Рубрикатор |
Статьи |
Мария ГРИГОРЬЕВА | 26 февраля 2019 |
Цифровой антропоцентризм: прогноз хай-тек трендов-2019
Цифровое пространство, окружающее нас со всех сторон, должно стать менее заметным и назойливым и одновременно более уважительным ко времени, приватности и личным интересам пользователя.
Аналитики и эксперты постоянно пытаются спрогнозировать главные тенденции развития ключевых областей деятельности человека. Одно из наиболее авторитетных исследований такого рода создается экспертами подразделения Fjord компании Accenture. Свежий прогноз Fjord Trends 2019 выделяет семь перспективных трендов цифровой эпохи.Молчание – золото
Избыток информации в повседневной жизни становится проблемой. От ИТ-сервисов будущего ожидаются снижение степени вторжения в частную жизнь, неназойливые интерфейсы без кричащего маркетинга, незаметный характер взаимодействия с пользователем в перенасыщенном оповещениями и сигналами цифровом пространстве.
63% школьников в Великобритании в ходе опроса заявили, что были бы счастливы, если бы в их жизни никогда не было социальных сетей. Более того, половина (50%) поколения Z, выросшая в онлайн-эпоху, уже ушла как минимум с одной площадки социальных медиа или рассматривает возможность ухода.
Отметим увеличение числа программ реабилитации от цифровой зависимости и законы, подтверждающие права человека на отключение от корпоративных ИТ-систем для разграничения личного и рабочего пространства и времени. Apple и Google разрабатывают решения для контроля «цифрового времени» при использовании своих продуктов, а Amazon и Cisco развивают концепцию Mindful Technology, которая закладывает уважительное отношение ко времени, приватности и личному пространству пользователя в основу каждого цифрового решения.
Многим компаниям достаточно сложно перейти к стратегиям «тише едешь – дальше будешь» или «молчание – золото». Однако это факт: рынку предстоит принять положение о том, что чем менее заметной и легче адаптируемой под требования отдельно взятого человека или небольших групп будет «живая персонифицированная услуга», тем легче она будет приниматься потребителями.
Компаниям предстоит выработать и начать применять новую этику потребительских стратегией и интерфейсов, которые вернут интересы личности в центр всех инноваций.
Экологический бум
Все больше потребителей требуют экологичности от продуктов повседневного обихода: годность для переработки, минимальное вредное воздействие на окружающую среду в производстве и эксплуатации. Линейные модели производства «взяли сырье – создали продукт – получили отходы» меняются на оборачиваемые, когда отходы почти полностью возвращаются в цикл производства в качестве сырья. Отказ от привычных брендов в пользу экологичных – уже тренд в некоторых областях экономики.
За этот тренд говорят цифры и факты: только в Великобритании ежегодно в мусор выбрасывается 4,7 млрд пластиковых трубочек, 316 млн пластиковых коктейльных палочек и 1,8 млрд ватных палочек на пластиковой основе. Европарламент проголосовал за полный запрет ряда одноразовых пластиковых изделий на территории ЕС к 2021 году.
Особое внимание – к некоторым микрочастицам диаметром от 5 мм до 100 нм: их присутствие в водах мирового океана, городских водопроводах и тканях человека уже никого не удивляет, но начинает пугать.
Большинство стран сегодня разрабатывают стратегии перехода к оборачиваемым производственным процессам, что только в ЕС может дать ежегодную экономию более 500 млрд евро.
Корпорации все чаще стараются придерживаться осознанного экологического подхода: так, при производстве кроссовок Nike Flyknit количество отходов, не подлежащих переработке, сократилось на 60% по сравнению с другими моделями, а корпорация IKEA готовится к 2020 году расширить свой бизнес за счет продажи электричества из возобновляемых источников.
Минимализм личных данных
Бизнесу и организациям переход к новым стратегиям работы с персональными данными дается непросто: через четыре месяца после начала действия новых правил GDPR почти 70% всех компаний в мире не соответствовали их требованиям. Концепция, согласно которой пользователи только и мечтают поделиться своими данными с корпорациями в обмен на лучшее качество и персонализацию продуктов, дает сбой. По мнению потребителей, обмен неравноценный – компании пока больше обещают улучшения, чем предоставляют их на деле в обмен на получаемые данные.
Компаниям придется продемонстрировать потребителям четкую и понятную отдачу в обмен на персональные данные. За информацию о себе люди хотят получать адекватную компенсацию – либо инновационный продукт или услугу, либо серьезное улучшение качества работы уже существующего решения.
Минимализм в получении персональных данных будет исходить из тщательной оценки, какая информация действительно необходима компаниям и что они смогут дать за нее взамен. Концепция Minimal viable data (минимальный объем данных, необходимый для работы сервиса/продукта) станет одним из главных трендов в 2019 году.
