Rambler's Top100
Статьи ИКС № 12 2008
09 декабря 2008

Чего ждать от кризиса в телекоме?

Кто выиграет в кризисе? Крупные операторы и холдинги, получившие возможность скупать подешевевшие активы. Кто больше всех пострадает? Небольшие компании, которые могут остаться без средств на развитие бизнеса и строительство сетей. Другие подробности кризисных прогнозов – от аналитиков телеком-рынка.

Октябрь – один их самых опасных месяцев в году для игры на бирже.

Остальные опасные месяцы: июль, январь, сентябрь, апрель,

ноябрь, май, март, июнь, декабрь, август и февраль.


Марк Твен


Сотовая связь фундаментально устойчива


Телекоммуникационные компании в целом и сотовая связь в частности хорошо защищены от негативных внешних воздействий даже в периоды кризиса, – считает Олеся Власова, «УРАЛСИБ Кэпитал». – Это обусловлено тем, что услуги связи стали, по существу, базовыми, отказаться от их использования сложно, к тому же затраты населения на них составляют всего 6% бюджетов домохозяйств (мобильная связь – менее 3%).


Фундаментальная устойчивость мобильных операторов заключается в стабильности их бизнеса, в хороших перспективах роста, разумных стратегиях и сильных управленческих командах. Финансовое положение компаний достаточно прочное: норма OIBDA близка к 50%, а большие свободные денежные потоки позволяют выплачивать высокие дивиденды. Бизнес-модель российских компаний сотовой связи довольно устойчива к замедлению темпов экономического роста, а кризис на рынке кредитования не окажет разрушительного влияния на их финансовые показатели и планы развития.


Даже при пессимистичном макроэкономическом сценарии трафик в 2009 г. снизится лишь на 7%, а средняя стоимость минуты разговора – на 2%. «Большая тройка» может извлечь пользу из кризиса, осуществив выгодные слияния и поглощения. При этом мы опасаемся, что операторы, располагающие мощными денежными потоками, могут распорядиться ими неэффективно.


M&A станет больше


Финансовый кризис создает предпосылки к активизации деятельности по слияниям-поглощениям предприятий, – поддерживает коллегу Владимир Демчишин, «Современные Телекоммуникации». – Крупные (и успешные) операторы смогут на более выигрышных условиях, чем до кризиса, купить региональные активы, владельцы которых будут не в состоянии вести прибыльный бизнес. Возможно, в 2009 г. появятся новые универсальные операторы путем слияния операторов фиксированной и мобильной связи (по аналогии с объединением «ВымпелКома» и «Голден Телекома»).


Отрицательные последствия мирового финансового кризиса в той или иной степени коснулись в 2008 г. или затронут в 2009 г. всех участников российского рынка.  Ряд операторов уже в октябре 2008 г. объявили о пересмотре своих инвестиционных программ на 2009–2010 гг. в сторону сокращения (МТС, отдельные МРК «Связьинвеста»). Следовательно, обнародованные в начале 2008 г. планы регионального развития будут пересмотрены, что отразится на масштабах планировавшихся проектов и их качестве (с целью уменьшения технологических рисков операторы повременят с внедрением инновационных технологий).


Финансовый кризис отразится и на бизнес-моделях взаимодействия участников рынка, поскольку у многих из них сократятся возможности получения финансовых кредитов для обеспечения своего бизнеса:

  • операторы вынуждены будут в 2009 г. рассчитаться со своими кредиторами из полученной прибыли;
  • производители (поставщики) ужесточат условия кредитных схем поставки оборудования операторам;
  • подрядные организации потребуют большего авансирования работ или сократят количество выполняемых заказов, исходя из собственных возможностей финансирования работ до момента их приемки заказчиком.


Поскольку финансовый кризис затрагивает все сектора экономики (а в них работают существующие и потенциальные потребители телекоммуникационных услуг) и население, следует ожидать понижения платежеспособного спроса на услуги связи «до лучших времен», включая падение спроса на инновационные услуги (услуги 3G, услуги ШПД/БШД в регионах), замедление набора новых абонентов или даже сокращение абонентской базы. По итогам 2008 г. и в 2009 г. следует ожидать уменьшения общего объема доходов операторов, а также падения темпов роста доходов. А это непременно отрицательно скажется на их инвестиционной деятельности.


Не исключено, что с целью снижения текущих издержек российские участники рынка пойдут на реорганизацию предприятий и сокращение персонала в центральных и региональных филиалах (родственных компаниях). Это также отрицательно скажется на темпах ведения бизнеса, поскольку потом многие проекты (направления бизнеса) придется начинать заново.


Пострадают компании с высокой долговой нагрузкой


Кризис был ожидаем, но долгое время сохранялась надежда, что он не столь существенно заденет Россию. Еще год назад никто не мог прогнозировать панических распродаж ценных бумаг и вывода средств иностранными инвесторами, – напоминает Татьяна Менькова, «Финам».


Третий квартал 2008 г. ознаменовался значительным падением капитализации всех игроков. Так, с 1 июля по 25 сентября капитализация МТС уменьшилась на 23%, «Уралсвязьинформа» – на 62%, «Сибирьтелекома» – на 60%, а «Дальсвязи» – на 61%. Для такого снижения стоимости акций мы не видим фундаментальных причин: негативный тренд стал исключительно следствием упаднических настроений иностранных игроков из-за внешних факторов и падения рынка. Этот же тренд продолжился в октябре.


