Рубрикатор |
Блоги | Евгения ВОЛЫНКИНА |
Мобилизация Непала, испытано на себе
26 мая 2008 |
В любом случае, спутникового телефона за неимением такового я в Непал брать не собиралась. Из того же Интернета и из рассказов собственных знакомых, побывавших в Непале ранее, было ясно, что обычный трекер, выбравший обычный маршрут и идущий по набитой тропе, скажем, к базовому лагерю Эвереста, вполне может обойтись без экстренных средств связи, если сам не будет искать на свою голову приключений. А на неэкстренные случаи имеется Интернет (в туристическом квартале Катманду Интернет-кафе есть на каждом шагу) и обычные стационарные телефоны. Как показал дальнейший собственный опыт, даже в весьма отдаленных горных селениях попадались строения (зачастую очень невзрачные) с надписью STD-ISD, означавшей, что отсюда можно позвонить по телефону в любую страну мира (один раз я так и сделала, интерьер этого "переговорного пункта" был очень колоритным, но слышимость была неплохой, а цена составила что-то около 3,5 дол. за минуту).
Правда, GSM-мобильник я с собой взяла (чтобы хотя бы по прилете обратно сообщить из аэропорта об успешном завершении путешествия) и на всякий случай провела его "испытания" в Непале. Как и следовало ожидать, ничего он там не поймал, ни в Катманду, ни в Лукле, ни тем более в столице шерпов Намче-Базаре.
Но история получила свое продолжение через некоторое время после возвращения в Москву. В январе 2007 г. я оказалась на пресс-конференции с участием президента компании CBOSS Андрея Морозова. Там он рассказал, что его компания внедряла в Непале некое решение для местного мобильного оператора и что в течение 2007 г. этот оператор планирует подключить миллион абонентов. Это меня сильно удивило, поскольку я сама была свидетелем того, что буквально 4 месяца назад никакой мобильной связи в Непале реально не было. Но А.Морозов заверил меня, что всё необходимое оборудование там уже стоит, всё протестировано и всё готово, и нужна только отмашка правительства, чтобы все это включить, и к весне к началу нового туристического сезона GSM-связь там будет.
Именно так оно всё и оказалось. В апреле 2007 г. я вновь отправилась в Непал и смогла проверить всё это собственноручно. За это время правительство заключило с маоистами некое перемирие, короля лишили государственного довольствия и замаячили перспективы первых за много лет выборов в парламент. Конечно, сразу в аэропорту по прилете в Катманду мобильник я включать не стала (там такая суета, что как-то было не до того). Я это сделала уже в городе, когда мы вечером сидели за столиком на крыше 6-этажного ресторана Helena's. Показатель уровня сигнала упирался в максимум. Такого с моим мобильником даже в Москве никогда не было. По всей видимости, базовая станция была совсем рядом. И это было бы вполне логично, т.к. это здание одно из самых высоких в Тамеле (туристический квартал Катманду, где находится масса отелей и лавок, ориентированных исключительно на иностранных туристов). Можно было бы просто послать домой SMS, но я из чисто спортивных соображений решила все-таки позвонить: слышимость была, можно сказать, отличной, в Москве часто бывает хуже.
Правда, Непал - страна бедная, и даже самые дешевые по нашим меркам трубки для подавляющего большинства тамошнего населения являются непозволительной роскошью. Тем не менее, тогда на улицах иногда попадались местные жители, разговаривающие по сотовым телефонам. Эти немногочисленные "счастливчики" вели себя точно так же, как наши новые русские на заре сотовой связи в России, т.е. упивались своей крутизной и обладанием редкой дорогой игрушкой.
На следующий день утром мы отправились в Луклу и далее в Намче-Базар, и исследования местного покрытия сотовой связи были продолжены. Правда, их результаты уже были отрицательными. Сигнала больше нигде не было. В общем, столица в своем "высокотехнологичном" развитии сильно опередила регионы (картина до боли знакомая).
Серия следующая, год спустя. За это время маоисты вошли в правительство и смогли получить четверть мест в парламенте.
