Рубрикатор |
Статьи |
Антон САЛОВ | 07 декабря 2018 |
История дистрибуции облачных сервисов в России. Часть 3
В начале 2010-х годов в «погоню за облаками» начали включаться и российские операторы связи.
Первоначально операторы фиксированного ШПД занялись околооблачной дистрибуцией антивирусов по подписке. В облаке располагался только сервис лицензий и обновлений, а само ПО устанавливалось на ПК пользователя, но именно бандлы (пакеты) антивирусов с тарифами на доступ в интернет были первым опытом продаж ПО в канале операторов связи. Основными партнерами (дистрибьюторами) ПО по подписке в данных проектах выступали RentSoft, Allsoft и Enaza.Операторы большой тройки («Билайн», МТС, «МегаФон») тоже начали активно экспериментировать с облаками. Одни совместно с партнерами в собственных ЦОДах запускали сервис IaaS (который через несколько лет был закрыт за неконкурентноспособностью), другие пытались осуществить пилот на платформе NEC или купить Parallels Automation. «МегаФон» и МТС запустили свои «облачные диски» в сегменте B2C. «Билайн» и МТС получили контракты на синдикацию Office 365 и делали заявления, что будут продавать Google Apps.
«Ростелеком» в 2012 году объявил о запуске своей Национальной облачной платформы (НОП), а в середине 2013 года – о начале продаж SaaS-услуг «Управление складом – Мой склад» и «Управление взаимоотношениями с клиентами – CRM». В итоге к кризисному 2014 году все операторы уже большой четверки пришли с наборами из пяти-шести облачных услуг, которые объединяло лишь обязательное наличие в них облачных виртуальной АТС и видеоконференцсвязи.
На волне интереса к облакам со стороны операторов связи в России стали развиваться локальные проекты, претендовавшие составить конкуренцию Parallels Automation на поле разработки Cloud Brokerage Platform. Среди них стоит отметить ActivePlatform и Velvica. ActivePlatform разрабатывалась на базе опыта ActiveCloud (провайдера облачного и традиционного хостинга, портфельной компании Softline). Сначала ActiveCloud использовала Parallels Automation и даже признавалась партнером года Parallels, но потом решила переписать платформу автоматизации облачного бизнеса самостоятельно. Ее наработки нашли применение в проекте построения гособлака Becloud Республики Беларусь.
Velvica как платформа появилась при разработке платформы RentSoft. Это наиболее зрелый продукт, который помимо RentSoft используют еще и Lattelecom, Stack24, «Сервионика» и «Ростелеком». Таким образом, конкуренция на рынке платформ автоматизации облачного бизнеса накалилась.
Облачным сервисам – особый маркетплейс
Отважные российские облачные агрегаторы первой волны продолжали по инерции подписывать очередные банки на пилотные проекты по продажам облачных сервисов с закономерным итогом. Неудачи этих проектов крылись не только в провале принципа маркетплейса, но и в том, что банки и телеком-компании привыкли к тому, что к ним приходят за совершенно другим продуктом – телекоммуникационным и финансовым, и «продавцы» за их витринами привыкли продавать такие продукты, но не облака. Даже коробочный Office 365 продавался в их канале не так, как в профильных магазинах Allsoft или Syssoft. В супермаркет не ходят за запчастями к авто, а в автомагазин – за лекарствами, за ними привыкли ходить в аптеку.
С развитием культуры потребления облаков как части ИТ конечные пользователи стали предпочитать покупать их там, где им удобно. Где они могли найти большой ассортимент, получить все в рамках единого договора и с максимальным удобством. Таким же образом покупатели выбирают те же аптеки – рядом с домом, с наибольшим ассортиментом, чтобы купить все сразу и чтобы провизор грамотно проконсультировал, что взять. А аптеки закупают товар у дистрибьюторов, у которых они в рамках единого договора получают и склад лекарств, и таможню, и валютное регулирование, и акты. Так же сложилось и в традиционных ИТ, и в облаках.
