Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 07-08 2015 |
Алексей КАРПИНСКИЙ | 08 сентября 2015 |
Status quo. Рынок чистогана закончился
Ситуация на рынке коммерческих дата-центров кардинально изменилась: рост затормозился, конкуренция ужесточается.
Произошедшие за последние пару лет изменения в первую очередь коснулись крупных проектов: часть из них вовсе были остановлены, а у остальных сроки реализации сильно увеличились. Причина одна: инвесторы начали более детально просчитывать перспективы возврата своих вложений. Основным локомотивом отрасли становится государство, которое будет строить площадки под нужды информатизации правительства и госструктур.
Эти сдвиги происходят в условиях, когда не все работающие российские коммерческие ЦОДы экономически успешны. Если раньше рынок активно рос и у инвесторов были надежды на то, что рано или поздно клиенты придут на их объект, то сейчас оснований для такого оптимизма у них сильно поуменьшилось. Были надежды, что новый закон о персональных данных заставит заказчиков пойти в российские коммерческие дата-центры, но в массе этого пока не случилось. Кроме того, выяснилось, что крупные государственные структуры, нуждающиеся в услугах ЦОДов, не хотят платить за них по несколько миллионов долларов в год сторонней организации, а склоняются к тому, чтобы купить дата-центр целиком в свое пользование. Однако на рынке нет таких предложений. Почему-то никто из тех, кто строит в России коммерческие ЦОДы, не думает о них как об объекте инвестиций, который можно продать.
Конкуренция на рынке услуг дата-центров просто ожесточенная: там, где раньше в очереди к заказчику стояли три оператора, сейчас стоят 15. И это происходит не потому, что в России понастроили слишком много дата-центров (по мировым меркам их как раз немного), а потому, что заказчики в основном приостановили реализацию своих планов развития. Если раньше какая-то компания планировала организовать свой резервный ЦОД в коммерческом дата-центре, то теперь она считает, что проживет и без него. А если решение о создании резервной площадки все-таки принимается, то начинается тягучий процесс выбора, который может длиться год и более, потому что либо денег у заказчика на самом деле нет, либо они есть, но решение тонет в многочисленных согласованиях разных подразделений (особенно если речь идет о крупной компании).
Заметно повысившие свою квалификацию заказчики стали пристально исследовать технические характеристики дата-центров. Наличие у ЦОДа сертификата Uptime Institute является несомненным плюсом объекта, но в глазах нынешних заказчиков не является оправданием для повышения цены аренды. Если раньше коммерческий ЦОД мог продать стойки и сервисы фактически молча, то сегодня этот процесс требует немалых усилий, времени и красноречия продавца.
На рынке появляются ЦОДы, заявляющие о своей ориентации на облачные сервисы. Пока их специфика заключается в том, что в них установлены высоконагруженные стойки, что определяет использованные в них инженерно-технические решения. Предназначены они для крупных заказчиков, тогда как облачными сервисами сейчас пользуются главным образом компании SMB-сектора, а крупные клиенты выжидают или занимаются проектами создания частных облаков.
Клиенты интересуются главным образом традиционными услугами дата-центров, причем придерживаются политики «чем дешевле, тем лучше». И ожидать, что доля высокоуровневых сервисов в доходах ЦОДов будет расти, в ближайшее время не приходится. Честно говоря, слабо верится, что одна и та же компания может хорошо и недорого строить и эксплуатировать дата-центры и предоставлять великолепные облачные сервисы. Все-таки рынок должен разделиться на тех, кто умеет строить дата-центры и дешево сдавать в аренду фальшпол, и на тех, кто умеет делать бизнес на облачных решениях. В России есть примеры успешных проектов и в той и в другой области, а попытки объять оба мира ведут только к неэффективному распылению ресурсов.
Общий прогноз развития российского рынка дата-центров на ближайшие годы довольно неутешительный. Скорость роста дата-центров в квадратных метрах фальшполов и в стойках снизится. Одновременно будут оптимизироваться расходы на строительство ЦОДов. Рынок чистогана закончился, теперь и операторам ЦОДов, и их клиентам придется учиться считать деньги.