главных направлений онлайн-образования, где игроки видят наибольшие перспективы на сегодня. Это языковое обучение, компетенци-ориентированные курсы, дополнительное среднее образование, корпоративное образование.

«Росту сегмента способствует освоение все большей аудиторией цифрового пространства; приобретение обычным пользователем привычки работать и развлекаться онлайн. Также помогает развитию ниши развитие у пользователя готовности платить в интернете и, в частности, готовности платить за цифровой контент разного рода», - говорит Спиридонов.

По мнению Михаила Мягкова, генерального директора Maximumtest, сегодняшний рынок находится в начале пути к созданию качественных/онлайн-ориентированных продуктов и программ обучения, и их соответствующей монетизации. «Сегодня, пользователями являются в основном более мотивированные, потребители онлайн услуг. Монетизация онлайн программ сегодня базируется на тех пользователях, для кого программы представляют четкую ценность и которые эти пользователи не могут получить в другом формате».

В будущем, уверен Мягков, развитие рынка будет базироваться на создании брендов, с высокой степенью узнаваемости, предоставляющих пользователям реальную ценность; создании онлайн-программ, “переносящих" лучшие практики традиционного обучения в онлайн, сочетая их с уникальными технологическими преимуществами такими как персонализация и адаптивность автоматизированный анализ успеха учеников и инструменты визуализации контента. Базисный контент будет доступен бесплатно, но “пакет” сочетающий качественный контент, платформу и эффективные методы коммуникации контента - будут востребованы и в монетизируемом формате.

Михаил Ляпин, веб-евангелист HTML-Академии, отмечает: «Онлайн-образование в России по многим направлениям существует уже несколько лет. И сейчас всё важнее становится качество предоставляемых услуг в онлайне. Уже недостаточно просто видео лекций, пользователи хотят проверять свои знания сразу же. Поэтому в течение следующих нескольких лет будет появляться всё больше интерактивных курсов. Также большинство стартапов, у которых нет собственного контента и которые занимаются агрегацией чужих продуктов будут постепенно закрываться».

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.

Продолжение использования сайта пользователем интерпретируется как согласие на обработку фрагментов персональных данных (таких, как cookies) для целей корректной работы сайта.

Согласен