Рубрикатор |
Все новости | Новости отрасли |
Россияне готовы учиться в онлайне за деньги
12 декабря 2014 |
Российский рынок онлайн-образования в 2014 году составит примерно 400 млн. рублей. Причем, как отмечают эксперты, особенностью нашего рынка является преобладание в этом сегменте платного контента.
Российское онлайн-образование
Эксперты J’son&Partners Consulting подготовили отчет по сегменту массовых онлайн-курсов (MOOC) для частных лиц, где эксперты выделяют два подсегмента: курсы по расписанию, лекции которых становятся доступными строго в определенное время, и курсы без расписания, лекции которых доступны в любое время.
Бизнес-модели
Основной продукт образовательных платформ – это контент. Существует несколько возможных способа его производства:
- Показ готового контента. Этим занимаются такие агрегаторы, как Uchinovoe, BeSmart и другие.
- Адаптация чужого контента. Например, Lendwings переводит популярные курсы с американской площадки Udemy.
- Использование пользовательского контента. Например, записи вебинаровZillion.
- Собственное производство. Например, Eduson, Универсариум, Uniweb и ряд других.
Преобладающей тенденцией является снижение востребованности сайтов-агрегаторов и повышение спроса на отобранные качественно подготовленные и снятые курсы.
Основные способы монетизации
- Продажа программы из набора курсов (Uniweb, Eduson) – в среднем $200-500
- Продажа ролика (Besmart) – в среднем до $10
- Продажа курса (Udemy) – в среднем до $100
- Продажа подписки на период (Нетология, ЯКласс, LinguoLeo) – $20-25 в месяц
- Продажа сертификатов при бесплатном предоставлении курса (Cousera) – в среднем $50-80
- Продажа дополнительных услуг – консультации, проверка заданий и пр. (Web.University, Earlydays) - в среднем $100-300
- Продажа данных посетителей рекламодателям для таргетированной рекламы (ResearchGate)
- Делать аналитику по загруженному контенту и подбирать необходимые исследования за отдельную плату (Academia.edu)
- Предоставлять дополнительные платные сервисы вроде хранилища материалов и организации дискуссионных площадок для вузов (Mendeley).
- Выступать обучающей, рекрутинговой и PR площадкой для компании (Udacity)
Наиболее перспективными являются гибридные модели, предлагающие blendedlearning – смесь онлайн-и офлайн-обучения. Например, одна из трех крупнейших американских MOOC платформ Udacity недавно перешла именно на эту модель. Начиная с 2014 года платформа предлагает платные курсы с постоянным сопровождением, проверкой заданий, обратной связью и дипломами как альтернативу бесплатным самостоятельным курсам. Курсы создаются на деньги компаний, заинтересованных в квалифицированных сотрудниках и сопровождаются их экспертами. Например, на платформе идет двухмесячный курс по созданию приложений на Android стоит $300, созданный компанией Google для популяризации Android и развития новых приложений. Включает в себя обратную связь по проектам, сопровождение коучей и финальные сертификаты.
Статистика
Основные тренды мирового рынка онлайн-образования
- Микрокурсы - наблюдается тренд к уменьшению среднего времени одного ролика до 1-3 минут.
- Геймификация – основной задачей площадок является необходимость удержать внимание пользователя, для чего наиболее часто используется инструментарий геймификации.
- Новые технологии – многие эксперты и аналитики рынка говорят о том, что развитие технологий дополненной реальности сможет стать дополнительным драйвером роста всего рынка.
- B2B – корпоративный сегмент обращает все большее внимание на отрасль. Крупные корпорации выступают как в качестве потребителей, так и в качестве провайдеров услуг.
- Прикладные навыки – наблюдается тенденции к росту количества площадок, предлагающих именно прикладные знания и навыки. Особенно данная тенденция заметна в РФ.
Российский рынок
Несмотря на то, что российский рынок онлайн-образования активно стартовал буквально на год позже запуска крупнейших мировых площадок - в 2013 г., следует отметить, что первые крупные проекты появились около 5 лет назад. В настоящее время по оценке J’son&PartnersConsulting на рынке присутствует более 50 крупных проектов с десятками тысяч слушателей. Аудитория лидеров рынка насчитывает миллионы пользователей, например в сервисе Lingualeo – более 6 млн слушателей из России.
Ключевые цифры и факты:
- экспертная оценка рынка в денежном выражении 2014г. ~ 400 млн руб.;
- общее количество слушателей составляет несколько миллионов человек;
- рост рынка в денежном выражении по сравнению с 2013г. – 70-100%;
- число зарегистрированных пользователей на крупнейших MOOC -площадках составляет десятки тысяч, в некоторых случаях превышает 100 тыс.;
- по информации от игроков показатель конверсии находится в диапазоне 1-4%, медианная оценка ~ 2%;
- стоимость курсов
варьируется от нескольких тысяч рублей до нескольких десятков тысяч в
зависимости от тематики, продолжительности курса и детализации;
на рынке присутствует более 50 площадок; - 7,2 млн жителей России хотя бы раз проходили обучение онлайн ;
- 78% слушателей занимаются изучением английского;
- популярны площадки, готовящие к ЕГЭ и дающие навыки программирования;
- превалирует платная модель.
