Рубрикатор |
Статьи |
Сергей ХАЛЯПИН | 25 марта 2020 |
7 шагов к обеспечению непрерывности бизнеса
Нормальное течение бизнеса разрушить легко. Ураганы, эпидемии, землетрясения, теракты, наводнения, пожары и даже относительно незначительные происшествия вроде аварии на водопроводной магистрали или давно запланированного переезда офиса. Что же делать?
Ответ один: иметь наготове продуманную стратегию непрерывности бизнеса, которая поможет минимизировать ущерб и обеспечит функционирование компании.
Следующие семь шагов являются важными элементами любой действенной стратегии обеспечения непрерывности рабочих процессов.
1. Четко определенные исполнители
В чрезвычайной ситуации не должно возникать вопросов, кто и за что отвечает.
Создайте группу обеспечения непрерывности бизнеса, куда войдут представители всех подразделений вашей организации на всех объектах. Они будут отвечать как за локальные мероприятия при локальных происшествиях, так и за общеорганизационные действия при локальных и всеобщих чрезвычайных ситуациях. В течение года этих сотрудников следует привлекать к планированию мероприятий и к проведению учений, с тем чтобы поддерживать планы в актуальном состоянии и закреплять навыки на случай возможных происшествий. Стратегия непрерывности бизнеса должна опираться на соответствующие ресурсы, с ней должны быть ознакомлены все сотрудники, а для этого необходимо заручиться поддержкой высшего руководства.
2. Подробный план
Продумайте, что может произойти на ваших объектах. Представьте худший вариант, а затем выработайте мероприятия по поддержанию работоспособности самых важных направлений. Определите приоритеты с точки зрения бизнеса (выручка, вопросы регулирования, репутация торговой марки, защита заказчиков, словом, все, что важно для вашей организации) и распределите соответствующим образом приложения, персонал, производственные объекты и оборудование. Когда группа обеспечения непрерывности бизнеса согласует этот анализ (что не всегда проходит гладко), можно начинать выработку стратегий восстановления и определения затрат по каждому процессу. Это также поможет ИТ-службам обеспечить готовность критичных приложений в рамках заданных значений целевого времени восстановления (recovery time objective, RTO) и целевой точки восстановления (recovery point objective, RPO).
3. Тренинги
Устаревший и неэффективный план может быть хуже его полного отсутствия. Вы думаете, что все под контролем, а когда что-то идет не так, организация погружается в хаос. Ежегодно, а лучше чаще, пересматривайте и корректируйте план, чтобы он отражал изменения бизнес-приоритетов, операционной структуры, ИТ-среды и т.д.
Также не реже раза в год проводите учебные мероприятия, в ходе которых проверяйте все — от восстанавливаемости приложений до антикризисных информационных мероприятий. Не расслабляйтесь: как можно чаще проводите «штабные игры», отрабатывая новые сценарии чрезвычайных ситуаций.
4. Антикризисные информационные мероприятия
Продумайте, как подать информацию о чрезвычайной ситуации в спокойном тоне, чтобы избежать паники.
Создайте коммуникационный пакет, который охватит все каналы связи, включая телекоммуникации, электронную почту, систему общего оповещения, интранет, мгновенные сообщения, текстовые сообщения и веб-сайт компании. Подготовьте шаблоны экстренных сообщений, которые можно быстро отредактировать в соответствии с ситуацией, и внятное обращение к общественности, в том числе в виде пресс-релизов, сообщений в соцсетях и интервью с представителями компании.
5. Безопасность сотрудников
Нет ничего важнее безопасности людей.
Проведите обучение по действиям в чрезвычайных ситуациях и по другим пунктам программы. Разрабатывая мероприятия, ориентируйтесь конкретно на ваш персонал, ресурсы и объекты, регулярно пересматривайте планы и проводите учения с участием всех сотрудников.
6. Непрерывный доступ к бизнес-ресурсам
Важно, чтобы люди продолжали работать. Не просто для поддержания деятельности, но и для защиты данных, для того чтобы заказчики чувствовали вашу поддержку. Технологии удаленного доступа позволяют работать там, где это удобно и безопасно, будь то дом, переговорная, гостиничный номер и т.п. Организации, которые уже внедрили у себя мобильный стиль работы, в этом смысле ушли далеко вперед.
Вместо того, чтобы приспосабливаться к новым условиям работы в кризисной ситуации, сотрудники продолжают пользоваться привычными средствами удаленной работы, просто в другой обстановке.
7. Бесперебойное функционирование ИТ-служб
И последний элемент — дата-центр. Большинство организаций уже используют два и более дата-центров для масштабирования и резервирования. Если один по какой-либо причине, планово или аварийно, выйдет из строя, персонал должен иметь возможность бесшовно переключиться на другой, с доступом к тем же приложениям и данным.
Убедитесь, что ваша инфраструктура сможет обеспечить такой сценарий с учетом скорости автоматического переключения, балансировки нагрузки и емкости сети.
Сергей Халяпин, главный инженер, Citrix в России и
СНГ
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!