Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи
01 октября 2015

Бизнес-реинжиниринг в медицине – новый взгляд на привычные процессы

Кризисные времена, конкурентная среда и требования потребителей меняют не только организационную структуру предприятий, но принципы управления. На производстве особую популярность приобрело понятие BPR (business process reengineering), или реконструкция бизнес-процессов.

Дмитрий КУЛИКОВ
Дмитрий КУЛИКОВ

Зачем нужна «перезагрузка»?

Главная цель BPR – резкое ускорение реакции компании на изменения в требованиях рынка (или даже на прогноз таких изменений) при многократном снижении затрат всех видов. Революционное изменение бизнес-процессов стало возможно лишь с появлением информационных технологий.

Новая бизнес-модель любого предприятия должна соответствовать целому ряду критериев. Первый и главный заключается в том, что вся стратегия деятельности компании должна быть ориентирована на перспективные требования клиента. Этот аспект особенно характерен для предприятий медицины, где качественное оказание услуг является ключевым и жесточайшим требованием.

В новую бизнес-модель должен входить как минимум набор организационных, методических и информационных компонентов, способных обеспечить основные цели компании.

В ходе реконструкции бизнес-процессов в обязательном порядке вырабатывается новый набор бизнес-правил или бизнес-процедур, позволяющий снизить затраты и уменьшить время принятия решений, как тактических, так и стратегических. На следующем этапе формируется новый набор организационных структур, ориентированных на общие цели предприятия. Создаются новые условия работы персонала. Ключевым аспектом BPR становится выработка нового подхода к получению информации от потребителей услуг. Наконец, важно наладить бесперебойное функционирование всех существующих в компании процедур и взаимодействие структур с помощью информационных систем  на основе новых ИТ. Реинжиниринг бизнес-процессов на предприятии необходимо начинать именно с развертывания эффективной ИТ-инфраструктуры.

Под ИТ-инфраструктурой следует понимать такое организационно-техническое объединение программных, вычислительных и телекоммуникационных средств, связей между ними и эксплуатационного персонала, которое будет обеспечивать предоставление работникам (подразделениям) предприятия (организации) информационных, вычислительных и телекоммуникационных ресурсов, возможностей и услуг, необходимых для осуществления профессиональной деятельности и решения соответствующих бизнес-задач. 

Влияние реконструкции бизнес-процессов на новые ИТ-архитектуры можно представить в виде модели Дж. Хендерсона.

Согласно концепции, основная бизнес-платформа рассматривается как набор стратегий, рынков, регламентов, технологий производства и ресурсов, выбранных предприятием.Бизнес-архитектура – это набор товаров и услуг, организационных структур, процессов управления, распределения ресурсов, ценностей и стимулов, необходимый для внедрения основной бизнес-платформы. Основная ИТ-платформа представлена совокупностью компьютерных технологий, которые могут быть доступны предприятию, и способов работы с этими технологиями внутри организации. В свою очередь, ИТ-архитектура – это набор определенных архитектур и продуктов, выбранный для реализации и поддержки работы основной ИТ-платформы.

Бизнес-реинжиниринг в медицине

Пересматривая устоявшиеся бизнес-процессы, медучреждение должно ориентироваться прежде всего на потребности клиента. Это особенно актуально, если речь идет о коммерческой медицине, где конкуренция невероятно высока, а цена ошибки приравнивается к человеческой жизни.

Процессный подход рассматривает медицинскую деятельность как заданную цепочку действий (или процессов). Итогом такой деятельности должно стать достижение определенного клинико-экономического результата. Принятие процессного подхода подразумевает внедрение новых подходов в системе менеджмента, когда в основу заложен процесс предоставления услуги потребителю.

Чтобы оптимизировать налаженные бизнес-процессы в медучреждении, необходимо решить сразу несколько задач:

  • спроектировать модель будущего процесса;
  • алгоритмизировать действия всех участников процесса;
  • разработать требования и стандарты для нового процесса;
  • внедрить инновации по двум основным направлениям: социальному и медико-технологическому.