Построить действительно доверительные отношения «компания – потребитель» получится только в том случае, если дать людям возможность по-настоящему сознательного выбора при управлении данными – с обязательной опцией изменить информацию, которой потребитель хочет поделиться.
Стирая грани
Количество городских жителей к 2050 году должно удвоиться до 6,5 млрд. К 2030 году более 9% населения планеты будет жить в 41 крупнейшем городе с населением более 10 млн человек. Инфраструктурные вопросы в этом свете выходят на первый план.
Городское пространство за счет развитой сети как традиционных видов транспорта, так и «дополнительных» – электроскутеров, самокатов, велосипедов – выходит на новый, более сложный уровень задач перемещения людей и грузов.
Грань между частным и общественным транспортом размывается. Транспортные компании и органы городского управления должны консолидировать усилия для разработки единых экосистем с целью удовлетворения потребностей человека при поездках по мегаполису в режиме реального времени.
В России этот тренд довольно ярко ощущается: в Москве и городах-миллионниках мы действительно опережаем многие мировые городские агломерации по уровню развития разветвленной транспортной сети с проработанными алгоритмами пересадок между городским и междугородным транспортом и большим количеством альтернативных маршрутов.
К 2021 году в некоторых странах граница между частным и общественным транспортом полностью исчезнет. Цифровые сервисы в этой области будут демонстрировать бурный рост. Мы увидим больше интегрированных платформ, позволяющих реализовывать бесшовный опыт путешествий между городами, странами и континентами, с планированием и оплатой в режиме единого окна.
Парадокс всеохватности
Все больше компаний осознают, что статистическое моделирование – это ограниченный подход к работе с целевой аудиторией. Развитие технологий показало, сколь велики группы людей, неохваченные мейнстрим-медиа и экономическими трендами. Искусственный интеллект, машинное обучение и другие технологии должны помочь адаптировать информацию, продукты и услуги к специфичным потребностям и пожеланиям подгрупп людей с учетом их менталитета, культурных и прочих особенностей.
Для этого будут активно использоваться не только Big Data (количественный подход), но и Thick Data (качественный подход) и Wide Data (ожидания, тренды, контексты в динамике). Компании будут формировать запрос на рост качественного понимания того, что несут в себе данные о людях в контексте их жизненного пути.
Пространственная одиссея
Офисные, производственные и коммерческие помещения проходят через процессы цифрового апгрейда: интеграция digital в физическое пространство помогает собирать информацию и адаптировать помещения к потребностям сотрудников и клиентов, что позволяет предоставить более высокий уровень обслуживания или комфорта на рабочем месте.
В этом свете дизайн помещений в будущем приобретет более холистический характер в отношении рабочего, торгового и личного пространства. Определить целевое предназначение помещений по их внешнему исполнению и конструктивным особенностям станет сложнее.
В России преобразование офисных и торговых площадей для более эффективного использования пространства пока в большей степени касается мегаполисов с высокой стоимостью аренды. Тем не менее у ряда компаний уже возникает потребность «раскрасить» свой офис для повышения вовлеченности сотрудников и привлечения клиентов.
Компании также начнут использовать свое понимание онлайн-поведения потребителей для переосмысливания своих офлайн-стратегий и наоборот. Пример – кейс Mastercard и Google, сотрудничающих в области двустороннего отслеживания конверсии между маркетинговыми активностями в онлайн-мире и поведением людей в мире физическом.
Смоделированная реальность
Технологии визуализации достигли высочайшего уровня развития: уже есть решения, позволяющие создавать искусственные образы, неотличимые от живых прототипов, а также развивать полностью искусственные, смоделированные пространства и живущих в них персонажей. По мере проникновения новых типов реальности в материальный мир компаниям придется подумать над тем, как оптимально использовать эти возможности для продвижения и создания инноваций.
В ноябре 2018 года китайское информационное агентство «Синьхуа» впервые показало выпуск новостей с ведущими, личности которых полностью созданы компьютером. Мир увидел и произведения искусства, созданные искусственным интеллектом, – короткометражку Zone Out, сценарий и режиссуру которой полностью реализовал ИИ-алгоритм по имени Benjamin. Серия портретов членов вымышленной семьи Белами, написанных ИИ, произвела фурор в мире искусства, одна из картин ушла с аукциона Christie’s за $432,5 тыс.
Смоделированные пространства и персонажи также помогут продвинуться в разработке новых методик образования и обучения как людей, так и ИИ-решений, что в сумме позволит рассчитывать на дальнейшую эволюцию потенциала человека в сторону дальнейшего роста.
Отметим, что смоделированная реальность – достаточно развитая область в России. Причем речь идет не только о компьютерных играх и обучающих программах – также есть решения, например, для сценического пространства ведущих театров. Простор для творчества огромен.
Мария Григорьева, управляющий директор Accenture Russia
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!