Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 12 2012 |
Лилия ПАВЛОВА  | 11 декабря 2012 |
Региональное ТВ готовит «кабельные подушки»
К концу этого года, по планам РТРС, уже 80% населения России смогут принимать телеканалы 1-го мультиплекса. Региональных каналов в нем еще нет. Во 2-м мультиплексе, по всей вероятности, и не будет. Как в этой ситуации сложится судьба регионального ТВ?
Место в мультиплексе
К 2016 г. всем жителям нашей страны, согласно ФЦП «Развитие телерадиовещания в РФ на 2009–2015 гг.», должны быть доступны каналы трех мультиплексов. Как известно, в 1-й мультиплекс, который строится на бюджетные средства, вошли «Первый канал», «Россия 1», «Россия 2», «Россия – Культура», «Россия 24», НТВ, «Пятый канал», «Карусель». Также в него должны войти «Общественное телевидение» и по одному региональному каналу от каждого субъекта Федерации. Пока ни один регион в мультиплексе не представлен.
Как сообщил заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ Алексей Волин на конференции «Развитие цифрового вещания в России», сроки проведения конкурса на вхождение региональных каналов в 1-й мультиплекс будут определены в следующем году, чтобы «засинхронизировать действия» с требованиями по 3-му мультиплексу, который будет состоять из четырех региональных каналов и одного канала высокой четкости. Условия, предложенные для каналов 3-го мультиплекса, учитывают принцип сетевого партнерства с телеканалами, не вошедшими в первые два (партнеров будут выбирать региональные вещатели). В настоящее время, по словам А. Волина, Роскомнадзор проводит анализ частотного ресурса для 3-го мультиплекса и решает принципиальный вопрос: в каком диапазоне, метровом или дециметровом, будет осуществляться его вещание. «Как только этот вопрос будет решен, можно будет определяться со сроками проведения конкурсов как на 1-й, так и на 3-й мультиплекс», – заверил замминистра.
Победителям конкурсов на десять мест во 2-м мультиплексе, которые Роскомнадзор объявил в октябре нынешнего года, придется платить. Сначала 36,095 млн руб. (размер конкурсного взноса 2% – 721,9 тыс. руб.). Затем нужно будет заключить контракт с РТРС на оказание услуг по распространению цифрового сигнала на 10 лет и каждый год выплачивать немалую сумму. По экспертным оценкам, она составит около 1 млрд руб.
Итоги конкурсов Роскомнадзор подведет 14 декабря, но их условия, похоже, не оставляют надежд мелким региональным вещателям: в конкурсах могут участвовать телеканалы, вещающие не менее чем в пяти регионах, доля программ отечественного производства у них должна составлять не менее 55%, время вещания – «ежедневно, круглосуточно». До последнего момента региональные вещатели вносили в Минкомсвязи предложения сделать приоритетным условием участие в конкурсе сетевых телеканалов совместно с региональными партнерами, но эта инициатива не нашла поддержки. Теперь на место в мультиплексе претендуют только крупные каналы – РЕН ТВ, ТНТ, СТС, «Перец», Disney, ТВ-3, MTV, 2 × 2, «Дождь», «Мир», «Живи» и др. Как объяснил Игорь Ростов («ТНТ-Телесеть»), решение участвовать в конкурсе вызвано перспективой «получить всю страну», ведь рекламодатель платит за размер зрительской аудитории. Но остается, по его словам, «главный страх» – платить миллиард рублей в год вместо привычных $5–7 млн.
От паровоза до паразита и обратно
Расставание с сетевыми каналами, уходящими во 2-й мультиплекс; перспектива попадания в 1-й в основном «губернаторских» каналов; туманная будущность 3-го мультиплекса – все эти тревожные для регионалов обстоятельства заставляют их вот уж третий год усиленно искать свою нишу.
В свое время именно на их плечах «сетевики» вошли в регионы. Теперь И. Ростов говорит, что «эта рента (частота), которая позволяла региональным компаниям вещать, например, ТНТ и при этом, не сильно напрягаясь, делать пару собственных новостей и собирать с рекламодателей деньги за контент, привела к деградации регионального ТВ». А. Волин опасения «мелких каналов» за свою будущность при потере сетевых партнеров и непопадании в мультиплексы называет плачем Ярославны, а «привычку многих ТВ-каналов в регионах жить на чужом контенте» – «паразитической моделью существования». «Надо производить свой контент, надо быть конкурентоспособными, интересными зрителям», – резюмировал замминистра.
К слову, неожиданно за регионалов вступились рекламщики: как отметила Галина Артеменко, президент российской «Рекламной федерации регионов», по данным измерений TNS, рейтинг канала «Домашний» в среднем по России составляет 0,85, а с красноярским ТВК этот показатель поднялся до 2,2. «Это говорит о том, что местная компания ТВК "вытаскивает" сетевой телеканал», – констатировала Г. Артеменко.
