Rambler's Top100
Статьи ИКС № 5 2009
Александр БАРСКОВ  05 мая 2009

Корпоративная телефония. Под знаком интеграции

Анализ новинок, представленных за последний год на рынке корпоративной IP-телефонии, показывает, что основным направлением развития здесь является интеграция, причем как внутренняя – наделение одного продукта все б'ольшим числом функций, так и внешняя – с другими системами и приложениями.

Загляните в аппаратную комнату небольшой компании или офиса. Что вы там увидите? Скорее всего, нагромождение «коробок»: отдельно стоит офисная УАТС, отдельно – маршрутизатор для выхода в Интернет и подключения к корпоративной территориально распределенной сети (WAN), отдельно – коммутаторы Ethernet, обеспечивающие связь по внутренней ЛВС. А еще серверы электронной и голосовой почты, системы конференц-связи, оборудование беспроводных ЛВС (WLAN) и т.д., и т.п. Вся эта техника занимает много места (иногда целую комнату), для настройки и контроля работы каждого устройства требуется своя утилита управления… Короче говоря – сложно, дорого, неудобно.

«Всё в одном»

А между тем на рынке уже несколько лет представлены интегрированные продукты, объединяющие функции большинства (или даже всех) упомянутых выше устройств. И ассортимент таких продуктов постоянно расширяется.

Система UC500 компании CiscoНапример, в 2008 г. Cisco вывела на рынок SMB линию решений UC500, построенных по принципу «всё в одном». Они выполняют функции маршрутизатора, коммутатора, голосового шлюза (поддерживается от 4 аналоговых линий до 30-канального потока PRI ISDN), IP-УАТС, голосовой почты, межсетевого экрана, сервера VPN, контроллера Wi-Fi и др. Решения продаются предварительно настроенными – достаточно подключить телефоны и рабочие станции и можно пользоваться всеми сервисами. Коробочные решения поставляются в комплектации, рассчитанной на определенное число рабочих мест (8, 16, 24, 32, 48 и 64), оборудованных IP-телефонами.

В систему UC500 входит набор приложений для повышения продуктивности работы сотрудников: звонки щелчком мышки, всплытие окна контакта при поступлении вызова, контроль присутствия абонента (presence). Система ведет журналы поступивших, пропущенных и совершенных звонков, а список номеров сотрудников выдается на экране IP-телефона. Также поддерживается видеотелефония (в том числе с удаленными абонентами) и запись телефонных разговоров, а голосовая почта может быть интегрирована с электронной почтой (POP3/SMTP/IMAP) и факс-серверами.

Система BCM 450 компании NortelОдин из основных конкурентов UC500 – продукт BCM (Business Communication Manager) компании Nortel, уже довольно давно присутствующий на рынке. Главные изменения здесь связаны с выпуском в октябре 2008 г. новой аппаратной платформы BCM 450, значительно увеличившей абонентскую емкость продукта с перспективой ее дальнейшего наращивания. Б'ольшую часть функций новый продукт унаследовал от хорошо известной на рынке системы BCM 50 3.0: имеется встроенный контакт-центр (Intelligent Contact Center), мост конференц-связи (до 120 портов), интерфейсы компьютерно-телефонной интеграции (TAPI), поддержка унифицированной почты и т.д. Теперь все эти сервисы доступны 300 внутренним абонентам, которые могут пользоваться как обычными (TDM) телефонами, так и IP-терминалами.

В портфеле продуктов Alcatel-Lucent прямой конкурент UC500 и BCM – система OmniPCX Office, уже несколько лет успешно продаваемая на российском рынке. В 2008 г. Alcatel-Lucent решила применить хорошо зарекомендовавший себя интеграционный подход к другому сегменту – компаниям среднего размера, представив для них продукт Business integrated Communication Solution (BiCS). В него вошли собственно сервер обработки вызовов (OmniPCX Enterprise), голосовая почта, сервер унифицированных коммуникаций (OmniTouch UC), call-центр и система управления (OmniVista 4760). Сервер OmniTouch UC обеспечивает проведение сеансов конференц-связи разного типа и поддержку групповых работ; с его помощью можно получить удаленный доступ к своему телефону или организовать маршрутизацию вызовов (например, VIP-вызовы будут направляться на ваш мобильный телефон, остальные – в голосовую почту). Система BiCS поставляется с предустановленными приложениями, а часть «продвинутых» функций предлагается по принципу «попробуй, прежде чем купить»: они активированы на пять абонентов и не ограничены по времени использования.

