Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 12 2008
Ваагн МАРТИРОСЯН  Лилия ПАВЛОВА  09 декабря 2008

За тремя слонами

Три основных сегмента потребителей – массовый, корпоративный и государственный сектора – сегодня одинаково важны для бизнеса МРК. Генеральный директор ОАО «ЦентрТелеком» Ваагн МАРТИРОСЯН убежден, что на этих «трех слонах» традиционный оператор связи способен укрепить свои позиции в условиях глобального кризиса.

Ваагн Артаваздович МАРТИРОСЯН, ЦентрТелеком Ваагн Артаваздович, как «ЦентрТелеком» ощутил на себе влияние финансового кризиса?

– На самом деле, «ЦентрТелеком» чувствует себя довольно уверенно даже в условиях серьезных изменений экономической ситуации и в России, и в мире. Можно сказать, что мы встретили кризис достаточно подготовленными. Но нужно признать, что он заставил нас более критично оценивать и финансово-экономические перспективы компании, и амбиции менеджмента. В частности, мы уже пересмотрели планы по развитию бизнеса и трансформации компании на 2009--2013 гг. Сегодня реальность такова, что компания должна более эффективно работать и в сфере организации продаж, и в управлении операционной деятельностью, и в области инвестпланирования. Мы же работаем над совершенствованием схем организации бизнеса в этих сегментах два последних года, поэтому никаких принципиально новых направлений деятельности, на которых нам необходимо сосредоточиться, кризис для нас не выявил.

В обновленной программе развития «ЦентрТелекома» до 2013 г. инвестиционные планы скорректированы с акцентом на реализацию уже заключенных договоров. Мы планируем сократить объем инвестиций, но при этом проектов с высокой финансовой отдачей станет значительно больше. Огромное значение для нас сейчас имеют высококачественные маркетинговые исследования региональных рынков. Маркетинг в целом играет все более важную роль в процессе планирования и организации нашей работы. Только отталкиваясь от реальных, обоснованных планов продаж, мы можем грамотно планировать необходимость расширения и совершенствования инфраструктуры компании, выбирать те или иные технологические решения. Очень важно, что в последние годы нам удалось переломить восприятие приоритетного значения для развития бизнеса технических служб, сохранившееся еще с советских времен, в пользу подразделений коммерческого блока практически по всех филиалах «ЦентрТелекома». В нашей компании «коммерсанты» сегодня являются своего рода «представителями заказчика».

– Что означают ваши слова о подготовленности к кризису?

– С начала 2007 г. мы на 20 тыс. сократили персонал. А столь масштабное изменение численности сотрудников любой компании невозможно без значительной реорганизации всей системы работы, без перехода с многоуровневой системы управления на двухуровневую, без оптимизации бизнес-процессов, перестройки всей системы обслуживания клиентов и укрепления системы продаж. Мы, например, как бы заново начали осваивать сегмент крупных корпоративных клиентов. При этом работаем с ними уже по-новому. Многие юрлица в регионах ЦФО были нашими клиентами и раньше, но прежде использовали только услуги традиционной телефонии. Между тем бизнес крупных корпоративных клиентов постоянно развивается, а вместе с ним растет и роль современных телекоммуникационных услуг в его работе. Нужно лишь вовремя донести до потенциальных пользователей, что они могут существенно оптимизировать свою работу, используя возможности инфокоммуникационных систем нашей компании. Сегодня мы предоставляем услуги передачи данных, доступа в Интернет, организации каналов для видеоконференцсвязи, документооборота и т.д. Фактически мы помогаем нашим клиентам на основе технологий организации виртуальных сетей создавать свои небольшие сети, позволяющие им не только снижать расходы, но и по-новому организовывать бизнес-процессы. Каждый корпоративный клиент для нас – это отдельный инвестиционный проект, который требует адаптации существующих типовых решений. Именно поэтому мы активно работаем в области реализации инвестпрограмм с высокой финансовой отдачей. И если в начале 2007 г. у нас были единицы таких проектов, то сейчас уже сотни, а в ближайшем будущем, мы рассчитываем, их будет тысячи – на каждый филиал в год по сотне проектов.

