Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 2 2018
Илья СИМОНОВ  05 сентября 2018

Реальность дополненной стоимости

AR- и VR-инструменты помогают увеличивать продажи и обучать промышленный персонал без остановки производства. 

От фантастики к инструменту для бизнеса

Виртуальная и дополненная реальность перестают быть просто трендом и все больше осознаются бизнесом и промышленностью как один из инструментов, на которых будут строиться цифровая экономика и обновляться реальный сектор. В компаниях появляются целые подразделения, заинтересованные в инструментах виртуальной реальности. Уже сейчас в крупном бизнесе создаются позиции CDO (Chief Digital Offi­cer), отвечающих за внедрение цифровых технологий и digital-трансформацию. Главной целью компаний становятся формирование платформы для изменений, обусловленных цифровым развитием, и понимание нового места технологий в бизнесе.

В 2017 г. Центр виртуальной реальности КРОК и Институт современных медиа (Modern Media Research Institute, MOMRI) провели совместное исследование заинтересованности крупнейших российских компаний и отраслей в применении технологий виртуальной реальности в бизнесе. В исследовании приняли участие 247 руководителей и специалистов различного профиля, представляющих более 200 крупнейших компаний России. Согласно данным исследования, почти две трети (65%) опрошенных знают о перспективах использования технологий VR и AR на предприятиях (рис. 1 и 2). Причем уровень осведомленности одинаково высок как в реальном секторе, так и в сфере услуг. О примерах успешного внедрения VR в технологические и бизнес-процессы слышали в металлургии, машиностроении, строительном бизнесе, энергетике, транспортной отрасли, а также в банковском и телеком-секторах.

 

     Рис. 1. Применение технологий VR в бизнесе: опыт компаний и осведомленность о бизнес-кейсах

Более 40% опрошенных сообщили, что знакомы с примерами внедрения виртуальной реальности в других компаниях. Участники исследования называли решения для промышленного, строительного и инженерного проектирования, продаж жилой недвижимости, виртуальные обзоры производственных объектов, применение VR в обучении сотрудников (тренажеры и симуляторы). Почти четверть – 24% – представителей российского бизнеса заявили, что в их компаниях VR-технологии уже внедрены или их внедрение планируется.

             Рис. 2. Наличие у руководителей предприя­тий опыта
                          использования VR‑устройств
 

Отраслевое применение AR/VR‑технологий

На международных технологических конференциях, говоря о виртуальной и дополненной реальности, все чаще прибегают к термину XR, объединяющему все виды «реальностей» и смежных технологий, связанных с компьютерной графикой. Несмотря на ажиотаж вокруг этих технологий, не стоит считать AR и VR универсальным средством решения проблем в бизнесе. Задумываясь о внедрении инструментов виртуальной и дополненной реальности, нужно четко понимать, в каких сценариях их планируется использовать.

В начале перехода к VR и AR необходимо разработать критерии оценки результатов внедрения и осознать, что эффект не будет сиюминутным и окупаться такие проекты будут достаточно долго. Определяющим фактором при принятии решений о внедрении XR остаются технологическая готовность предприятий и зрелость самих технологий. В России драйверами корпоративного AR/VR-рынка выступают строительные компании, ритейл, промышленные предприятия и крупные музеи. Для более широкого промышленного применения этих технологий необходимы инфраструктура XR-ready, достаточное количество пользователей и доступных устройств с поддержкой AR- и VR-при­ло­жений. Отставание нашей страны во внедрении VR и AR от западных рынков составляет сейчас полтора-два года.

В числе сценариев, где технологии виртуальной и дополненной реальности себя уже зарекомендовали, можно назвать обучение, проектирование, строительство, продажи и музейное дело.

На промышленных предприятиях VR-тре­на­же­ры и AR-приложения применяются для отработки технологических процедур, связанных с обслуживанием производственных активов и действий в нештатных ситуациях. Они полезны и в ходе практического освоения новых навыков. В России уже есть пилотные проекты по работе с промышленным оборудованием с помощью AR. При обслуживании технических активов с помощью AR можно создавать подсказки и инструкции для производственного персонала для работы в «поле». Например, при наведении камеры планшета с установленным приложением на то или иное оборудование сотрудник будет видеть интерактивные подсказки, инструкции по работе на станке или порядок действий при замене какого-либо компонента. Такие приложения достаточно широко используются в логистике, помогая сотрудникам складов повысить эффективность складских операций и быстрее ориентироваться в помещении склада.