Реализация всех перечисленных выше действий позволит впоследствии произвести грамотный реинжиниринг и адаптировать текущие процессы к новым условиям. После этого можно переходить к внедрению в обновленную структуру информационных систем.

Более важным, чем соответствие интегрированной информационной системы (ИИС) современному уровню развития программных средств, является ее соответствие основным целям предприятия. Также не стоит упускать из виду, что для обеспечения требований бизнес-инжиниринга архитектура медицинского предприятия должна обладать повышенной гибкостью. Это, в свою очередь, означает, что адаптивными должны стать и методы проектирования информационных систем. Логично, что стоимость такого проектирования ИС возрастает, поскольку при изменении модели бизнеса нередко трансформируется не только ИТ-архитектура, но и ИТ-платформа.

Кроме того, для обеспечения высокого уровня гибкости ИТ-архитектуры не обойтись без использования комплекса инструментов и специальных проектных приемов, обеспечивающих соответствующую динамику компонентного реинжиниринга ИС предприятия, особенно, если речь идет о медучреждении.

С чего начинать?

Инициируя BPR медицинского учреждения, начинать придется с кардинальной перестройки всех устоявшихся бизнес-процессов. Главный критерий, которым следует руководствоваться при модернизации и совершенствовании интегрированной информационной системы, – это целесообразность. Итогом грамотного внедрения ИТ в производство станет эффективное управление, полное соответствие бизнеса динамике рынка, увеличение конкурентного преимущества медучреждения.

Как правило, стандартный процесс внедрения ИТ-инфраструктуры на медицинском предприятии сводится к следующим процедурам:

  1. Создание инженерных систем и структурированной кабельной системы (СКС). На этом этапе производят ряд технических действий, включая кроссирование патч-панелей, оборудование серверной комнаты, запуск и отладку систем централизованного бесперебойного питания и т.п.
  2. Разработка сетевой инфраструктуры.
  3. Покупка и установка оборудования и программного обеспечения.
  4. Налаживание серверного оборудования, включая системы резервного копирования и хранения данных.   
  5. Развертывание систем виртуализации серверов. Виртуализация серверов – один из ключевых процессов реинжиниринга. Виртуализация дает возможность ощутимо снизить затраты на оборудование и программное обеспечение, упростить ИС в целом, повысить надежность ИТ-инфраструктуры и обеспечить ее гибкость, снизить затраты на электроэнергию и обслуживание.  
  6. Развертывание файловых серверов, которые обеспечивают хранение рабочей документации с возможностью предоставления доступа сотрудникам.   
  7. Внедрение основных сетевых служб на основе протокола TCP/IP.
  8. Интеграции в ИС предприятия систем управления базами данных.

Для обеспечения текущих рабочих процессов на предприятии также запускаются отдельные серверы безопасного управления интернет-трафиком; производится установка и подключение АТС, отлаживаются почтовые серверы; осуществляется настройка рабочих станций и оборудования сотрудников; подключается вся периферийная техника, настраивается система мониторинга.

Интеграция информационных систем в медицине – необходимая предпосылка для оказания качественной и своевременной медицинской помощи и эффективного управления здравоохранением. Реинжиниринг бизнес-процессов используется, когда необходимо коренным образом реорганизовать деятельность. Однако достичь положительного результата можно только при условии четкого соблюдения правил и методик применения инструментов реинжиниринга. Изменение отдельных функциональных процессов не будет считаться реинжинирингом предприятия, а лишь попыткой руководства компании улучшить те или иные направления, что, в конечном счете, может не привести к заметному качественному изменению предприятия.

Дмитрий КУЛИКОВ, руководитель отдела инфраструктурных решений, «Тринити»

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Продолжение использования сайта пользователем интерпретируется как согласие на обработку фрагментов персональных данных (таких, как cookies) для целей корректной работы сайта.

Согласен