Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 09-10 2017 |
Андрей ГИДАСПОВ | 07 ноября 2017 |
Юго-Восточная Азия: цифровая популяция посреди океана
High-tech-лихорадка охватила страны АСЕАН. Например, Филиппины быстро освоились в мире растущего интернета, мобильных технологий и электронной торговли и лидируют на мировом рынке колл-центров. Каким образом достигается такой успех?
Завзятые интернетчики и соцсетяне
Юго-Восточная Азия становится одним из наиболее активных игроков Всемирной сети. Например, малайские пользователи ежедневно проводят в интернете по пять с лишним часов (рис. 1) – в 2,5 раза больше, чем американцы. С малайцами идут практически вровень интернетчики из Индонезии (откуда, кстати, исходит 15% всех мировых твитов), а жители Сингапура ненамного от них отстают. Бангкокский торговый центр Сиам Парагон – самое популярное место у пользователей Instagram, а сингапурцы гордятся самым высоким уровнем проникновения смартфонов в мире.
По подсчетам аналитиков, к 2020 г. 56% домохозяйств государств АСЕАН, региона с 600-миллионным населением, будет относиться к среднему классу, а в интернете появятся 200 млн новых пользователей из этих стран. Аналитики Ardent утверждают, что уже сегодня в ЮВА насчитывается 211 млн активных пользователей социальных сетей.
Проникновение мобильной связи в странах ЮВА тоже серьезно превосходит среднемировой показатель – 119% против 98%, в Сингапуре эта цифра достигает 152%, в Таиланде – 150%, во Вьетнаме – 141%, в Малайзии – 137%, в Индонезии – 121%, на Филиппинах – 114% (по данным на 2016 г.). В результате население стран региона все больше становится «цифровым»: жители чуть не в полном составе выходят в интернет и пользуются социальными сетями (табл. 1 и 2), причем преимущественно в мобильном варианте.
Тем временем руководство стран АСЕАН занимается масштабным проектом создания высокоскоростного коридора между странами и островами региона и перехода на бесплатный общерегиональный Wi-Fi. По оценке исследовательской группы A.T. Kearney, в течение нескольких лет объем рынка электронной торговли стран АСЕАН достигнет $67–89 млрд.
Острова в интернете
Одна из экономических звезд региона – Филиппины, расположившиеся на более чем 7,5 тыс. островов. В этой стране с увеличивающимся населением и динамично растущей экономикой, второй по скорости роста после Китая, стремительно развивается интернет и экспорт ИТ-услуг. В 2016 г. Филиппины по количеству интернет-пользователей поднялись на 15-е место в мире*.
Но сфера безусловного доминирования – это колл-центры и аутсорсинг бизнес-процессов. Филиппины обогнали Индию и в 2015 г. стали мировыми лидерами на рынке колл-центров. Доходы сектора принесли в бюджет страны $25 млрд.
В чем секрет столь бурного роста? Одна из отличительных черт многих филиппинцев – способность быстро адаптироваться к изменениям. Филиппинцы легко освоились в мире растущего интернета, мобильных технологий и электронной торговли (рис. 2), а последняя стала одним из лидирующих секторов экономики страны. Кроме того, как отмечается в исследовании журнала «Эксперт», «американская настройка» правовой и образовательной системы, наличие высококвалифицированных англоязычных кадров в сочетании с дешевой рабочей силой позволили филиппинским аутсорсинговым компаниям пробить себе дорогу на мировую арену. Импульс в этом направлении придали либерализация сектора связи и оптимизация законодательной базы. Государственные программы поддержки зарубежных инвестиций привлекли значительный капитал в приоритетные сектора промышленности.
Конечно, в этой развивающейся стране еще много проблем – от непредсказуемых диктаторов и драматического расслоения населения до одного из самых высоких в мире уровней коррупции и слабого покупательского спроса.
Точка роста – электронная торговля
Филиппины – самый быстрорастущий рынок в секторе электронной торговли Юго-Восточной Азии. Департамент туризма и промышленности и Департамент информационных и коммуникационных технологий объединенными усилиями создают местные платформы в этой сфере. По их подсчетам, в течение следующих трех лет доля е-торговли в ВВП Филиппин составит 25%. Сходные прогнозы делают Google и Temasek, полагая, что объем е-торговли в стране вырастет на 34% в течение следующих десяти лет и к 2025 г. достигнет $19 млрд.