Ирина Долгушина, президент Ассоциации телевещателей и телепроизводителей Красноярского края «Енисей ТВ», отметила, что схема сетевого партнерства удобна и с точки зрения практики, и с точки зрения бизнеса, но сейчас она рассыпается – и надо думать о будущем. «Мы делаем все, чтобы в цифровую эпоху продолжали жить не только четыре крупные красноярские телекомпании – причем жить и в качестве производителей контента, и в качестве вещателей, – но и маленькие телекомпании муниципального уровня», – подчеркнула И. Долгушина. В частности, ассоциация активно продвигает интернет-платформу «Баррикады» для обмена ТВ-контентом между регионами, разработанную телекомпанией «Афонтово». На ее основе вещатели могут осуществить качественный переход на самопрограммирование. По словам И. Долгушиной, главное преимущество местных телевизионщиков в том, что у них самые высокие рейтинги доверия у своих зрителей и «контент, сделанный даже на слабой технической базе, бывает такой "вкусный", что удивительно». Кроме того, красноярские вещатели энергично осваивают новые для них среды распространения сигнала – кабель и спутник.
«Кабельную подушку» готовят себе и небольшие компании. Представитель такого телеканала из Сарова отмечает: «Когда мы существовали в форме сети, мы, зарабатывая на ее рекламе, могли финансировать свои новости. Новости – дорогой продукт, который не профинансируешь, размещая рекламу только в них самих. Как будем дальше жить, непонятно. Начинаем вещание в кабеле, объединяемся в пул с другими муниципальными телеканалами. Опасаемся, не получится ли, что все эти инициативы будут зарублены в Минкомсвязи, Роскомнадзоре». Эти опасения постарался развеять замминистра, заявив, что и объединения, и вещание в кабельной среде – абсолютно правильный подход.
Примечательно, что перспективу расставания сетевых телекомпаний с региональными партнерами И. Ростов рассматривает как благо для последних: «Многие говорят, что если сети уйдут из регионов, регионалам не на что будет жить. Наоборот, им наконец будет на что жить, потому что сегодня центральные каналы и сети уводят из регионов деньги. Мы работаем как пылесосы – наши отделения на местах собирают рекламу и перечисляют деньги в Москву». С уходом сетевых каналов деньги останутся в регионах, и там смогут расти настоящие региональные телекомпании, которые развернутся и начнут новую жизнь, обещает И. Ростов. Пока не наступило это светлое завтра, регионалы осваивают основы выживания в цифровой реальности.
Школа выживания
По данным НАТ, большинство телеканалов уже сейчас распространяют свои программы не только наземным эфирным способом, но и посредством спутникового ТВ, кабельных систем, в интернет-среде. Но кабель и Интернет достигли высокого уровня проникновения лишь в крупных городах, и полный переход на распространение каналов только в этих средах будет означать для региональных вещателей потерю на неопределенное время значительной части аудитории, а для населения – недоступность местных программ.
Чтобы решить эту проблему, региональные телекомпании предложили Минкомсвязи на законодательном уровне разрешить региональным предприятиям связи независимо от формы собственности формировать дополнительные мультиплексы, которые позволили бы местным телекомпаниям попасть в цифровой эфир. Компании, не занимавшиеся до последнего времени самостоятельным программированием и имеющие незначительные объемы производства собственной продукции, объединяются в пулы и заявляют о готовности перейти на «цифру».
По мнению Александра Тюникова (телекомпания «АС Байкал ТВ»), без регионального мультиплекса многие местные компании перестанут существовать как телевещатели. А. Волин заметил на это, что для создания на региональном уровне отдельных минимультиплексов нужно для начала сохранить за телевещанием высвобождающийся частотный спектр.
Региональные вещатели отмечают также необходимость бесплатного распространения вошедших во 2-й и 3-й мультиплексы каналов в кабельных сетях аналогично тому, как это сделано в 1-м. Как отметила Светлана Яремчук («Областное телевидение» Челябинска), отношения с операторами КТВ до сих пор не урегулированы. По ее словам, некий кабельный оператор в Челябинской области создал собственную телекомпанию и исключил из своего кабеля другую компанию, эфирную. «Все вещание в этом городе осуществляется по кабелю, и компания прекратила свое существование. Таким образом оператор, ставший вещателем, легко расправился с конкурентом, – констатировала С. Яремчук. – Необходимо законодательно выработать правила игры, которые не давали бы таких преимуществ кабельщикам». Руслан Гаттаров, член Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике, заявил о готовности Совета Федерации предоставить свою площадку региональным вещателям для законодательных инициатив и совместной работы.
Итак, вопросы телекомпаний в регионах относительно места в мультиплексах остаются без ответов до следующего года; относительно средств на жизнь – туман только сгущается; зато прояснилась перспектива лоббировать свои интересы через законодателей. Возможно, призрачная, но все же надежда.