Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 8 2007 |
Сергей Анатольевич ШАРОНИН | 01 августа 2007 |
VoIP: новая дальняя – очень близкая связь
Куда ведет игра по новым правиламПоследние поправки к закону «О связи» и, как следствие, к новым правилам взаимодействия игроков рынка между собой и с регулирующими органами можно считать успешной попыткой внести некую упорядоченность в функционирование рынка – фактически формализовать некий набор бизнес-моделей и требований к игрокам с целью сделать рынок более управляемым и прозрачным.
Так или иначе свою нишу на рынке имеют все: имена игроков дальней связи названы, правила взаимодействия сотовых операторов и операторов зоновой связи ясны. Даже альтернативные операторы разного калибра нашли себе место под солнцем, получив согласие Россвязьнадзора предоставлять «услуги речевой междугородной/международной связи автоматическим способом через телематические службы передачи речевой информации/интернет-телефонии». При этом формализации подверглись процессы, лежащие в русле традиционных голосовых услуг, а место для VoIP как технологии нашлось практически на всех участках операторских сетей.
Можно уверенно сказать, что на каком бы уровне развития ни находилась сеть оператора, для него актуальны задачи привлечения новых (или удержания существующих) клиентов и предоставления востребованных услуг. Притом что большинство традиционных операторов, таких как МГТС или «Ростелеком», до недавнего времени не решали эти задачи вовсе либо решали лишь частично, ни у кого не вызывают сомнений выгоды применения пакетной коммутации как на магистральных, так и на абонентских участках при надлежащем качестве передачи голоса.
Массовый рынок: игра разгорается
Большинство преобразований в телекоммуникациях связано с предоставлением услуг массовым группам клиентов – среднему и малому бизнесу, особенно абонентам жилищного сектора. Расчет очевиден: этот сектор рынка характеризуется большой инертностью и относительно низким уровнем использования услуг на основе современных технологий.
Однако же среди подключенных к Интернету технически грамотных клиентов вовсю распространяется «эпидемия» пользования мультимедийными коммуникационными сервисами. Самый массовый способ – интернет - телефония (Sipnet, Skype, Gizmo, Net Meeting и др.), которая позволяет разговаривать пусть не в комфортных условиях, зато почти бесплатно. Любой городской подросток знает, что такое Skype.
Вместе с тем на среднесрочную перспективу можно с уверенностью прогнозировать лавинообразный рост популярности коммуникационных интернет-сервисов на основе SIP. Услугами IP-телефонии можно пользоваться посредством как компьютера, так и абонентского оборудования, функционал которого не уступает TDMрешениям, а порой и превосходит их. Так, линейки оборудования Cisco или AddPac включают IP-телефоны, VoIP-шлюзы, VoIP-адаптеры (АТА), видеотелефоны. А стоимость абонентских устройств при общей тенденции к снижению вполне доступна большинству людей. И с точки зрения развития рынка открытый протокол SIP эффективнее: обеспечивает совместимость устройств разных производителей; разработан как часть мультимедийного интернет-сервиса для обмена голосовой информации, который легко интегрируется в существующие службы Интернета; его используют тысячи сервис-провайдеров и корпораций по всему миру.
Общемировая тенденция к увеличению стоимости традиционных сервисов на фоне снижения стоимости подключения к сетям передачи (в частности, к Интернету) делает доступность услуг IPтелефонии для массового абонента вопросом нескольких лет.
Немаловажным с маркетинговой точки зрения является тот факт, что операторы IP-телефонии, как правило, не тарифицируют соединения IP-to-IP илиSIP-to-SIP, а обеспечивают свою доходность за счет сопряжения своих абонентов с абонентами других сетей (ТфОП, GSM).
Существующее VoIP-оборудование, в частности производства компании AddPac, активно используется операторами местной связи для подключения новых абонентов, в том числе корпоративных, и предоставления им комплексной услуги – телефонии и Интернета. Она подразумевает организацию интернет-доступа, а услуга телефонии реализуется с помощью VoIP-шлюза или IP-телефона. Таким образом, VoIP для традиционного оператора – средство оптимизации расходов и обеспечения конкурентоспособности в неблагоприятных условиях. Набор задач конкретного оператора будет зависеть от технологического уровня его сети и преимуществ VoIP в его уникальном случае. Но задача развития сети не обернется для операторов новой сложностью: сетевые решения уже проверены и просто тиражируются, а их развитие носит эволюционный характер. Большой или малой кровью, но операторы адаптируются к новым условиям массового рынка, а поправки к закону «О связи» дают некоторое время на такую перестройку отрасли.
