Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 12 2008
Лилия ПАВЛОВА  09 декабря 2008

M&A-событие года. Супермегагиперохотник на распутье

Из всех наиболее значимых событий-2008 в операторском бизнесе трудно обойти великую M&A-сделку на сумму $4,3 млрд. Но дело даже не в деньгах: покупка «ВымпелКомом» «Голден Телекома» привела к образованию новой сущности на рынке – компании, равновеликой в двух видах бизнеса, сотовой и фиксированной связи. Аналитики расходятся во мнениях относительно перспективности такого слияния; операторы – присматриваются.

По мнению В. Демчишина («Современные Телекоммуникации»), в результате этой сделки образовался универсальный мегаоператор, который может эффективно работать как в сегменте корпоративных клиентов, так и в сегменте физических лиц, а также внедрять современные решения класса FMC. Такой же точки зрения придерживается и Д. Комаров («Би-Эй-Си»), считающий, что в результате подобного слияния на российском рынке появляется совершенно новая бизнес-модель интегрированного провайдера телеком-услуг «и, если бы не вмешательство кризиса, в ближайшее время мы могли бы стать свидетелями масштабного выхода операторов мобильной связи на рынок услуг по предоставлению фиксированного широкополосного доступа в Интернет».

Ф. Крупянский (ТТК), отмечает, что многие игроки рынка внимательно наблюдают за «экспериментом». Не всегда выигрывает тот, кто идет первым, но очень важен опыт, показывающий, реальны ли  продвигаемые конвергированные решения фиксированной и мобильной связи и действительно ли они дают конкурентные преимущества. «До сих пор не было видно реальных результатов продвижения таких услуг, и, если этот опыт окажется успешен, я думаю, на рынке будут появляться либо подобные компании, либо альянсы операторов, которые станут конкурировать с «ВымпелКомом». Это может дать качественный шаг к развитию связи», – размышляет Ф. Крупянский.

И все же большинство экспертов осторожничают в своих оценках эффективности такой махины, сомневаясь, хватит ли «супергипермегаигроку» финансовых, технических и управленческих ресурсов на полноценную интеграцию сделанных приобретений?.. Они полагают, что в России сегмент фиксированной связи «ВымпелКома» будет развиваться быстрее сегмента сотовой связи благодаря быстрому развитию широкополосного доступа в Интернет. В частности, согласно прогнозам «УРАЛСИБ Кэпитал», выручка «ВымпелКома» от услуг фиксированной связи в 2009–2011 гг. вырастет на 69%, до $3,3 млрд, а ее доля в совокупной выручке оператора в 2011 г. достигнет 19%. По словам аналитика этой компании О. Власовой, в среднесрочной перспективе эффект синергии будет заметен в основном в части затрат: по оценкам, экономия затрат «ВымпелКома» в ближайшие три года составит $400 млн, что соответствует прогнозу синергии от объединения, озвученному самой компанией ($440 млн). Что же касается выручки, то пока трудно определить те конвергентные услуги фиксированной и мобильной связи, которые были бы способны стимулировать ее [выручки] рост в ближайшее время, считают аналитики компании. Впрочем, поддержку доходной части бюджета «ВымпелКома» могут оказать услуги B2B, запускаемые совместно с «Голден Телекомом».

По оценкам самой компании, ее прибыльность будет снижаться: поскольку бизнес фиксированной связи «ВымпелКома» развивается быстрее, чем бизнес мобильной связи, оператор в среднесрочной перспективе останется сравнительно менее прибыльной компанией.

Помимо всего прочего эта сделка привела к «внутрицеховым» переменам в сегменте сотовой связи. Как отмечает О. Власова, к концу 2007 г. операторы «большой тройки» были примерно равными по объемам абонентской базы; у всех был низкий уровень долга, стабильные операционные денежные потоки, унифицированная услуга (голосовая связь) и все они ориентировались на развитие в рамках СНГ. С поглощением «ВымпелКомом» «Голден Телекома» (а также с выходом «ВымпелКома» на рынок Вьетнама и материнской компании МТС – АФК «Система» – на рынок Индии) можно говорить о том, что на рынке появились две разные стратегии – и результаты деятельности операторов теперь несопоставимы в чистом виде.

Знаковой для рынка стала также покупка «Вымпел-Комом» крупнейшего российского ритейлера – компании «Евросеть» (49,9% акций). Это должно позволить оператору более активно продвигать на рынок решения 3G, а также мобильный контент. Аналитики сходятся во мнении, что приобретение «ВымпелКомом» неконтрольного пакета «Евросети», скорее всего, приведет к адекватным действиям со стороны конкурентов – и краткосрочный эффект по увеличению числа подключений к «Билайн» нивелируется в среднесрочной перспективе конкурентной ситуацией на рынке.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!