Rambler's Top100
Статьи ИКС № 12 2014
Александра КРЫЛОВА  08 декабря 2014

Бизнес-мобилизация: смотр достижений

Корпоративная мобильность сегодня – это не только один из важнейших драйверов роста ИТ-рынка, но и инструмент, в котором заинтересовано множество компаний из самых разных отраслей. 

Российские реалии и глобальные тренды

Когда четыре года назад Центр корпоративной мобильности (ГК «АйТи») одним из первых на российском ИКТ-рынке поднял тему использования абонентских устройств сотовой связи в корпоративном ИТ-ландшафте, многим она казалась чисто теоретической. Должно было пройти несколько лет для ее перевода в практическое русло. И вот наконец этот момент наступил. Сегодня мобильные технологии воспринимаются многими компаниями-заказчиками как обязательное расширение корпоративных информационных систем. По его словам, характерная особенность текущего момента – появление в ряду продуктов для обеспечения мобильности сотрудников стека российских программных решений, соответствующих всем требованиям безопасности.

Поскольку рынок корпоративной мобильности является новым в глобальном масштабе и российские разработчики ПО вышли на него заблаговременно, у них есть не только здоровые амбиции конкурировать с глобальными игроками в России и за ее пределами, но и готовые программные продукты промышленного уровня, позволяющие осуществлять как поддержку реализации концепции BYOD, так и подход COPE (corporate owned, personally enabled). Такие тиражные решения для корпоративных мобильных рабочих мест, представляющие собой набор основных сервисов для эффективной работы мобильных сотрудников, уже разработаны российскими компаниями.

В глобальном масштабе на развитие решений корпоративной мобильности повлияли два фактора, отмечает Сергей Македонский, генеральный директор In4Media/Forrester Russia. Во-первых, с 2010-го г. «начался век потребителя». Именно под завышенные ожидания конечного пользователя, в том числе и собственных сотрудников, вынужден подстраиваться бизнес. Во-вторых, благодаря усилиям производителей смартфонов удалось снизить порог сложности мобильных технологий, сделав их доступными и удобными для рядовых потребителей, то есть, по сути, утилитарными. Вполне естественно, что сложившийся стиль использования мобильных устройств и инфокоммуникационных сервисов на них эти люди привнесли на свои рабочие места.

Что это означает для бизнеса? Как показывают исследования компании Forrester Research, на первый план выходят четыре бизнес-императива, которые необходимо учитывать при разработке стратегии развития бизнеса в целом и его ИТ-инфраструктуры в частности.

Первый из них, уже имеющий большое значение на индустриально развитых рынках, заключается в трансформации роли пользовательского опыта. Сотрудникам компаний сегодня хочется использовать смартфоны и/или планшеты для выполнения своих служебных обязанностей и делать это с теми же легкостью и удобством, как в частной жизни. И если компания-работодатель предложит им корпоративные устройства и сервисы, не обеспечивающие «бесшовность» пользовательского опыта, то, скорее всего, сотрудники найдут, чем их заменить. Благо, в эпоху «мобильного сумасшествия» (это второй тренд) каждый из них в частной жизни использует в среднем три устройства: ноутбук, смартфон и планшет. И для компании важно, чтобы все они были вовлечены в программу корпоративной мобильности. Нельзя упускать из вида и третий аспект: сегодня самый традиционный бизнес не может не рассматривать себя как цифровой, как и не может не предоставлять своим сотрудникам ИТ-услуги для мобильных устройств. И, наконец, последний императив предполагает использование на мобильных устройствах продвинутой бизнес-аналитики – smart-решений, больших данных.

Споры о том, поддерживать или нет доступ к ИТ-инфраструктуре личных смартфонов и планшетов сотрудников, уступают место вопросам, какие на них должны устанавливаться корпоративные мобильные приложения. Увеличение доли программного обеспечения в совокупном объеме глобального ИТ-рынка, произошедшее за последний год, С. Македонский объясняет активной работой внутри компаний-заказчиков по адаптации существующих у них десктопных версий бизнес-приложений и разработкой новых программных решений под различные мобильные платформы.

В развитых странах все больше компаний начинает пользоваться услугами управления мобильными устройствами и мобильными приложениями в своей корпоративной ИТ-инфраструктуре по моделям SaaS и IaaS. (Компания IBM даже предложила термин MaaS – Mobility as a Service.) В числе лидеров рынка – провайдеров таких услуг, по данным Forrester Wave за II квартал этого года, – AT&AT, Verizon, Vodafone, HP, Orange, DMI, Vox Mobile. В России услугу Mobile SaaS предлагает компания «Билайн Бизнес», которая принимает в управление как корпоративные, так и личные мобильные устройства компаний-заказчиков, причем независимо от того, услугами сотовой связи какого оператора они пользуются. Но все же о широком распространении такой модели среди российских компаний говорить пока преждевременно.