Потенциал рынка
Для оценки потенциала рынка онлайн-образования в России аналитики J’son&PartnersConsulting оценили объем смежных рынков: сегмент репетиторов и рынок корпоративного образования. Согласно имеющимся данным , совокупный рынок репетиторов РФ оценивается в 26-30 млрд руб., в то время как объем сегмента корпоративного образования превысил 70 млрд руб. Совокупная оценка обоих сегментов ~100 млрд руб. По мнению экспертов J’son&PartnersConsulting к 2018 г. доля онлайн-образования в этих сегментах может достигнуть 5-7%, что составит не менее 6-8 млрд руб., из которых большая часть придется на корпоративный сегмент.
Ниже представлена карта российского онлайн-образования по основным направлениям.
Отличительной характерной чертой российского рынка является платная модель обучения. Если западный рынок онлайн-образования развивался из бесплатных проектов, то на российском рынке изначально доминировала платная модель. На рынке существует ряд бесплатных проектов, но их число невелико. К числу наиболее значимых проектов можно отнести:
- Lektorium (www.lektorium.tv) – некоммерческий академический образовательный проект, запущенный в 2009г. по модели MOOC. Проект финансируется ФППИ и частными меценатами;
- Universarium (www.universarium.org) - некоммерческий академический образовательный проект, запущенный в декабре 2013г. по модели MOOC при поддержке РИА Наука и АСИ;
- UniverTV (www.univertv.ru) – агрегатор онлайн-курсов.
Российский рынок онлайн-образования привлекает венчурных инвесторов. За последние 2,5 года российские проекты привлекли около 15 млн долл. Основные примеры инвестирования приведены ниже.
Мировой рынок
Рынок онлайн-образования достаточно долгое время находился в стадии зарождения. Несмотря на то, что первые площадки появились еще в 90-е годы, а первый значимый проект (MIT OpenCourseWare) в 2002 г., настоящий взлет рынка случился в 2012г., когда были запущены три крупнейшие площадки: Coursera, EdX и Udacity.
Несмотря на затяжной старт, онлайн-образование моментально стало популярным, а рынок онлайн-обучения привлек множество инвесторов. Слушателями топ-10 мировых ресурсов в области онлайн-образования являются около 20 млн чел., а совокупные инвестиции в эти ресурсы превысили 300 млн долл. Общий объем инвестиций в онлайн-образование в 2000 -2013 гг. составил 8,5 млрд долл.
Согласно существующим оценкам текущий объем мирового рынка онлайн-образования оценивается в более чем 40 млрд долл. По прогнозу в 2016 г. эта цифра превысит 50 млрд долл. Структура мирового рынка по ключевым географическим сегментам представлена ниже.
По мнению Максима Спиридонова, генерального директора «Нетология-групп», рынок онлайн-образования в РФ прошел стадию зарождения и начал свое формирование. Появились ниши, в которых возможна монетизация, а, следовательно, развитие бизнеса; выросли и окрепли первые лидеры в этих нишах. «При этом, с точки зрения перспектив и потенциальных возможностей, мы в самом начале пути. Многие эксперты называют онлайн-образование "nextbigthing" и ожидают появление в этой нише своих "Яндексов, Google и Facebook". Мы, как практики рынка, также очень оптимистично смотрим в будущее», - говорит Спиридонов.
Среди трендов рынка он называет резкий рост числа игроков рынка онлайн-образования. Появление все более узких специализаций проектов. Формирование главных направлений онлайн-образования, где игроки видят наибольшие перспективы на сегодня. Это языковое обучение, компетенци-ориентированные курсы, дополнительное среднее образование, корпоративное образование.
«Росту сегмента способствует освоение все большей аудиторией цифрового пространства; приобретение обычным пользователем привычки работать и развлекаться онлайн. Также помогает развитию ниши развитие у пользователя готовности платить в интернете и, в частности, готовности платить за цифровой контент разного рода», - говорит Спиридонов.
По мнению Михаила Мягкова, генерального директора Maximumtest, сегодняшний рынок находится в начале пути к созданию качественных/онлайн-ориентированных продуктов и программ обучения, и их соответствующей монетизации. «Сегодня, пользователями являются в основном более мотивированные, потребители онлайн услуг. Монетизация онлайн программ сегодня базируется на тех пользователях, для кого программы представляют четкую ценность и которые эти пользователи не могут получить в другом формате».
В будущем, уверен Мягков, развитие рынка будет базироваться на создании брендов, с высокой степенью узнаваемости, предоставляющих пользователям реальную ценность; создании онлайн-программ, “переносящих" лучшие практики традиционного обучения в онлайн, сочетая их с уникальными технологическими преимуществами такими как персонализация и адаптивность автоматизированный анализ успеха учеников и инструменты визуализации контента. Базисный контент будет доступен бесплатно, но “пакет” сочетающий качественный контент, платформу и эффективные методы коммуникации контента - будут востребованы и в монетизируемом формате.
Михаил Ляпин, веб-евангелист HTML-Академии, отмечает: «Онлайн-образование в России по многим направлениям существует уже несколько лет. И сейчас всё важнее становится качество предоставляемых услуг в онлайне. Уже недостаточно просто видео лекций, пользователи хотят проверять свои знания сразу же. Поэтому в течение следующих нескольких лет будет появляться всё больше интерактивных курсов. Также большинство стартапов, у которых нет собственного контента и которые занимаются агрегацией чужих продуктов будут постепенно закрываться».
Оставить свой комментарий:
Комментарии по материалу
Данный материал еще не комментировался.