Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 01-02 2015 |
Владимир МАКАРОВ  | 02 марта 2015 |
Прагматичный подход к ИТ в медицине
В управлении мегаполисом – как в бизнесе: главное – отдача, конкуренция, экономическая заинтересованность, считает Владимир МАКАРОВ, заместитель руководителя Департамента информационных технологий г. Москвы.
– Владимир Владимирович, сформулируйте, пожалуйста, самый актуальный, с вашей точки зрения, постулат информатизации столичного здравоохранения.
– Мы работаем на то, чтобы показать и доказать: внедрение ИТ – не точка затрат и не красивая игрушка, а осязаемая, считаемая, стабильная экономия. Информатизация впрямую трансформируется в деньги и в качество медицинской помощи, которая начинается с возможности попасть на прием к врачу и количества времени, которое пациент проведет под дверью врача и которое доктор может уделить пациенту. На кардинальное улучшение этих показателей и нацелена Единая медицинская информационно-аналитическая система (ЕМИАС), к которой подключено около 660 поликлиник Москвы. В результате мониторинга на ее основе в качестве показателей работы столичного здравоохранения мы имеем не среднюю температуру по больнице, а каждую конкретную клинику, каждого конкретного пациента.
Яркие примеры, развенчивающие миф о безвозвратной затратности ИТ-внедрений, уже известны. Один из них – электронный рецепт, который в прошлом году выписывали уже в 78% льготных случаев. В 2015 г. этот компонент ЕМИАС должен быть внедрен во всех поликлиниках города. В год в Москве выписывается около 12,5 млн льготных рецептов на бланках строгой отчетности, и на каждый из них врач затрачивает 3 – 3,5 мин. А на электронный рецепт – полминуты. Экономия в год составляет 600 тыс. человеко-часов рабочего времени врачей, что эквивалентно работе шести поликлиник! Я не говорю уже об экономии на производстве и логистике бумаги с водяными знаками и трудозатратах сотрудников, которые ведут учет и контроль льготных рецептов в аптечных пунктах, «вбивая» информацию с бумаги в реестр рецептов.
Развитие этой функции лежит в направлении использования социальной карты москвича, по которой можно получить скидку во многих аптеках города и которую технически можно использовать для трансляции рецептов в электронном виде. Организация, которая является эмитентом этой карты, ГУП «Московский социальный регистр», подведомственна Правительству столицы. Вот вам и новый сценарий.
Анекдот из жизни в тему |
Айтишники долго не могли понять, почему из возможных способов записи на прием к врачу – интернет, колл-центр, инфомат, регистратура, портал госуслуг – москвичи настойчиво выбирали инфоматы. Потом сообразили: инфомат дает заветную бумажку, а колл-центр – нет. |
То же касается больничных листов, талонов амбулаторного приема, направлений на лабораторные исследования, консультации – все это вместе 1,7 млн человеко-часов рабочего времени врачей, тысячи докторов, заработная плата, новые врачебные кабинеты. И если врачей не хватает, надо подумать – врачей ли? Или того самого прагматичного и технологичного подхода к делу? За последние 20 лет наши бедные врачи обросли безумным количеством околомедицинских документов, которые должны переводиться в электронный вид и вообще уходить из кабинета врача, оставляя его один на один с пациентом.
Так что я за прагматичный подход, направленный на отдачу от инвестиций, которые мы делаем в автоматизацию и информатизацию медицины мегаполиса.
– Какие бизнес-модели, если это слово применимо к государственной медицине, способствуют реализации такой «идеологии» информатизации?
– Я вас немного удивлю: ДИТ в целом работает в несколько необычной для органа исполнительной власти логике. Мы не «закрепляем» имеющиеся финансовые ресурсы за конкретными проектами, а даем им возможность конкурировать между собой, прежде всего, с позиций предполагаемой отдачи. Финансирование, например, электронной медицинской карты (ЭМК) будет зависеть от того, какими темпами пойдет ее тиражирование. Это первое.
Второе. В поликлиническом комплексе мы используем сервисную модель информатизации, в результате чего трансформируем capital expenses в операционные издержки. Подобно тому, как мы покупаем у оператора услугу связи, так же мы покупаем услугу, предоставляемую инфоматами. Мы покупаем сервис печати в кабинете врача с полным обслуживанием принтера, но с предусмотрительным исключением расходов на бумагу – иначе поликлиники имеют шанс превратиться в настольные типографии. Противозатратный механизм должен быть предусмотрен!
– Каковы инвестиции в информатизацию столичного здравоохранения сегодня, после инвестиционного бума 2011 – 2013 гг.? Сколько требуется средств и как готов поддержать эти требования столичный бюджет? Как кризис влияет на эти цифры?
