Рубрикатор | ![]() |
![]() |
Статьи | ![]() |
ИКС № 2-3 2009 | ![]() |
![]() |
Евгения ВОЛЫНКИНА | 10 марта 2009 |
Абонент–домашний, проблемы — профессиональные
Далеко не все компании, работающие сегодня на телеком-рынке домашних пользователей, занимались этим с самого начала своей деятельности. Обстоятельства, заставляющие операторов «сменить ориентацию» или диверсифицировать свой бизнес, разные, но, судя по всему, при правильной организации дела игра стоит свеч. Об особенностях работы на домашнем рынке говорят участники дискуссионного клуба «ИКС».
И д е м к в а м д о м о й!«ИКС»: Чем привлекательны частники для оператора?
А. АНТОНЕНКО, «Радионет»: Частные клиенты приносят оператору самые стабильные доходы, а их количество – индикатор устойчивости оператора.

А. КЛИМЕНКО, «Национальные мультисервисные сети»: Решение работать на рынке частных лиц очевидно: всегда лучше опираться на несколько сегментов рынка. Кроме того, работа и с корпоративными клиентами, и с физическими лицами позволяет организовать «обмен опытом», четче понимать специфику рынка, а значит, предлагать более интересные и востребованные продукты. Частный пользователь, как правило, менее искушен, чем корпоративный, а это открывает более широкие возможности продвижения продуктов и услуг. При «правильной» подаче продукта успех не заставит себя ждать.
В ы б е р и м е н я...
«ИКС»: Чем можно привлечь современного абонента? Низкими ценами, скоростями доступа, какими-то особыми услугами?
А. АНТОНЕНКО: По нашим оценкам, низкие цены привлекают до 70% абонентов, высокие скорости доступа – до 50%, состав услуг – 10%, столько же клиентов интересуются контентом, а дополнительные платные услуги важны примерно для 5% пользователей.

А. МАЛИС, «ВымпелКом»: Абонентов, давно пользующихся интернет-доступом, скорее всего, привлекут высокие скорости передачи данных, новые сервисы или пакетные предложения, а интернет-новичков – ценовая составляющая или сочетание цены и технических характеристик.
А. КЛИМЕНКО: Завлечь клиента, например, помогают акции типа «Тест-драйв» – предоставление определенного периода бесплатного пользования услугой для оценки ее качества.

П о е х а л и...
«ИКС»: Какая скорость доступа нужна сегодня домашним интернет-пользователям? Будет ли она кардинально меняться в ближайшие годы?
В. БОБКОВ, «Дальсвязь»: Среднему пользователю нужно до 1 Мбит/с. Тем, кто активно использует файлообменные и мультимедийные сервисы, – до 10–12 Мбит/с, но скоро потребность вырастет до 25 Мбит/с. В ближайшем будущем мы, развивая услуги интерактивного ТВ, планируем довести ее до 70 Мбит/с.
А. ЛЯХОВ, «АМТ»: Скорость домашнего интернет-доступа еще долго будет расти. Более того, я не думаю, что этот рост остановится в принципе. Сейчас верхняя разумная планка – 25 Мбит/с, тогда как для среднестатистического пользователя достаточно и 1 Мбит/с.
А. БАЛЫБИН, ZyXEL Россия: Скорости много не бывает, а ее ограничение для конечного пользователя зачастую сводится не к возможностям оборудования, а к стоимости контракта. Если, например, в Москве за 1000 руб./мес. можно получить безлимитку в 20 Мбит/с, то на юге России только 256 кбит/с. Технологически мы как производитель готовы к любому повышению скорости: ADSL2+ у нас поддерживается, для ETTH скорость маршрутизации достаточная, клиентские устройства PON также есть.

О. РУМЯНЦЕВА: На мой взгляд, оптимальным является безлимитный доступ в Интернет по доступной цене на скорости от 1 Мбит/с. Сегодня это легко можно получить в Москве и С.-Петербурге. В других же регионах либо дорого, либо просто отсутствует (там безлимитные тарифы предлагаются на более низких скоростях). Кардинальные изменения в ближайшие годы возможны при условии устранения цифрового неравенства между регионами и Москвой.
Д е р ж и е г о…
«ИКС»: Итак, домашний абонент «пойман», снабжен услугами и каналом нужной ширины. Сложно ли теперь удержать его?
О. РУМЯНЦЕВА: Домашний абонент, в силу определенной консервативности и инертности, не склонен к спонтанной смене оператора. Основным стимулом к «перемене мест» может быть плохое качество услуги.


А. КЛИМЕНКО: Всегда есть клиенты, имеющие склонность к смене оператора. Однако для рынка ШПД их не может быть слишком много, так как переход связан с процедурами подключения и отключения, необходимостью перезаключения договоров и т.д. У нас отток абонентов составляет порядка 1%, и этот показатель мы считаем очень хорошим. Комплексной программы по повышению лояльности абонентов у нас, к сожалению, пока нет, но мы начинаем над ней работать.
«Ч а й н и к а м» п о с в я щ а е т с я...
«ИКС»: Рынок домашних пользователей имеет свою специфику не только для операторов, но и для производителей. Что необходимо учитывать при разработке и продвижении на рынок оборудования, предназначенного именно для частного пользователя?
Д. ХРИСТОЛЮБОВ: Основным определяющим фактором для домашнего пользователя является цена. Правда, не всегда удается сделать доступное по цене устройство (например, при внедрении новых технологий, таких как GPON или STB для IPTV). Здесь навстречу клиенту может пойти оператор, предоставляя пользователям дорогостоящее абонентское оборудование в аренду.


А. БАЛЫБИН: Значительная доля оборудования для доступа в Интернет в России, в отличие, например, от европейских стран, продается не через провайдера, а через розничные сети. С одной стороны, это открывает дорогу на рынок множеству разных моделей, в том числе довольно дорогим нишевым устройствам, а с другой – предъявляет повышенные требования к внешнему виду, комплектации, удобству настройки и качеству технической поддержки оборудования.

«ИКС»: Действие кризиса уже ощутили на себе многие отрасли экономики. Вряд ли рынок домашних телекоммуникаций будет «тихой гаванью». Считаете ли вы, что новые услуги первыми попадут под сокращение?


А. ЛЯХОВ: Действительно, некоторые операторы уже начали замораживать проекты развития своих сетей, что, безусловно, затормозит эволюцию связи в РФ. Однако я не думаю, что развитие как таковое остановится, скорее всего, снизится темп и внедряться будут только те услуги, которые гарантированно принесут доход оператору.
С. НЕСТЕРОВИЧ, ChronoPay: Кризис 1998 г. показал, что инновационные услуги, наоборот, оказались более востребованными по сравнению со среднерыночным уровнем. Думаю, так будет и на этот раз. Кризис дает толчок инновациям, потому что пока кризиса нет, меньше стимулов смотреть вперед, а больше опираться на проверенное и давно известное.
«ИКС»: А как сами домашние абоненты реагируют на кризис?

П. БАСОВ: Если абонент пользуется услугами связи и дополнительными сервисами длительное время, он, скорее всего, полностью не откажется от своих привычек. Хотя ради экономии семейного бюджета, возможно, произойдет частичное сокращение потребления услуг.
О. РУМЯНЦЕВА: Я считаю, что основным критерием отказа от сервиса будет не инновационность, а его избыточность.

А. КОСТРОВ: Хочется отметить, что и без кризиса абоненты отказываются от потребления услуг, неудобных в использовании или требующих слишком сложной настройки. Главная задача оператора – обеспечить удобство и простоту использования услуги. И тогда никакой кризис не страшен.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!