Устройства и приложения – под контроль

Изменения в ландшафте корпоративной мобильности в нашей стране происходят, но очень медленно. Так, согласно опросу участников прошлогоднего Дня корпоративной мобильности, проведенному ГК «АйТи», доля компаний, предпочитающих использовать системы управления мобильными устройствами в собственном центре обработки данных, снизилось по сравнению с 2012 г. незначительно: с 80 до 69%.

С. Орлик: «Больше половины российских компаний придерживается подхода BYOD»

Между тем задача управления и мобильными устройствами, и установленными на них приложениями по-прежнему остается очень актуальной. Практика показывает, что даже полученный от компании рабочий смартфон или планшет через какое-то время начинает восприниматься его пользователем как личный. Постепенно на него устанавливаются какие-то приложения, а потом рабочее устройство используется и для обмена личной информацией. Что уж говорить о компаниях, которые разрешают сотрудникам доступ к инфраструктуре с личных смартфонов и планшетов, на которых некорпоративные приложения имеются по умолчанию.

Понятно, что и сами устройства, и их «поведение» в корпоративной инфраструктуре необходимо контролировать в соответствии с выработанной стратегией и политиками. «Когда мы говорим о мобильности, – отмечает Сергей Орлик, директор Центра корпоративной мобильности ГК «АйТи», – то часто бывает трудно определить, где заканчивается инфраструктура и начинается безопасность».

Взять хотя бы проблему так называемых «теневых ИТ». На сегодняшний день 4/5 сотрудников компаний используют на своих смартфонах и планшетах внешние приложения и сервисы – те же Dropbox, Google Docs, SkyDrive, – нисколько не задумываясь о последствиях. Но, например, в случаях с разработкой рекламной компании, подготовкой финансовой отчетности или сделки M&A такой подход может привести к большим потерям для бизнеса. Так что закрывать глаза на то, как часто конфиденциальные данные уходят в публичные облака, недальновидно. «Современные мобильные устройства должны быть оснащены комплексом инструментов, которые, с одной стороны, обеспечивают их пользователям прозрачный и безопасный доступ к той или иной информационной системе компании, а с другой стороны, отделяют их от подобных потребительских сервисов», – заключает С. Орлик.

Не ошибиться с выбором

Сегодня на рынке существует сразу несколько классов программных продуктов и решений для корпоративного применения, объединенных обозначением Enterprise Mobility Management, которое также используется для названия комплексного решения. Так, например, системы управления мобильными устройствами – Mobile Device Management (MDM) – служат для контроля за доступом устройств пользователей к информационным ресурсам компании, позволяют дистанционно управлять самими устройствами, например отключать на них фото- и видеокамеры, удалять корпоративные данные с устройств в случае их потери сотрудником или его увольнения. Для выделения в мобильной ИТ-инфраструктуре уровня приложений, обеспечения туннелей их доступа в корпоративную среду, а также распространения и обновления приложений на устройствах пользователей служат системы Mobile Application Management (MAM). На безопасном хранении на смартфоне или планшете документов в одном приложении-контейнере фокусируются системы Mobile Content Management (MCM).

Такие программные продукты сегодня есть в портфеле многих вендоров – как зарубежных (Blackberry, Citrix, IBM, Fujitsu, Samsung Electronics), так и российских («АйТи», «ИнфоТеКС», «КРИПТО-ПРО», «НИИ СОКБ»). И в большинстве своем они доступны компаниям для развертывания и в собственной инфраструктуре, и в облачном исполнении. Справедливости ради следует добавить, что грань между функционалом систем MDM и MAM в продуктах ряда поставщиков не очень четко выражена, так что некоторые из них предлагают системы управления мобильными устройствами, которые заодно управляют и мобильными приложениями.

Как выбрать эффективное и безопасное MDM-решение? Владимир Наймарк, старший менеджер отдела кибербезопасности PwC, советует сначала ответить на несколько простых вопросов: кому будут принадлежать устройства? кому нужен доступ? будут ли подключаться поставщики/контрагенты/клиенты? какие платформы необходимо поддерживать? где расположена основная ИТ-инфраструктура? на каких технологиях она основана? А затем искать максимально близкое решение, причем лучше у системных интеграторов, работающих сразу с несколькими поставщиками. Другой совет – обязательно провести пилотный проект, во-первых, для того чтобы проверить, как решение «поведет себя» при реализации таких сценариев, как, например, «украденное устройство», «любопытный пользователь», «уволенный сотрудник». А во-вторых, в ходе пилота важно оценить, как в системе реализованы механизм шифрования данных, защита от вредоносных программ, насколько они соответствуют заявленным политикам. Словом, на нынешнем витке развития корпоративной мобилизации все большую важность приобретает наличие у компаний четкой стратегии в этой области, исходя из которой и должен делаться выбор.

 

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Продолжение использования сайта пользователем интерпретируется как согласие на обработку фрагментов персональных данных (таких, как cookies) для целей корректной работы сайта.

Согласен