Пять факторов успеха филиппинской стартап-экосистемы |
Эрл Валенсия, создатель компании Ideaspace и серийный инвестор в научно-технологические стартапы, выделяет пять ключевых факторов успеха филиппинской стартап-экосистемы*. 1. Филиппины – плавильный котел культур. Филиппинцы умеют веселиться как латиноамериканцы, делают бизнес как американцы и имеют предпринимательский дух азиатов. 2. Рост! Филиппины – вторая после Китая по скорости роста ВВП страна Азии. В 2015 г. биржевые котировки выросли на 61%. 3. Развитие инноваций. Филиппины могут стать лидером в инновациях для развивающихся стран. Страна нашла свою специализацию – решения mobile only и социальное предпринимательство, решающее проблемы развивающихся стран. 4. Рост инвестиций. Он не прекращается на всех уровнях экосистемы: финансирования стартапов на ранней стадии, посевных инвестиций или стадии A. Количество инвесторов растет, среди них известные фонды Kickstart Ventures, HatchD, Ideaspace. 5. Здоровая технологическая экосистема. В стране активно работает целая сеть разнообразных организаций и компаний, поддерживающих местные стартапы и организующих такие мероприятия, как Geeks on a Beach и AngelHack, а также менторские организации, включая Founders Institute и Startup Grind, многочисленные стартап-сообщества. _________________________________ * www.innovationiseverywhere.com. |
Однако здесь не все гладко. Как сообщает портал Philstar, многие филиппинцы совершают онлайн-покупки в основном на нефилиппинских площадках, так как всего 1% местных бизнесов имеет сайты, способные осуществлять продажи онлайн. Одна из проблем – чрезвычайно медленная и одновременно дорогая интернет-связь, по крайней мере в 3,5 раза дороже, чем в других странах региона. Это существенно снижает качество онлайн-транзакций. В стране также ощущается недостаток сервисов приема платежей. Так, PayPal стал доступным на Филиппинах в 2006 г., а Payoneer открыл офис в 2016 г. До того, как эти сервисы появились в стране, филиппинцы были вынуждены рисковать своей безопасностью в Сети.
Тройку лидеров рынка электронной торговли, согласно исследованию Aseanup**, составляют компании Lazada, Metrodeal и Shopee.
Компания Lazada – фактический гегемон рынка (по оценкам компании SimilarWeb, в течение мая 2017 г. количество посетителей онлайн-канала составило 46,6 млн). Этот сверхвостребованный мегапортал, где миллионы филиппинцев находят информацию о продуктах и популярные сервисы, пока не оставляет никаких шансов своим конкурентам. В апреле 2016 г. владевшая им немецкая компания Rocket Internet, одновременно поддерживавшая аналогичные версии портала в ряде других стран, включая Таиланд, Малайзию, Вьетнам и Сингапур, продала его китайскому интернет-гиганту Alibaba Group, который приобрел контрольный пакет акций за $1 млрд.
Следующим по количеству посетителей стал онлайн-портал Metrodeal, специализирующийся на купонах и предложениях от ресторанов и турагентств. Портал быстро обеспечил себе поддержку пользователей на Филиппинах и начал продвигаться на рынки Индонезии и Таиланда.
Замыкает тройку лидеров Shopee – активный игрок на рынке онлайн-торговли, который ориентируется преимущественно на мобильный канал и предлагает услуги не только филиппинцам, но и пользователям из Сингапура, Малайзии, Таиланда, Индонезии, Вьетнама и Тайваня.
Еще один актив Rocket Internet на Филиппинах, компания Zalora, была продана таиландскому конгломерату Central Group. Таким образом, Alibaba и Central Group овладели значительной частью рынка электронной торговли в ЮВА. В то же время японский лидер Rakuten уходит с этого рынка, сворачивает свою деятельность в Сингапуре, Таиланде и Малайзии и перенаправляет усилия на Тайвань и Японию, где успехи компании намного больше.
Шесть «И»
Министерство торговли и промышленности Филиппин в конце 2014 г. разработало программу («дорожную карту») развития электронной торговли в стране, которая предполагает взрывной рост этого сектора к 2020 г. Согласно анализу «карты», в условиях серьезной конкуренции со стороны соседних стран ЮВА Филиппинам необходимо развивать взаимодействие между частным и государственным сектором на следующих шести направлениях.