    Рис. 3. AR-при­ло­жение для отработки
    последовательности операций при переключении
    режимов газорас­пределительного оборудования
 

В международной компании Royal Dutch Shell перешли к виртуальным интерактивным тренингам для персонала. Это позволило на 90% сократить расходы на дорогостоящие обучающие программы. В России для обучения и тестирования персонала крупной газораспределительной компании Центр виртуальной реальности КРОК разработал AR-приложение, которое помогает сотрудникам осваивать последовательность операций при переключении режимов газораспределительного оборудования (рис. 3). Используя AR/VR-приложения, в том числе в «полях», можно отрабатывать навыки обслуживания инфраструктуры и изучать порядок действий. Такой подход помогает производственному персоналу в регионах обучаться без посещения учебного центра и не требует инвестиций в создание филиалов учебных центров. Благодаря высокой степени погружения в моделируемые сценарии сотрудники получают практический опыт, который сложно воссоздать в реальной жизни без остановки производственных мощностей. Подобный проект есть в компании СИБУР, которая обучает сотрудников на виртуальном компрессоре. В оборонном комплексе на VR для обучения переходят Королевские военно-морские силы Норвегии. Внедрение носимых VR-тренажеров дает возможность воспроизводить полетные палубы и наземные аэро­дромные среды для освоения процедур обработки воздушных судов.

В учебном центре Центральной пригородной пассажирской компании установлен VR-тре­на­жер для тестирования и обучения сотрудников при приеме на работу и в ходе их переаттестации. Внедрение виртуальной реальности в подготовку персонала улучшило ответы на профессиональные вопросы почти на 65%. Концерн Boeing при помощи VR и AR на 75% сократил время, затрачиваемое на обучение сотрудников тому, как правильно соединять кабели при сборке сложнейших систем самолетов.

В сфере промышленного проектирования VR-технологии применяются для детальной технической визуализации инженерных данных. Польза заключается в своевременном обнаружении ошибок и их устранении на конвейере еще до запуска изделия в серию. Применение VR-тех­но­логий ускоряет принятие конструкторских и инвестиционных решений. В строительстве визуализация полезна в связке с технологией BIM. Она позволяет ускорить работу над проектами, упростить процесс согласования и избежать ошибок на ранних этапах проектирования зданий и сооружений.

В нефтедобывающей индустрии один из сценариев, получающих распространение в России, – применение VR-технологий для контроля и управления рисками на всех этапах работ на месторождениях. С помощью VR можно наглядно визуализировать информацию, полученную в ходе исследований шельфа, моделировать скважины и технологические процессы, применять визуализацию при проектировании и строительстве буровых платформ. VR-симуляторы дают персоналу нефтеперерабатывающих заводов и буровых платформ возможность лучше усвоить действия в нештатных ситуациях и позволяют более эффективно управлять рисками.

    Рис. 4. Использование AR/VR-технологий
     позволяет получить дополнительную
     информацию 
об экспонатах
 
      
      Рис. 5. AR-при­ло­жение для демонстрации
      высокотехнологичных комплексов в сфере
      молочного животноводства
 

Ведущие российские музеи, несмотря на консервативность, также видят перспективы во внедрении VR и AR. Здесь потенциал технологий виртуальной реальности заключается в создании нового опыта посещения музея и сохранении музейных ценностей в формате цифровых копий, а также в расширении экспозиционных возможностей. Первым из российских музеев заинтересовался такими проектами Государственный Эрмитаж. В ходе совместного с музеем проекта специалистами Центра виртуальной реальности КРОК создана виртуальная копия зала Юпитера, полностью повторяющая его интерьер и 46 экспонатов (рис. 4). Теперь с помощью технологий виртуальной реальности можно познакомиться с богатейшей коллекцией античного искусства, не посещая Эрмитажа.

Виртуальная и дополненная реальность хорошо работают в продажах технически сложной продукции и маркетинге. Например, компания DeLaval, производитель оборудования для оснащения ферм, с помощью AR-приложения демонстрирует высокотехнологичные комплексы для молочного животноводства, которые практически невозможно привезти потенциальному покупателю (рис. 5). Для поддержки выставочных мероприятий компания использует столы виртуальной голографии для наглядной демонстрации работы «умных» ферм. Сеть Leroy Merlin с помощью приложений дополненной реальности дает возможность «примерить» мебель и декоративные товары к реальному интерьеру — через камеру iPhone или iPad. Продукцию можно не только тщательно рассмотреть, но и купить тут же, не закрывая приложение. Компания Gilette для демонстрации новых лезвий запустила в ряде магазинов ролик с VR для потенциальных покупателей. В результате продажи Gillette ProShield в этих точках увеличились на 30%. Amazon внедрила поддержку AR в своем iOS-приложении. Благодаря этому появилась функция AR View, которая активизируется нажатием на значок камеры в приложении Amazon и помогает выбрать любой товар из соответствующих категорий: мебель, кухонная посуда, домашний декор.

Телекоммуникационные операторы заинтересованы в VR и AR не меньше ритейла. В первую очередь эти технологии могут использоваться при запуске маркетплейсов и лечь в основу новых контентных сервисов для абонентов. В условиях трансформации бизнес-моделей телеком-операторов ставка на эти технологии позволит в будущем увеличить выручку за счет дополнительных услуг.

Перспективы внедрения AR/VR-решений

В 2018 г. на фоне роста интереса к AR/VR-технологиям увеличивается количество проектов с предсказуемым экономическим эффектом. Однако пока существует дисбаланс между ценой решений виртуальной реальности и потребностями предприятий в их внедрении. Главный вопрос: как оценить стоимость проекта или хотя бы ее порядок? У VR-проектов довольно длительный срок окупаемости, а их экономический эффект станет ощутимым через три–пять лет.