Весной 2008 г. я вновь оказалась в Непале. Прогресс в области мобильной связи наблюдался невооруженным глазом. Количество людей с мобильниками на улицах Катманду очень заметно увеличилось. Причем, это были именно местные жители, а не бледнолицые туристы. Произошли и изменения в поведении обладателей сотовых телефонов: гонора у них существенно поубавилось. Т.е. мобильник стал более распространенным явлением и обладание им перестало быть знаком принадлежности к кругу "избранных". Показатель уровня сигнала вновь указывал на максимум.
Но это в столице. А как же дела в "регионах"? - Проверили на следующий день. С утра прилетели в Луклу, а там, подхватив рюкзаки, сразу отправились по тропе к Намче-Базару. Так что время и силы для испытаний местной сотовой связи появились только вечером после прихода в Намче: мобильник работал, я отправила домой SMS и получила ответ. Но на следующее утро связи уже почему-то не было. Еще день спустя на тропе от Намче к Тенгбоче (этот участок нашего пути совпадал с популярным маршрутом к базовому лагерю Эвереста) мы увидели идущего навстречу местного жителя (по его внешнему виду можно было предположить, что он работал гидом у иностранных туристов), который разговаривал по мобильнику. Т.е. на не очень большом расстоянии от Намче вверх по тропе связь была (по-видимому, тамошняя базовая станция опять работала и добивала до изгиба ущелья). В Тенгбоче, где находится знаменитый монастырь, я опять включила мобильник - сигнала не было.
И больше он не наблюдался на протяжении всего похода, т.е. выше Намче-Базара связи пока нет, но и в самом Намче связь нестабильная (завершив свой трек, на обратном пути мы вновь пришли в Намче и телефон опять не работал). Но местные жители с мобильниками пару раз попадались. Только использовали они их не для разговоров: один парень прямо на ходу играл в какую-то игру, быстро нажимая на кнопки, а около озера Гокио на высоте 4750 м над уровнем моря двое молодых портеров (так здесь называют носильщиков), поставив на камни свои корзины со штабелями коробок, фотографировались с помощью камеры телефона. Особенно поразила эта последняя сцена. Если местных гидов можно назвать "белой костью", то труд портеров оплачивается намного хуже, и если уж у них появились мобильники, да еще с фотокамерами, значит, дело приобрело серьезный оборот.
Это подтвердили и дальнейшие перемещения по стране. От Катманду до Покхары (почти такое же расстояние как до Луклы, но в другую сторону) мы ехали 7 часов на автобусе. В течение всего этого времени и водитель, и местные пассажиры периодически разговаривали по своим телефонам. В самой Покхаре мобильник тоже работал, что, в принципе, неудивительно, поскольку этот город считается местным курортом, и именно в нем заканчивают свое путешествие, многочисленные трекеры, идущие вокруг Аннапурны.
Дополнила картину непальская пресса. В номере от 3 мая с.г. местной англоязычной газеты "The Himalayan Times" я обнаружила статью, повествующую об ажиотажном спросе на услуги мобильной связи оператора Nepal Telecom. Там было сказано, что в листе ожидания (!) на подключение к национальной GSM-сети Nepal Telecom стоит более 250 тысяч человек, и большинство из них записались на pre-paid тарифы. Там также сообщалось, что сейчас у Nepal Telecom 1,6 млн мобильных абонентов, а недавно компания обнародовала планы подключить к своей GSM-сети еще 3,5 млн пользователей (по данным 2005 г. в Непале проживает около 27,7 млн человек). Есть у компании и CDMA-сеть, которую планируется развивать главным образом в сельских районах страны и довести количество ее абонентов до 2 млн. А пока, как было указано, компания Nepal Telecom ведет "оптимизацию" своих систем, она уже установила по стране 667 базовых станций и планирует в течение ближайших 6 месяцев установить их еще 625 штук.
Вот такая мобилизация Непала.
Оставить свой комментарий:
Комментарии по материалу
Данный материал еще не комментировался.