Еще один хорошо известный продукт «всё в одном», нацеленный на сегмент SMB, – IP Office компании Avaya. Одна из ее последних новинок – интегрированное решение IG550 для филиалов и удаленных офисов крупных корпораций. Для его создания Avaya, которая, в отличие от Cisco, Nortel и Alcatel-Lucent, сама не выпускает IP-маршрутизаторы, объединила усилия с Juniper – известным игроком и одним из главных конкурентов Cisco в этой области. Фактически система IG550 – это медиашлюз Avaya, встроенный в маршрутизатор J-серии компании Juniper. Базовое решение поддерживает 80 каналов IP-телефонии. Имеются решения и с меньшим числом кодеков (на 20 и 10 каналов VoIP), которые могут заинтересовать небольшие филиалы. Шлюз IG550 используется в составе распределенной телефонной системы Avaya Communication Manager, основные серверы управления вызовами которой обычно устанавливаются в центральном офисе заказчика.

Другая новинка компании – медиашлюз G450, позиционируемый производителем как решение для средних и крупных филиалов корпораций. Отмечу его высокую масштабируемость (поддерживается до 240 кодеков) и отказоустойчивость – два блока питания, «горячая» замена вентиляторных модулей, платы управления и медиамодулей. Как и другие шлюзы Communication Manager, G450 может быть оборудован собственным сервером управления вызовами, работающим в режиме LSP (Local Survivable Processor). В случае отказа центрального сервера или нарушения связи он способен самостоятельно обеспечивать связь между своими локальными абонентами и их выход в ТфОП. Еще одно средство сохранения живучести медиашлюзов – режим локального выживания SLS (Standard Local Survivability): если связь с центром пропала и локального сервера нет, шлюзы задействуют имеющиеся на шасси процессорные резервы и сохраняют базовые функции телефонного коммутатора. Этот пример наглядно показывает, что переход на IP-решения не только не снижает, но в отдельных инсталляциях даже повышает уровень отказоустойчивости телефонных систем.

Решения-экстраверты

Однако как бы ни расширялся функционал коммуникационных систем, «запихнуть» туда все, что необходимо сегодня и может потребоваться завтра, конечно, невозможно. И достаточно открытая архитектура современных систем позволяет относительно легко дополнять их функционал возможностями сторонних приложений, которых уже разработано немало. К ним относятся различные системы записи переговоров, распознавания речи, преобразования текста в речь (text-to-speach), шлюзы в такие популярные системы, как Skype, и многие другие.

Будучи большим поклонником Skype, отмечу, что система UC-500 компании Cisco может интегрироваться с Skype-шлюзом ее партнера StoneVoice. С помощью этого шлюза можно принимать на офисные телефоны звонки из Интернета со Skype-терминалов, а также звонить из офиса через Skype, за счет чего существенно сокращаются расходы на междугородную и международную связь.

Дополнив систему BCM 450 программными продуктами партнеров Nortel, например фирм AdvaTel или iTel, можно получить практически полное решение унифицированных коммуникаций (УфК) для малого бизнеса – с отображением статуса присутствия, персональным агентом интеллектуальной маршрутизации и обменом IM-сообщениями. Специалисты Nortel рекомендуют обратить самое пристальное внимание на разработанные для BCM продукты сторонних компаний, уверяя, что список их внушителен и они способны значительно расширить функциональность коммуникационной системы и адаптировать ее к специфическим нуждам конкретного клиента.

Игроков становится больше

IP-УАТС X6004 компании ZyXELГоворя о новинках-2008, не могу обойти вниманием пару новых имен, появившихся на рынке корпоративной телефонии. Первое – Aastra Technologies. Приобретя последовательно подразделение аналоговых телефонных систем компании Nortel, подразделение УАТС швейцарской фирмы Ascom, профильные для себя активы французской Matra (EADS), немецкой DeTeWe и, наконец, подразделение Ericsson Enterprise Communications, Aastra на базе последнего открыла в прошлом году свое представительство в России. Понятно, что после такого числа покупок портфель продуктов Aastra выглядит весьма солидно. К ключевым решениям компании, на мой взгляд, следует отнести IP-коммуникационную систему MX-ONE и контакт-центр Solidus eCare.

Второе имя – ZyXEL. Этот известный производитель сетевого оборудования в конце 2008 г. вышел на рынок IP-АТС, начав поставки систем X6004, предназначенных для организаций с числом сотрудников до 640 человек. Хотя это и первая IP-УАТС компании, оснащена она основательно. Станция поддерживает многоуровневую (10 иерархических уровней) систему интерактивных голосовых меню (IVR), три профиля автоответчика (например, с сообщениями на русском, английском и немецком языках) и голосовую почту. Средства автоматической обработки вызовов позволяют реализовать call-центры с поддержкой нескольких групп операторов и гибкими алгоритмами распределения входящих вызовов. Для работы с IP-УАТС предлагается веб-интерфейс, через который возможна самостоятельная настройка абонентом правил перенаправления вызовов, функций голосовой почты и ночного режима. При потребности в комплексном решении, объединяющем функции телефонии и передачи данных, специалисты ZyXEL рекомендуют задействовать ее NGN-коммутаторы, в частности устройства IES-1000, IES-1248-51V и IES-5005.

