Рубрикатор |
Статьи |
Максим МИТРОФАНОВ | 13 января 2015 |
e-Learning для профи и не только
Тем, кто ценит экономию времени и пространства, знаком термин «e-learning»: всего одна буква перед простым словом «обучение» (англ.) концептуально меняет его значение.
Корпоративный сегмент: снижение затрат, повышение эффективности
Дистанционное обучение распространилось из корпоративного сегмента. Необходимость корпоративного обучения очевидна для многих отраслей: есть свой продукт – уже необходимо обучать. Возьмем, финансовый сектор. Банки, страховые компании: с одной стороны – огромное количество продуктов и услуг, с другой – много начинающих карьеру молодых сотрудников, которым необходимы знания о продуктах, с которыми им работать. Или – ритейл. Вообще, любая компания, у которой есть географическая распределённость, собственные стандарты, процедуры, технологии или даже высокая текучесть кадров, сталкивается с необходимостью организации обучения. Это – занятие трудо-, время- и финансово затратно. Необходимо арендовать помещение, обеспечить перемещение сотрудников к месту обучения, в самой организации процесса оказываются задействованными немалое количество сотрудников. Другое дело – дистанционное обучение.
Согласно западным исследованиям, от 50 до 70% компаний отмечают заметную экономию после перехода к дистанционному обучению.
Могу привести еще одну цифру: 72% опрошенных компаний стали лидерами в своей отрасли после установления регулярного дистанционного обучения внутри корпорации. Это говорит о том, что усвоение материала при дистанционном обучении эффективнее, и это легко объяснить: обучающийся чувствует себя свободнее, может задавать вопросы – обратная связь при дистанционном обучении обширнее и многофункциональнее, что обуславливает дополнительную мотивацию учиться.
Дистанционное профессиональное образование
С использованием дистанционного обучения в обычном образовании, при правильно выстроенной процедуре учебного процесса, эффективность не уменьшается. Более того, значительно расширяется аудитория. Достаточно упомянуть людей с ограниченными возможностями, которым физически сложно посещать лекции. Также сервис дистанционного обучения оптимален для взрослых людей, которые обучаются, чтобы расширить свои знания, уже четко понимая, что и зачем им нужно изучать, но не обладают достаточным свободным временем.
Я считаю, что в профессиональном вузовском обучении дистанционный формат должен быть не сторонним, а интегрированным. По такому пути, кстати, развивается дистанционное образование в США. Должен быть выбор: прийти на очное обучение днём или заплатить меньше и учиться on-line.
Я говорю не о технологии – они могут быть разные, электронное обучение может включать в себя различные способы предоставления информации. Говорю о принципе. Можно выделить часть занятий, которые могут передаваться слушателям дистанционно, можно вести их синхронно – ничто не мешает преподавателю проводить лекцию или семинар, находясь в аудитории со студентами, чтобы другие студенты присутствовали в это время в WebEx.
Часто мы слышим, что «облака» не безопасны. Это основная причина, из-за которой вузы не торопятся с внедрением сервисов для дистанционного обучения. Эффективные функциональные и современные решения, как правило, предоставляются из облака (по подписке), в то время как серверные решения достаточно капиталоёмкие на этапе внедрения. Но не каждая корпоративная инфраструктура обладает достаточной отказоустойчивостью; каналы передачи данных могут не позволять передавать видео с высоким разрешением в формате HD.
В странах Европы, США, азиатского региона развёртывание решений в корпоративной инфраструктуре, как правило, обусловлено повышенными требованиями безопасности и применяется для финансовых организаций, государственных учреждений, и то частично, только для тех бизнес-процессов и сотрудников, которые ежедневно в общении обсуждают конфиденциальную информацию. В этом случае, корпоративный инструмент веб-конференций изолирован от выхода в глобальную сеть интернет.
Даже в развитых странах Востока есть открытость к новым технологиям, есть желание их осваивать и использовать. У нас, к сожалению, чаще встречается особенная, неудачная, на мой взгляд, попытка смешать очное и дистанционное обучение. Когда спикер находится в аудитории и через web-камеру осуществляется передача изображения его перемещений вдоль кафедры и по залу, он должен стараться одинаково активно успевать работать и с очными слушателями, и с участниками, которые подключены удалённо. Очевидно, что методики работы с аудиторией в этом случае разные, докладчику крайне неудобно вычитывать вопросы, более того, не всегда получается достичь синхронизации слушателей, а именно обеспечить возможность всем слушателям иметь одинаковое представление о задаваемых вопросах и ответах на них. Мне кажется, надо уходить от этих мягких попыток смешения: либо прибегать к интеграции разных технических решений, либо плавно переходить от одного к другому и оценивать эффективность и экономию. Я все-таки верю, что именно в сфере высшего профессионального образования лет через пять будет оценен и реализован потенциал электронного обучения.