Инвестиции – создание благоприятных условий для зарубежных инвесторов и активная поддержка прямых зарубежных инвестиций.
Инфраструктура – развертывание эффективной коммуникационной инфраструктуры и цепочки поставок.
Информационные потоки – обеспечение возможности использования, передачи и обработки информации – самого ценного компонента цифровой экономики – и в то же время ее конфиденциальности.
Инновации – создание условий для поддержки и стимулирования инноваций, включая научно-технические исследования.
Интеллектуальный капитал – стимулирование приобретения соответствующих навыков и всесторонняя подготовка предпринимательских талантов – от технологической до лингвистической.
Интеграция – интеграция местной промышленности с глобальной экономикой.
500 стартапов к 2020-му
На Филиппинах набирает темп инновационная деятельность, и аналитики прогнозируют дальнейший рост, особенно на фоне последних инициатив в области частно-государственного партнерства. В 2015 г. филиппинское правительство вместе со стартап-сообществом представило согласованное видение динамичной экосистемы стартапов страны, которую предполагается построить в течение ближайших лет в надежде, что это приведет к новому прорыву в экономическом развитии страны. Планы, изложенные в программе The Philippine Roadmap For Digital Startups, действительно амбициозные (табл. 3 и 4), – имея сотню стартапов, Филиппины намерены достичь к 2020 г. уровня 500 стартапов с капитализацией в $2 млрд.
Для достижения запланированных показателей будет предпринят целый ряд шагов***:
Защита интеллектуальной собственности. Оптимизация и ускорение процесса оформления патента. Появление возможности патентования программного кода.
Интернет-инфраструктура. Стимулирование выхода большого количества операторов связи на рынок интернет-сервисов, что приведет к снижению цен на интернет-связь.
Инновационные центры. Развитие центров, предоставляющих простой доступ к информации и интернет-инфраструктуре, мощную поддержку от менторов и партнеров, а также финансирование.
Законодательная база. Оптимизация процессов открытия компаний, устранение бюрократических проволочек и предоставление налоговых льгот для стартапов. Так, проект предлагает отмену налогов в течение первых двух лет с момента запуска стартапа.
Финансирование и инвестиции. Создание суверенного фонда, аккредитующего венчурный капитал и стимулирующего инвестиции.
Соответствующее законодательство было подготовлено в Сенате страны, вызвав сдержанный энтузиазм со стороны участников экосистемы. Само амбициозное предложение с конечной целью выйти на 500 стартапов с капитализацией в $2 млрд к 2020 г. было выдвинуто предпринимателем и сенатором Паоло «Бам» Аквино. Как считает Мон Ибрахим, заместитель директора департамента коммуникаций Министерства науки и технологий, «государство играет в догонялки, но лучше поздно, чем никогда». В разработке программы также участвовали представители инвестиционного фонда Kickstart Ventures, инкубатора-акселератора Ideaspace, предприниматели, основатели стартапов и академический сектор. По мнению М. Ибрахима, Roadmap For Digital Startups – целевой стратегический план для стимулирования инновационной экосистемы страны. «Фактически государство должно выполнить 80% работы, а 20% остается на долю стартап-сообщества», – констатирует он.
С точки зрения развития стартап-экосистемы Филиппины обладают как достоинствами, так и недостатками. К сильным сторонам этого островного государства можно отнести молодое население, наличие англоязычных кадров, динамичную аутсорсинговую индустрию, значительный поток денежных переводов от филиппинской диаспоры и позитивный бизнес-климат. В то же время высокий уровень бедности, слабая интернет-инфраструктура, высокая плотность дорожного движения и непредсказуемая погода будут играть для стартап-активности скорее роль тормоза.
Филиппинцы определили ниши, в которых будут работать и уже работают создаваемые стартапы. Предпочтительными сферами являются сделки, коммуникации и поиск. Достаточно развиты сферы листинга, блогов и биржи работодателей; развиваются социальные новости и сообщества. Музыка и развлечения, игры, знакомства, социальный поиск, онлайн-покупки и онлайн-оплата, продажа билетов на мероприятия, финтех, недвижимость, аренда, поиск партнерств, путешествия и транспорт находятся на начальной стадии, оставляя простор для дальнейшего роста.
__________________________________________________
*www.internetlivestats.com.
**www.aseanup.com.
***www.techinasia.com.