Кроме того, мы активизировали работу в госсекторе, с администрациями регионов, с муниципалитетами. Инфраструктура наших оптоволоконных сетей подходит для создания различных информационных подсистем как федерального, так и регионального уровня, например электронных правительств регионального уровня. В регионах мы также реализуем проекты по внедрению телемедицины, созданию электронных библиотек, ситуационных центров, системы «112» и т.д. Перспективным нам представляется партнерство по созданию информационных сетей региональных органов управления, мониторинга и оперативного управления ЖКХ, общественным транспортом, дорожным движением и т.д.

В начале 2008 г. мы первыми из МРК запустили в эксплуатацию 10-гигабитную межрегиональную сеть передачи данных, объединившую все 17 областей ЦФО; аналогичные сети (класса 10 Гбит/с) построены и в самих регионах. В ближайшем будущем планируем построить оптоволоконные каналы почти до каждого административного образования в ЦФО (в каждом регионе их от 200 до 400). Сейчас подобные каналы проложены почти до всех райцентров (в каждой области их от 20 до 40). Когда эта задача будет решена, доступность наших услуг вырастет в десятки раз. Но впереди у нас еще много работы.

– Правильно ли я поняла, что компания теперь будет фокусироваться на высокодоходных сегментах рынка, а сектор массовых потребителей уходит на второй план?

– Ни в коем случае. Сегмент физлиц, который сейчас у «ЦентрТелекома» значительно больше корпоративного сектора, нам не менее важен. Главной тенденцией уходящего года для компании стал стремительный прирост числа абонентов ШПД. Если к началу 2008 г. их было чуть более 300 тыс., то сегодня уже более 636 тыс., а к концу года, по нашим прогнозам, их число превысит 700 тыс. Хочу отметить, что если раньше мы делали акцент на расширение базы пользователей услуги доступа в Интернет по технологии xDSL, то с 2009 г. практически все строящиеся системы будут ориентированы на использование FTTH. В течение последнего года вся необходимая строительная документация была подготовлена, и уже в начале 2009 г. мы приступим к реализации таких проектов во многих регионах. К 2012 г. планируем, что 70% наших абонентов будут подключаться по технологии FTTH. А более скоростные каналы передачи данных позволят нам практически мгновенно доставлять до абонентов контент любой «тяжести», что особенно важно для дальнейшего развития спектра услуг компании. В силе остаются и планы развития IPTV: мы уже приступили к опытной эксплуатации услуги в Московской и Владимирской областях, а до конца года к ним присоединятся Тульский, Воронежский и Липецкий регионы. Таким образом, в 2008 г. этот сервис «ЦентрТелекома» будет введен в 5 регионах. Остальные 12 – в будущем году.

Как вы знаете, мы работаем над оптимизацией системы обслуживания клиентов, в частности через развитие системы приема платежей с использованием многочисленных терминалов различных платежных систем. Сегодня пользователи могут оплачивать услуги компании почти через 40 тыс. точек приема платежей, и наша задача – довести их число до 80 тыс. Для удобства обслуживания мы также строим единый call-центр в Твери. Кроме того, разрабатываем портал самообслуживания, который позволит максимально приблизить услуги и продукты к клиенту.

Ну а в целом, я думаю, что все МРК оказались менее чувствительны к кризису, поскольку это наиболее близкие к клиентам и устойчивые инфраструктурные компании. Клиентам ведь в этот период тоже нужно оптимизировать собственные расходы, но качественная, надежная связь им по-прежнему жизненно необходима. А для нас преодоление кризиса означает и укрепление собственных конкурентных преимуществ.

– На каких задачах сфокусирует свою деятельность «ЦентрТелеком» в 2009 г. и какие задачи стоят перед вами лично как гендиректором компании?

– Думаю, что по-прежнему будут актуальны два направления: развитие новых телекоммуникационных услуг с высокой потребительской ценностью (ШПД, IPTV, VoD, PVR и др.) и динамичное увеличение числа корпоративных абонентов. А чтобы укрепить свои позиции на рынке, надо продолжить преобразование компании с ориентацией на бизнес, когда происходит не просто освоение принципиально новых продуктов и услуг, а вырабатывается механизм создания продуктов и услуг. Я вижу своей задачей именно такое преобразование компании.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!