Что для этого должно произойти? Несколько положительных отзывов от респектабельных государственных университетов. Очень важно обмениваться позитивным опытом использования новых технологий. Как только они начнут официально говорить о том, что диплом, полученный on-line, ничем не хуже традиционного, это станет сигналом.
По данным Министерства образования и науки, в России существует порядка 1155 вузов (без учёта филиалов), из них 70 внедрили технологии дистанционного образования и применяют электронное обучение в рамках учебных процессов, еще 500 вузов говорят о том, что они неофициально используют дистанционное обучение в учебном процессе. Я думаю, что реальные показатели еще выше.
Вы записались на вебинар?
Еще один вариант дистанционного обучения можно условно назвать курсами самообразования, развития каких-то навыков. Огромное количество вебинаров, на которых спикеры, которые построили успешный бизнес или в чем-то еще достигли успехов, делятся своим опытом.
Вебинар – по сути, тоже web-конференция, максимально простая модель ее использования: докладчик, аудитория, обратная связь. Говорить о том, что это формат для обучения, наверное, неправильно, вебинар может стать частью e-learning.
Оценка эффективности
Дистанционное обучение, любое – корпоративное, вузовское, требует определённой подготовки и чётко выстроенного процесса. Организаторы обучения должны понимать: зачем они это делают, кто их аудитория, и какой результат они хотят достичь.
Очень важен выбор того или иного решения, его доступность, его потенциал интерактивности, чтобы была возможность управлять процессом и вовлекать слушателей. Интерактивность = вовлечённость.
И, конечно, важная составляющая любого обучения – оценка его эффективности, усвояемость переданных знаний. Для этого предусматривается расширенный функционал, такой как интегрированная среда тестирования, результаты автоматически посчитываются по каждому слушателю, а за суммарное количество баллов выставляется оценка. Должна быть и возможность каким-то образом оценивать внимательность слушателей. В существующих на рынке решениях для этого предусмотрен индикатор внимания посетителя, доступный докладчику и организатору. В случае, если слушатель свернул на компьютере или мобильном устройстве окно с обучением, напротив его имени появляется восклицательный знак, который демонстрирует спикеру, что слушатель не следит за передаваемой ему информацией.
Сервисы веб-конференций идеально подходят для сбора аналитической информации и контроля за действиями посетителей во время мероприятия. Отчётность, предоставляемая сервисом, позволяет увидеть продолжительность участия, внимательность и активность слушателя. Сохранить чат и вопросы от участников, в режиме реального времени передать им учебные материалы.
Для последующего анализа и изучения часто используют системы LMS (Learning Management System), которые позволяют управлять обучением, планировать его и строить графики. Данные системы очень часто интегрируются с веб-конференциями для получения полной картины о дистанционном обучении в организации.
Самое актуальное решение для организации дистанционного обучения – проведение web-конференций, которые дают возможность использовать видео-, аудиоматериалы и на выходе получить запись, которую с помощью WebEx можно преобразовать в формат электронных учебников – SCORM (Sharable Content Object Reference Mode, эталонная модель объектов общедоступного содержимого), в котором можно создавать учебные материалы с интерактивными элементами в универсальном и распространенном формате xml.
Будущее e-learning
Будущее – за технологиями интерактивного общения. Популяризация дистанционного обучения в целом тесно связана с популяризацией интернет-пользования. К сожалению, не все регионы России «продвинуты» в этом отношении.
Мне кажется, что опыт дистанционного обучения будет транслирован из бизнес-обучения в классическое образование. Огромное количество курсов по повышению квалификации при институтах, инновационные институты, бизнес-школы, которые активно занимаются использованием современных технологий, станут тем локомотивом, за которым потянутся остальные.
Не думаю, что все вузы перейдут на дистанционное обучение, но уверен, что они будут его, пусть медленно, но верно осваивать на определённых факультетах.
Максим Митрофанов, руководитель направления WebEx, компания CTI