Облака затянули и «классиков»
К середине десятилетия на Западе уже успела сформироваться культура облачной дистрибуции, и лидировать в ней стали не дистрибьюторы новой формации, как у нас, а классические дистрибьюторы ИКТ и ПО. Среди них стоит отметить самых крупных – Ingram Micro, TechData и Also.
Ingram Micro – традиционный дистрибьютор, который в 2015 году приобрел у компании Odin (выделенной из компании Parallels) бизнес, связанный с Odin Automation. Приобретение преследовало две цели. Первая и главная – получить разом множество клиентов, покупающих Office 365 через программу CSP с использованием платформы Odin. Вторая – получить контроль над планированием развития платформы Odin Automation. Это крайне важно, так как дистрибуция облачных сервисов характеризуется малым средним чеком, без автоматизации и платформы такие продажи не масштабируемы, а тем более при многоступенчатой дистрибуции. В долгосрочной перспективе важно сократить часть издержек, таких как отчисления за аренду платформы. Еще в 2016 году на своем облачном саммите партнеры Ingram Micro из США жаловались, что у такого гиганта продажи идут по старинке – по телефону или в лучшем случае через электронную почту. Так что покупка бизнеса Odin – правильный шаг.
Компания TechData пошла по пути использования собственной платформы StreamOne, с помощью которой предлагает классический мапркетплейс из облачных решений для своих партнеров, тот же Office 365, Azure, AWS и ряд других сервисов.
Also – третий крупнейший европейский дистрибьютор, активно работающий в странах центральной и северной Европы. В рамках облачной программы предлагает партнерам собственную платформу с 60+ сервисов, из интересного – активно продвигает концепцию «рабочего места в аренду». Компания заключила соглашение с российским ИТ-дистрибьютором Treolan о предоставлении платформы и части облачных контрактов в России, где ни один из вышеперечисленных дистрибьюторов не работает.
В России классические дистрибьюторы тоже включаются в облачный марафон. Основной движущей силой этого процесса явилась MSP/CSP-программа Microsoft и ряда других глобальных вендоров, которые подталкивают российских партнеров в облачный бизнес. Первыми в этот процесс включились софтверные дистрибьюторы – MONT, Axoft и «1С». Все они предлагают сравнительно небольшой портфель облачных продуктов, определяемый проприетарными или внешними, но имеющими небогатые средства для сервисной интеграции платформами. Причем первые два действительно достигли успеха на ниве дистрибуции CSP, а «1С» идет другим путем, запустив программу «Облачный альянс», которая основана на дистрибуции с единым контрактом ряда сервисов, входящих в инвест-портфель «1С» – упомянутые в начале статьи «Мегаплан», «МойСклад», «1С-Umi», @страл, а также amoCRM, Quick Resto и хостинг собственных разработок «1С».
Изначально «железячные» дистрибьюторы тоже не сидят сложа руки. Контракт на дистрибуцию CSP получила RRC и чуть позднее Treolan. RRC построила свой проект BentoCloud на базе платформы Odin (ныне CloudBlue от Ingram Micro), а Treolan, как упоминалось выше, вступил в партнерство с Also.
В начале сентября нынешнего года о масштабном выходе на рынок российской облачной дистрибуции объявил Merlion. Проект MerliONCloud построен на основе платформы Velvica, бизнес которой, как и RentSoft, Merlion выкупил в 2017 году, тем самым демонстрируя стратегию, близкую к Ingram Micro. Ожидается также анонс облачного проекта OCS, который создает свой проект на базе той же платформы CloudBlue от Ingram Micro.
В итоге российский рынок ИКТ, сделав ряд отчаянных девиаций и фальстартов, идет по тому же пути, что и западная облачная дистрибуция. Мы будем с интересом наблюдать за его развитием.
История дистрибуции облачных сервисов в России. Часть 1
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!