Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 05-06 2016 |
Дмитрий МАРИНИЧЕВ | 09 июня 2016 |
И домашнего рынка мало... Поддержать тех, кто хочет ходить под российским флагом
Стимулировать отечественных разработчиков ПО можно по-разному: защитив их от зарубежных конкурентов или, напротив, поддержав их амбиции на мировом рынке. О том, какие условия нужны для успешного развития российских компаний, – Дмитрий МАРИНИЧЕВ, интернет-омбудсмен.
– В моем понимании, стимулирование отрасли должно быть направлено на то, чтобы новые разработки, их патентование были полностью привязаны к нашей стране. А для этого вся Россия должна стать зоной комфорта для разработчиков. По большому счету, сейчас государству нужно думать о формировании законодательной базы, соответствующей реалиям цифровой экономики – например, распространению криптовалют, применению беспилотных летательных аппаратов и автомобилей, – чтобы быть первыми. Тот, кто придумает правила дорожного движения для таких автомобилей, тот и привлечет к себе большую часть инженерных компаний, которые их разрабатывают.
– А разве цель импортозамещения не в том, чтобы сформировать рынок для российских разработчиков и их продуктов?
– Есть мнение, что, ограничив рынок и перераспределив заказы в пользу отечественных компаний, можно помочь им крепче встать на ноги и получить дополнительную прибыль, из которой они уже будут финансировать свои разработки новых продуктов. Однако я не очень верю в успех такого подхода. Никакое ограничение рынка не приносит дополнительных инвестиций.
С моей точки зрения, правильней, напротив, привлекать в страну со всего мира людей, создающих прорывные технологии. А для этого необходимо сформировать и закрепить в законодательстве такие условия, которые были бы таким людям выгодны, гарантировали бы сохранение инвестиций и экономические преференции.
– Как импортозамещение и трансфер технологий связаны между собой?
– Импортозамещение – это вынужденная догоняющая стратегия. Мы пытаемся локализовать у себя сборку импортного оборудования, которым привыкли пользоваться, а теперь теряем к нему доступ. Трансфер технологий нацелен на системную работу по привлечению на нашу территорию технологий путем создания здесь для них привлекательных условий коммерциализации, – такой подход позволяет создавать технологическое лидерство.
– Адаптация законодательства к реалиям цифровой экономики – процесс небыстрый. С чего бы вы предложили начать?
– Я бы начал с создания специализированных кафедр в пяти-семи российских инженерных вузах и приглашения туда авторитетных профессоров из ведущих технологических университетов мира для подготовки конструкторов ИТ, архитекторов сложных систем. Вокруг каждого из таких ученых сложится круг из пяти-десяти учеников, так что через пять лет мы получим 70 специалистов, обладающих сложным специфическим знанием и способных к постановке перспективных задач. А еще через пять лет их будет уже тысяча. При условии, что для всех остальных жителей страны владение знаниями в области информационных технологий станет таким же обязательным, как владение русским языком, этого количества людей, способных осознавать технологические вызовы и выявлять потребности в новых продуктах, на первых порах будет достаточно.
Таким образом, мы сможем конкурировать на уровне идей и их реализации. А где будет находиться производственно-сборочный цикл? Это все равно. Важно, чтобы процесс НИОКР, самый капиталоемкий, требующий и человеческих, и финансовых ресурсов, и процесс сервисного обслуживания находились в наших руках.
– А в каких направлениях нужно искать полезные для российского ИТ-рынка технологии?
– С моей точки зрения, нужно смотреть на все, что связано с централизацией вычислительных ресурсов и мощностей, что скрывается за словом «облака». Это очень важный тренд, который сильно влияет на ИТ – сейчас все становится программно определяемым. И это открывает перед нашими софтверными компаниями новые горизонты.
– Кто должен оценивать потенциал той или иной технологии, которая подчас нигде не была апробирована, принимать решение – покупать или не покупать?
– У нас в стране до недавнего времени не было проектного центра, который думал бы на тему закупок технологий системно, включая разработку стратегии, механизмов ее реализации, законодательной поддержки. Однако создаваемое сейчас Агентство технологического развития имеет основной целью обеспечение трансграничного технологического трансфера – локализацию технологий на территории России, заключение лицензионных соглашений и создание совместных производств с последующей их коммерциализацией. Оценка потенциала технологий является одним из необходимых условий решения этой задачи.