Массовое использование AR в бизнес-сегменте тесно связано с коммерческим запуском сетей 5G, который в 2018 г. не планируется. Несмотря на это, крупный ритейл уже осознал пользу AR/VR-технологий. Так, дополненная реальность меняет способ взаимодействия с потребителем и в этом смысле очень перспективна для создания новых сервисов и формирования пользовательского опыта совершенно нового типа за счет возможности увидеть товар или объект в деталях. С помощью VR можно показать тысячи наименований товаров в магазине небольшой площади. Промышленные компании тоже поняли, что технологии AR/VR работают, но у них пока нет подходящей инфраструктуры, например, достаточного покрытия скоростного Wi-Fi.

Усложняет внедрение профессиональных XR-систем отсутствие в штате компаний квалифицированных специалистов, способных их разворачивать и обслуживать. Промышленные предприятия только начинают нанимать компетентный в применении VR- и AR-инструментов персонал.

                 Рис. 6. Препятствия внедрению VR-технологий
 

Еще одно препятствие широкому проникновению технологий дополненной и виртуальной реальности в бизнесе (рис. 6) – отсутствие отечественных AR-очков для промышленного применения, надежных и обладающих сертификатами. С другой стороны, появление смартфонов с поддержкой мобильных AR-приложений, ARKit и ARCore способствует массовому проникновению AR на российский рынок.

Полноценный опыт погружения в виртуальную реальность обеспечивают наголовные (HMD) устройства, которые пока дороги и не нашли широкого применения в бизнесе. Это один из сдерживающих факторов массового внедрения VR. Производители недорогих HMD-гарнитур из Китая, предлагая пользователям свои разработки, поддерживают распространение VR-технологий.

Пути внедрения AR/VR-технологий

Оптимальным сценарием при переходе к AR/VR может стать аутсорсинг. Идеально начать с аудита производственных операций, поскольку для внедрения необходимо разработать регламенты, разработать или закупить симуляторы (при необходимости), разработать 3D-интер­фей­сы для приложений персональных или планшетных ПК (3D-приложений) и только потом создавать VR-интерфейсы. Без аудита практически невозможно рассчитать эффективность будущего проекта. Поэтому переход к VR должен быть поэтапным и максимально подготовленным на всех уровнях. Начав с внешнего консалтинга и аудита перед внедрением виртуальных тренажеров в производственные процессы, можно далее получать весь цикл сервисной поддержки вплоть до обучения персонала работе с системами виртуальной реальности.

Один из главных вызовов, стоящих перед предприятиями, – наличие XR-ready ин­фра­струк­туры, среды, полностью готовой к внедрению VR- и AR-приложений. Значительная доля стоимости проекта приходится на вычислительные ресурсы и производительные графические процессоры. На их основе создается среда для работы с VR-контентом, который требователен к быстродействию серверов и пропускной способности каналов связи. Например, при коллективном обучении важен быстрый отклик оборудования, чтобы изображение без задержки перемещалось по мере движения пользователя. Для конструкторов и инженеров нужны производительные рабочие станции для работы с 3D-мо­де­лями и одновременного доступа к ним. Это создает большие вычислительные нагрузки, влияя на общую производительность инфраструктуры. Поэтому еще на этапе планирования необходимо рассчитать допустимый предел нагрузок и подготовить инфраструктуру к работе с графикой, обеспечив надежное резервирование ИТ-мощ­ностей.

Уже на этапе пилотов важно получать метрики для оценки целесообразности развертывания XR-инструментов. Эти метрики должны отражать влияние технологий на скорость, качество исполнения, упрощение технологических или бизнес-операций. Например, в обучении промышленного персонала помимо самой разработки учебной программы нужно создавать методику ее испытаний, включая KPI по срокам обучения, контролю остаточных знаний, проведению тестирований. Важно понимать, какого результата мы хотим добиться: снижения травматизма на опасных производствах, сокращения затрат на обучение или формирования нового клиентского опыта. От этого будет зависеть целесообразность внедрения VR и AR на том или ином этапе производства или бизнес-процесса.

AR/VR-инструменты для обучения персонала не только позволяют сотрудникам погрузиться в виртуальную среду, но и увеличивают их вовлеченность в процесс обучения благодаря возможности пройти тренинг на рабочем месте. Причем в два раза сокращаются и время на изучение учебных материалов, и затраты на обучение, более эффективным становится планирование ресурсов сотрудников. В результате AR/VR-технологии помогают снизить технические риски, отработать последовательность любых операций, уменьшить количество ошибок персонала и сделать обучение сотрудников работе с новыми техническими средствами более наглядным. 

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Продолжение использования сайта пользователем интерпретируется как согласие на обработку фрагментов персональных данных (таких, как cookies) для целей корректной работы сайта.

Согласен