Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 01-02 2015 |
Андрей НИКОЛАЕВ | 02 марта 2015 |
Главное для облачных сервисов – простота доступа к услуге
Невысокий уровень доступности многих отечественных облачных сервисов уменьшает доверие к ним потребителей и тормозит развитие облачного рынка.
Специфика российского рынка заключается в том, что подавляющее большинство локальных облачных провайдеров предоставляет либо услуги не слишком высокого уровня, либо узкоспециализированные решения. Собственный рынок публичных высокоуровневых облачных сервисов, ориентированных на корпорации, только начинает свое развитие.
Наиболее популярны у российских корпоративных пользователей сейчас облачные сервисы, предназначенные для упрощения индивидуальной работы сотрудника, такие, как файловые обменники и средства коммуникаций. Это обусловлено простотой их развертывания и быстрым положительным результатом.
В течение последнего года наблюдался рост предложений в сфере специализированных SaaS-услуг, в частности, электронного обмена документами между поставщиками и торговыми площадками. Клиенты морально готовы отдавать в облака часть своих сервисов, например, среду для разработки и тестирования приложений или электронный архив. Однако главная проблема остается: уровень сервисов локальных ЦОДов не позволяет сделать такой переход простым и удобным, а пользоваться услугами зарубежных поставщиков многие не могут по объективным причинам.
Малый и средний бизнес, безусловно, проще воспринимает облачные сервисы, в том числе от западных вендоров, и чаще ими пользуется. Во-первых, небольшим компаниям дешевле развернуть приложение в облаке, чем создать собственный ЦОД. Во-вторых, они меньше зависят от требований регуляторов и внутренних правил безопасности. У крупных же российских компаний требования к используемым внешним дата-центрам достаточно жесткие, фактически они устанавливают там собственные правила безопасности и технические регламенты.
Сегодня многие крупные ИТ-вендоры уже создали собственные облачные сервисы, которые в большой степени ориентируются на корпоративный сегмент. Причем к настоящему моменту конкуренция между ними сместилась с технологий виртуализации на технологии предоставления сервисов, оркестровки процессов, мониторинга инфраструктуры и т.д.
Полагаю, что в ближайшее время основными провайдерами облачных сервисов для корпораций станут ИТ-интеграторы и нишевые компании, которые будут развивать локальные SaaS-решения и ИТ-инфраструктуры для предоставления типовых IaaS-сервисов. При этом будет развиваться партнерство между локальными компаниями и крупными вендорами облачных сервисов, такими, как VMware, Amazon, Microsoft, которое даст возможность локального предоставления более широкого спектра стандартизированных высокоуровневых IaaS/PaaS-сервисов. Основной сдерживающий фактор – это нежелание крупных международных игроков выходить на российский рынок и не слишком высокий уровень доверия потребителей к таким видам услуг. Основная трудность заключается не в нехватке приложений, а в их малой доступности. Главный фактор развития публичных облачных сервисов – это простота доступа к услуге, которая состоит в возможности быстро ее получить, протестировать и купить в нужной конфигурации и объеме. На нашем же рынке много облачных услуг имеют невысокий уровень доступности. В результате пользователи вынуждены прилагать гораздо больше усилий для того, чтобы оценить и заказать нужную конфигурацию.