Если бюджет невелик

Сколь бы ни были функциональны IP-УАТС, востребованность их сервисов зависит от удобства доступа к ним, а значит, от удобства терминального оборудования. Основные изменения в этой области носят преимущественно экономический характер: IP-телефоны корпоративного класса дешевеют, что позволяет им постепенно просачиваться в области, прежде являвшиеся вотчиной традиционной TDM-телефонии. Если раньше IP-телефон стоимостью менее $100 имел урезанную до предела функциональность, то сейчас цены на вполне функциональные модели даже ниже этого психологически важного уровня.

Например, для уже упомянутой системы UC500 компания Cisco разработала две модели бюджетных IP-телефонов – 521SG и 524SG. В середине марта с.г. их начальная стоимость составляла 3200 и 4000 руб. соответственно (данные сайта price.ru). Представители производителя считают, что, опустив нижнюю границу стоимости IP-телефонов, они сделали современные решения более доступными для рынка SMB.

IP-УАТС IPNext50 компании AddPacПримерно 4000 руб. составляет и минимальная цена младшей модели (4008) телефона IP Touch компании Alcatel-Lucent. В 2008 г. она существенно модифицировала линейку своих аппаратов IP Touch, которые стали поставляться с поддержкой протокола SIP и встроенными портами Gigabit Ethernet. Другие производители (Avaya, Cisco, Nortel…) тоже оборудовали свои телефоны гигабитными интерфейсами. Они особенно востребованы пользователями, которым широкая полоса пропускания нужна для организации видеоконференций, обмена документами в реальном времени, передачи изображений с б'ольшим разрешением и т.п. Использование телефонов с портами GE позволит компаниям сэкономить немалые деньги на создании инфраструктуры, поскольку для подключения такого телефонного аппарата и компьютера требуется всего один гигабитный порт коммутатора ЛВС.

Более доступными становятся не только телефоны, но и сами IP-УАТС. Так, например, в 2008  г. компания AddPac представила сразу несколько бюджетных новинок, ориентированных на рынок SMB. Это системы AddPac IPNext50, AddPac IPNext180 и IPNext190, старшая модель рассчитана на поддержку до 100 абонентов. При невысокой цене (от $30 за порт, данные «ИМАГ») эти решения поддерживают видеозвонки и функции унифицированных коммуникаций.

Продолжаем экономить

Тенденциями развития рынка терминального оборудования следует назвать массовое появление USB-софтфонов с поддержкой видеозвонков и видеотелефонов с большими дисплеями и поддержкой тройного стека протоколов (SIP, MGCP, H.323) и полного набора кодеков. Новые двухрежимные мобильные трубки (GSM и Wi-Fi с поддержкой SIP-клиента) могут быть прописаны в качестве внутренних телефонов корпоративных коммуникационных систем с возможностью использования функций, ранее доступных только с офисного телефона. На них можно устанавливать разные приложения, позволяющие экономить средства за счет «звонка через станцию» и «обратного вызова».

Даже недешевые топовые модели IP-телефонов с большими дисплеями в определенных ситуациях могут принести экономию. Например, за счет отказа от компьютера. По сути, такие устройства – некий гибрид телефона и компьютера: они поддерживают самые разные встроенные программы и дополнительные приложения, обеспечивая удобный доступ к веб-ресурсам через большой сенсорный экран. Среди встроенных приложений компфонов – полноценная QWERTY-клавиатура, доступ к картам, информация о погоде, калькулятор и многое другое.

И еще об одной тенденции. в последнее время много говорят о программных IP-УАТС с открытым исходным кодом (open source). Самая известная из них – система Asterisk, но есть и масса других: ASTLinux, FreePBX, Trixbox, Freeswitch, Call Weaver… Однако надо четко понимать, что к бесплатному софту придется покупать еще платы, например для подключения телефонов и выхода в ТфОП. Собрать такой конструктор можно и самому – было бы время... И все-таки, на мой взгляд, системы типа Asterisk еще сыроваты для применения в качестве  серьезных корпоративных решений. Им недостает проверенных средств отказоустойчивости и управляемости, что очень важно для солидных заказчиков.

Однако экономить можно не только на стоимости коммуникационной системы. Вспомним интегрированные решения, о которых шла речь в начале статьи. Купить вместо нескольких «коробок» одну – это ли  не выгода? Да и аппаратная комната может уже не понадобиться. Можно будет сократить расходы на аренду, что в непростой экономической ситуации совсем не лишнее.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Продолжение использования сайта пользователем интерпретируется как согласие на обработку фрагментов персональных данных (таких, как cookies) для целей корректной работы сайта.

Согласен