Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи
Евгения ВОЛЫНКИНА  18 декабря 2014

2% на ИТ

Именно такая доля бюджета медицинской организации достаточна для нормального развития ее ИТ-службы и ИТ-инфраструктуры.

На недавней конференции «Практические вопросы применения информационных технологий в здравоохранении», которая прошла в рамках форума "Российская неделя здравоохранения", неоднократно произносились слова о необходимости ориентации информатизации здравоохранения на врача, а также о том, что основной проблемой этой информатизации является как раз то, что врачи очень мало в ней участвуют, и высказывались пожелания налаживания активного взаимодействия между информатизаторами и врачами.

Не раз уже приходилось слышать об общей консервативности всей отрасли здравоохранения и компьютерно-неграмотных врачах (особенно в региональных ЛПУ), которые в штыки встречают ИТ-нововведения. Однако эта средняя температура по больнице имеет большие флуктуации на местах. Среди врачей есть и те, кто недоволен не информатизацией, а слабым ее развитием и в своей медицинской организации, и в масштабах всей страны. Как рассказала врач из Таганрога Наталья Артикова, информационно-активных врачей в стране немало, и они достаточно бурно обсуждают вопросы информатизации медицины в социальных сетях в интернет. Провинциальные врачи хотят получить в результате информатизации современное рабочее место с компьютером, интернетом, офисным и прикладным ПО, а также всю необходимую инфраструктуру. Пациенты сейчас ищут не столько лечебное учреждение, сколько грамотного врача, а врачи сейчас как правило работают в нескольких медицинских организациях, причем разной формы собственности. В такой ситуации любому пациенту крайне важно иметь личную электронную медицинскую карту (ЭМК), которая будет действовать не только в государственных ЛПУ, но и в частных медицинских организациях, и пациент должен иметь возможность давать доступ к ЭМК своему врачу. Такие технические решения в принципе уже есть, но они носят очень локальный характер - в масштабах одного ЛПУ, а для их повсеместного внедрения нет нормативной базы. Большой проблемой для продвинутых провинциальных врачей является также отсутствие банального доступа в интернет - именно там они ищут новую информацию по своей специальности, в том числе иностранные источники. 

Интернет также может решить еще одну серьезную проблему региональных врачей - обучение и повышение квалификации. Для регионального врача, имеющего, несмотря на заявления Минздрава, более чем скромную зарплату, отправиться на учебу в другой город на 2-4 месяца просто нереально. Проблему решило бы дистанционное обучение. В России уже есть обучающие сайты для медиков, например, образовательная интернет-программа для врачей Интернист.ру, но это только лекции, а продвинутым врачам, как говорит Н. Артикова, необходима интерактивная среда профессионального общения. Обучающие курсы по медицине есть и на известном портале Coursera.org, но пока лишь на английском языке (что, правда, не останавливает наших энтузиастов). Там же можно платно сдать экзамены на сертификаты, но эти документы в нашем здравоохранении смысла не имеют. Понятно, что интернет может дать только теорию и экзамены по практическим навыкам все равно нужно сдавать очно, но это потребует от врача существенно меньше времени и денег. 

начальник отдела АСУ Красноярской краевой клинической больницы Виталий Азанов Энтузиасты информатизации медицины есть и среди региональных айтишников. Они уже даже проводят исследования для оценки эффективности внедрения медицинских ИС в своих ЛПУ. Как рассказал начальник отдела АСУ Красноярской краевой клинической больницы Виталий Азанов, в процессе исследования был проведен опрос 300 сотрудников (врачи, заведующие отделениями, старшие сестры, медицинские сестры, лаборанты) трех больниц Красноярска. В среднем впечатления от внедрения медицинской ИС оказались смешанными: часть сотрудников жаловалась на потери времени на оформление осмотра больных, на назначение исследований и прочий документооборот, но все же у большинства респондентов позитивные впечатления перевешивали, т.е. сокращение времени на оформление документов и доступ к данным анализов и исследований отметили гораздо больше сотрудников. Однако, как выяснилось, это были лишь средние данные: позитивные отзывы перевешивали отрицательные в двух больницах, а в одной все было наоборот, хотя внедрялась одна и та же медицинская ИС. Напрашивается вывод, что очень серьезное влияние на эффект от внедрения комплексной МИС оказывает ИТ-служба конкретного ЛПУ, поэтому нужно вкладываться не только в оборудование и ПО, но и в ИТ-специалистов. По мнению В. Азанова, для нормального развития ИТ-службы и ИТ-инфраструктуры медицинской организации достаточно тратить на эти цели 2% от ее бюджета. Не так уж много. Айтишники от медицины - скромные люди. 

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!