Корпоративный рынок предупреждает: ждем VoIP!
Очевидно, что в первую очередь операторы связи будут концентрироваться на корпоративных клиентах. Притом что по количеству они уступают частным пользователям, уровень потребления услуг из расчета на одного клиента здесь существенно выше; проблем со своевременными платежами у них меньше, а использование интернет-телефонии только для голосовых сервисов их мало интересует. Однако корпоративные клиенты, как никакие другие, будут биться за снижение тарифов и совокупных расходов на обеспечение сервисов связи.
Но главная трудность, с которой столкнутся операторы на корпоративном рынке, – массовый перевод внутреннего телефонного трафика крупных корпоративных структур в корпоративные сети передачи данных. Такая сеть может быть построена на собственных или арендуемых каналах; с использованием услуги VPN, когда арендуется определенная полоса пропускания в канале; путем организации VPN на основе сетей передачи данных общего пользования (Интернет). Более экономичный вариант – использование публичного Интернета.
Новые веяния рынка корпоративных систем связи – передача голоса и видео по IP-сетям – позволяют строить корпоративные системы мультимедийной связи на основе сетей передачи данных. Современные системы видеоконференцсвязи почти полностью мигрировали в IP-сети. Использование в корпоративных сетях связи технологий VoIP также достигло того уровня, когда с этой тенденцией уже невозможно не считаться. Например, в рамках проектов Всемирного банка и ГАС «Правосудие», вслед за внедрением сервиса видеоконференцсвязи, связавшего суды и следственные изоляторы ФСИН России, был реализован внутриведомственный сервис передачи твердых копий документов между залами судебного заседания в Верховном суде РФ и региональными следственными изоляторами. Сервис реализован на базе оборудования производства AddPac Technology. А ОАО «ГВЦ Энергетики» ведет работы по оптимизации собственного оптического кольца высокоскоростной передачи данных, созданного в Москве для обслуживания офисов холдинга РАО «ЕЭС России» и центра обработки данных ГВЦ. Цель: повышение пропускной способности оптического канала с целью предложить клиентам не реализованные до сих пор услуги – селекторную связь, IP-телефонию, службу поддержки пользователей ИТ-услуг, видеоконференцсвязь и др.
Передача внутреннего телефонного трафика подразделений по корпоративной сети передачи данных чрезвычайно целесообразна (упрощает построение корпоративной сети) и весьма экономична (телефонные разговоры между расположенными в разных городах подразделениями становятся почти бесплатными). Более того, современное VoIP-оборудование позволяет без особых проблем организовать точки присутствия в любом месте, с которым ведется интенсивный обмен телефонными разговорами. Компании-партнеры могут общаться через IP-сеть, существенно повышая эффективность взаимодействия сотрудников при одновременном значительном сокращении затрат.
Не составляет труда организовать использование корпоративной сети и для «бесплатного» исходящего вызова из подразделения, находящегося в одном городе, через офис расположенного в другом городе подразделения или через созданную там точку присутствия.
Кроме того, возможно использование VoIP-шлюзов как комплексной системы связи небольших филиалов, представительств и общественных приемных. Например, использование 8-канального VoIP-шлюза компании AddPac, установленного в региональном офисе, позволит обеспечить телефонной связью столько же сотрудников с поддержкой наиболее актуальных сервисов (переадресация и перехват вызова), подключить LAN филиала к Интернету с реализацией актуальных сетевых служб, получать для центрального офиса прямые внутренние телефонные номера, подключаться к местной телефонной сети.
Для оптимизации затрат на сопряжение сотовой и фиксированной сетей успешно используются GSM шлюзы, которые позволяют интегрировать систему связи подразделения непосредственно с мобильной сетью (минуя оператора местной связи). Учитывая, что некоторые сотовые компании имеют весьма привлекательные тарифы на внутрисетевое общение, часть «дальнего» трафика может передаваться и через их сети.
Еще одно явление, набирающее популярность в корпоративном секторе, – услуги IP-Centrex. Воспользоваться ими можно вне зависимости от территориальной принадлежности абонента (единственное непременное условие – наличие широкополосного подключения к сети). При этом абонент сохраняет свой телефонный номер независимо от точки подключения (обеспечивается мобильность пользователя).
Все эти нарастающие тенденции позволяют с большой долей вероятности предположить, что операторы связи (в особенности дальней) повсеместно начнут сталкиваться с ситуацией, когда крупные корпоративные клиенты резко снизят потребление услуг дальней связи, используя собственные сети и точки присутствия в городах.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!