При этом стоит особо отметить, что кредитный кризис способен негативно отразиться на показателях большинства крупных телекоммуникационных компаний, но нанести им радикальный ущерб он вряд ли сможет. Причем, как показывают последние новости, и для МТС, и для «ВымпелКома» заемные ресурсы хоть и дорожают, но остаются доступными.


Впрочем, есть ряд компаний с высокой долговой нагрузкой, которые могут сильно пострадать из-за отсутствия возможности рефинансировать основной долг. К таким операторам мы склонны отнести в первую очередь ЮТК (долг/EBITDA превышает 3,6), «Уралсвязьинформ» (долг/EBITDA превышает 2,8) и «ЦентрТелеком» (долг/EBITDA около 2,5). Вместе с тем мы считаем, что телекоммуникационные компании (особенно такие крупные, как МРК) будут явно далеко не первыми жертвами кризиса ликвидности – их бизнес предполагает диверсифицированное и стабильное поступление абонентской платы, а компании со стабильным денежным потоком у кредитных организаций пользуются особым расположением даже (а точнее, именно) во времена кризисов. Кроме того, для государственного «Связьинвеста» проблема доступа к кредитным ресурсам нам кажется больше политической, чем экономической.


Бренды подешевеют


Полагаю, что главным последствием кризиса будет существенное, на несколько процентов годовых, удорожание кредитных ресурсов, – продолжает Антон Богатов, юридический консультант TeliaSonera. – Наряду с повышением требований к ликвидности залогов это приведет к «чучхеизации» телекоммуникаций, т.е. к необходимости развития отрасли в основном за счет собственных сил и средств. Подозреваю, что санирующее воздействие кризиса в среднесрочной перспективе окажется довольно значимым: конкуренция в условиях отсутствия внешнего финансирования существенно отличается от ставшего привычным в последние годы откровенного расточительства.


По крайней мере, бренд телекоммуникационного оборудования перестанет иметь решающее значение по сравнению с качеством и функциональными возможностями соответствующей аппаратуры. Одно это уже кажется позитивным следствием кризисного негатива.


У меня несколько необычный взгляд на пусковой механизм нынешнего кризиса. Дело в том, что несколько лет назад в США был принят закон Сарбейнса–Оксли, который, помимо прочего, предусматривал ответственность наемного менеджмента за достоверность бухгалтерской отчетности. Поскольку своя рубашка ближе к телу и никто из менеджмента отнюдь не жаждал последовать за руководителями Enron в распоряжение пенитенциарной системы, компании отразили в отчетности (т.е. списали) значительную долю плохих кредитов и неликвидных активов, накопленных за многие предшествующие периоды. В результате бухгалтерская прибыль многих предприятий снизилась, причем резко и необъяснимо для обывателя, что послужило толчком для массированной распродажи акций. В этот момент бухгалтерский кризис превратился в кризис финансовый – вслед за акциями полетели вниз котировки производных инструментов. В результате схлопнулся рынок деривативов, пузырь «секьюритизации» оказался слишком перенапряжен. К сожалению, финансовый кризис часто приводит к кризису экономическому.


Кризис вызвал перестановку сил на рынке


Прямым следствием кризисных явлений в экономике стало изменение в структуре акционерного капитала ОАО «Ростелеком» в результате приобретения компаниями «Алроса» и «Российские железные дороги» 90% акций «КИТ-Финанс» – одного из владельцев «Ростелекома», – отмечает Геннадий Сменцарев, «МИС-информ». – АФК «Система» отложила изучение возможности слияния своих дочерних компаний МТС и «Комстар-ОТС» до стабилизации ситуации на рынке. «Яндекс» также отсрочил первичное размещение акций на NASDAQ, намеченное на III квартал 2008 г. «Связьинвест» поручил своим дочерним предприятиям найти способы сокращения операционных расходов и отложить инвестиции в те проекты, от которых ожидается не финансовая, а качественная отдача. И это далеко не полный перечень последствий кризиса.


В условиях кризисных явлений в экономике многие предприятия и компании перешли к режиму экономии и приняли программы сокращения производственных издержек, в том числе и в области потребления услуг связи. Например, по данным Comerstone, примерно 90% из 42 работающих в России компаний с годовым оборотом около $500 млн уже приняли или разрабатывают политику сокращения издержек. С другой стороны, кризисные явления в экономике объективно влекут за собой снижение уровня доходов населения и, соответственно, уменьшение потребления ими товаров и услуг, включая услуги связи.


Таким образом, уменьшение поступления доходов и отсутствие возможностей для кредитования своей деятельности может поставить ряд компаний, особенно средних и мелких, в сложную ситуацию. Вряд ли кризисные явления существенным образом скажутся на крупных провайдерах и телекоммуникационных холдингах, обладающих необходимыми ресурсами для смягчения влияния кризиса, но абонентов небольших операторов связи эти явления могут коснуться напрямую, вплоть до смены оператора по причине банкротства прежних провайдеров.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!