– OPEX год от года сокращается: с 3,9 млрд руб. в 2013 г. до запланированных на этот год 2,2 млрд руб. CAPEX тоже объективно должен ползти вниз, так как большая часть инфраструктуры построена. В 2011 г. в медицинских учреждениях порой не было никакого ИТ-оснащения, три-четыре компьютера на учреждение. По результатам 2012 г., благодаря тогда еще федеральной субсидии, мы закупили для стационаров 40 тыс. новых компьютеров и 38 тыс. ПК для поликлиник. Объем капитальных инвестиций на 2015 г. предусмотрен в размере 1,3 млрд руб. Я называю не точные плановые рубежи, а цифры-индикаторы: если потребуют наши задачи, финансирование может увеличиться на несколько сотен миллионов рублей. ИТ – отрасль, конечно, импортозависимая, но мы не ощущаем влияния кризиса, как за четыре года я ни разу не сталкивался с ситуацией, когда мне нужны были деньги на проекты, а у меня их не было.
Это разумное отношение к инвестициям: если информатизация сегодня является фабрикой, которая производит золотые яйца, то какой смысл сокращать объемы финансирования?
– Сколько москвичей, по данным ЕМИАС, являются пациентами государственных поликлиник?
– Больше, чем можно было бы думать, – 7 млн уникальных пациентов, это почти половина жителей столицы и больше половины застрахованных в системе ОМС. И это исключая пациентов ведомственных клиник! Миф, что работоспособное население не обращается в наши поликлиники.
– ЭМК – некий фетиш информатизаторов здравоохранения и заинтересованной медицинской общественности. Ее начинали делать еще в 80-х годах прошлого века. Каков ее нынешний московский профиль и статус?
– Электронная медицинская карта – опорный сервис ЕМИАС, протестированный в прошлом году с врачами 14 поликлиник, и за время пилотирования создано более 100 тыс. ЭМК. В 2015 г. мы приступаем к тиражированию карты. Мой прогноз – около 2 млн москвичей обзаведутся ЭМК, которая будет заполняться постепенно, по мере обращения в городские поликлиники. Стоит ли напоминать, что ЭМК – это преемственность и консолидация информации, сокращение времени на ее поиск, упрощение формирования административных и рутинных документов.
Давайте смотреть правде в глаза и не спешить. Новый сервис – это дополнительная нагрузка на врача, интенсификация его работы. У нас на очереди еще с десяток сервисов, которые надо внедрить. А доктору надо еще людей лечить!
ЭМК на первых порах не экономит время врача, который будет осваивать новые формы и новые процессы. Наоборот, электронная карта это время потребляет, поскольку кроме прочего поначалу потребуется ее дублирование в бумажном варианте, пусть и путем вклеивания распечаток в старую карту. Я никогда не внедрю ЭМК, если не высвобожу время врача. Что можно убрать от врача – надо убрать, переводя рутинные процессы в электронную среду. Цель – высвободить время врача на ассимиляцию карты, поскольку последствия будут фантастическими, прежде всего для качества медпомощи.
Убежден: технологии могут быть доступны любые, а вот процесс ассимиляции технологий всегда длительный. Тот, кто обещает, что в 2015 г. ЭМК будет везде, возможно, прав, но врачи повсеместно с ней работать не будут. На это уйдет три-пять лет. И мы опаздываем.
– Пожалуйста, пунктирно о главных потребностях информатизации здравоохранения Москвы в наступившем году.
– Совместно с Минздравом и другими уполномоченными органами нам предстоит участвовать в доработке нормативной правовой базы здравоохранения до возможностей информатизации – это касается прежде всего е-рецепта и ЭМК.
Нужно автоматизировать сервисы лабораторных исследований. С точки зрения ИТ здесь все просто. А вот справочник лабораторных исследований, который позволил бы создать кросс-референсную модель тестов, – это объемная научная работа. Мы за год смогли переварить только 76 видов исследований из 580... Почему этим занимается ДИТ вместе с профильными институтами и специалистами? Потому что кто-то должен быть драйвером. Потому что в конечном итоге это будет нужно нам.
Слабое место – недостаточная компетенция кадров медицинской информатики. В вузах это очень консервативный предмет, часто не имеющий ничего общего с современной жизнью. В феврале стартовала программа обучения ЕМИАС для студентов четвертых курсов московских медколледжей и училищ. До конца года с системой научатся работать 2,5 тыс. человек. Для врачей мы предоставляем возможность вечернего обучения, но уже на возмездной для их работодателей основе.
Мы отдаем себе отчет в том, что ЕМИАС сейчас – не самая надежная система. Время от времени она «падает». Причины проблем – неизбежное следствие темпов ее развития, которые мы хотим сохранить: каждую неделю выходит изменение в код. Значит, надо находить баланс между динамикой и уровнем работы программистов.
Самый большой пункт назначения нашей дорожной карты – Новая Москва. Здесь степень изношенности инфраструктуры колоссальная, проживает около четверти миллиона человек, а необходимые средства сравнимы с инвестициями во все здравоохранение Москвы. Поэтому динамика развития этого региона будет предсказуемо ниже, чем динамика старой Москвы. Но исходить нужно из того, что уровень жизни «новых» и «старых» москвичей предстоит выравнивать.
Беседовала Наталия КИЙ
Анекдот из жизни
в тему
Айтишники долго не могли понять, почему из возможных способов записи на прием к врачу – интернет, колл-центр, инфомат, регистратура, портал госуслуг – москвичи настойчиво выбирали инфоматы. Потом сообразили: инфомат дает заветную бумажку, а колл-центр – нет.