Рубрикатор |
Статьи |
Александра КРЫЛОВА  | 17 ноября 2014 |
Смотр достижений бизнес-мобилизации
Корпоративная мобильность сегодня – это не только один из важнейших драйверов роста ИТ-рынка, но и инструмент, в использовании которого заинтересовано множество компаний из самых разных отраслей.
Российские реалии и глобальные тренды
Когда четыре года назад Центр корпоративной мобильности (ГК «АйТи») одним из первых на российском ИКТ-рынке поднял тему использования абонентских устройств сотовой связи в корпоративном ИТ-ландшафте, многим она казалась чисто теоретической. Должно было пройти несколько лет для ее перевода в практическое русло. И вот, наконец, этот момент наступил, констатирует Тагир Яппаров, председатель совета директоров группы компаний «АйТи». Сегодня мобильные технологии воспринимаются многими компаниями-заказчиками как обязательное расширение корпоративных информационных систем. По его словам, характерной особенностью текущего момента – появление в ряду продуктов для обеспечения мобильности сотрудников стека российских программных решений, соответствующих всем требованиям безопасности.
При этом поскольку рынок корпоративной мобильности является новым в глобальном масштабе и российские разработчики ПО вышли на него заблаговременно, у них есть не только здоровые амбиции конкурировать с глобальными игроками как в России, так и за ее пределами, но и готовые программные продукты промышленного уровня, позволяющие осуществлять поддержку как реализации концепции BYOD, так и подход COPE (corporate owned, personally enabled). Т. Яппаров не назвал, но, очевидно, имел в виду тиражное российское решение для корпоративных мобильных рабочих мест MobileSputnik, представляющее собой набор основных сервисов для эффективной работы мобильных сотрудников, разработанное «МобилитиЛаб», входящей в состав ГК «АйТи».
В глобальном масштабе на развитие решений корпоративной мобильности повлияли два фактора, отмечает Сергей Македонский, генеральный директор In4Media/Forrester Russia. Во-первых, с 2010-го года начался Век потребителя. Именно под завышенные ожидания конечного пользователя, в том числе и собственных сотрудников, вынужден подстраиваться бизнес. Во-вторых, благодаря усилиям производителей смартфонов удалось снизить порог сложности мобильных технологий, сделав их доступными и удобными для рядовых потребителей, то есть, по сути, утилитарными. Вполне естественно, что сложившийся стиль использования мобильных устройств и инфокоммуникационных сервисов на них эти люди привнесли на свои рабочие места.
Что это означает для бизнеса? Как показывают исследования компании Forrester Research, на первый план выходят четыре бизнес-императива, которые необходимо учитывать при разработке как стратегии развития бизнеса в целом, так и его ИТ-инфраструктуры в частности.
Первый из них, уже имеющий большое значение на индустриально развитых рынках, заключается в трансформации роли пользовательского опыта. Сотрудникам компаний сегодня хочется использовать смартфоны и/или планшеты для выполнения своих служебных обязанностей, и чтобы делать это им было бы так же легко и удобно, как в частной жизни. И если компания-работодатель, предложит им корпоративные устройства и сервисы, не обеспечивающие «бесшовность» пользовательского опыта, то, скорее всего, сотрудники найдут, чем их заменить. Благо, в эпоху «мобильного сумасшествия» (это второй тренд) каждый из них в частной жизни использует, в среднем, три устройства: ноутбук, смартфон и планшет. И для компании важно, чтобы все они были вовлечены в программу корпоративной мобильности. Нельзя упускать из вида и третий момент: сегодня самый традиционный бизнес не может не рассматривать себя как цифровой, как и не может не предоставлять своим сотрудникам ИТ-услуги для мобильных устройств. И, наконец, последний императив предполагает использование на мобильных устройствах продвинутой бизнес-аналитики – smart-решений, больших данных.
Споры о том, поддерживать или нет доступ к ИТ-инфраструктуре личных смартфонов и планшетов сотрудников, уступают место вопросам о том, какие на них должны устанавливаться корпоративные мобильные приложения. Увеличение доли программного обеспечения в совокупном объеме глобального ИТ-рынка, произошедшее за последний год, С. Македонский объясняет активной работой внутри компаний-заказчиков по адаптации существующих у них десктопных версий бизнес-приложений и разработкой новых программных решений под различные мобильные платформы.
В развитых странах все больше компаний начинает пользоваться услугами управления мобильными устройствами и мобильными приложениями в своей корпоративной ИТ-инфраструктуре по моделям SaaS и IaaS. (Компания IBM даже предложила термин Maas – Mobility as a Service). В числе лидеров рынка-провайдеров таких услуг на гребне Forrester Wave за второй квартал этого года – AT&AT, Verizon, Vodafone, HP, Orange, DMI, Vox Mobile. В России услугу Mobile SaaS предлагает компания «Билайн Бизнес», которая принимает в управление как корпоративные, так и личные мобильные устройства компаний-заказчиков, причем независимо от того, услугами сотовой связи какого оператора они пользуются. Но все же о широком распространении такой модели среди российских компаний говорить пока преждевременно.
Устройства и приложения – под контроль
Изменения в ландшафте корпоративной мобильности в нашей стране все-таки происходят, но очень медленно. Так, согласно опросу участников прошлогоднего Дня корпоративной мобильности, проведенной ГК «АйТи» в прошлом году, доля компаний, предпочитающих использовать системы управления мобильными устройствами в собственном центре обработки данных, снизилось, по сравнению с 2012 г., незначительно: с 80% до 69%.
Между тем, задача управления и мобильными устройствами и установленными на них приложениями по-прежнему остается очень актуальной. Практика показывает, что даже полученный от компании рабочий смартфон или планшет через какое-то время начинает восприниматься его пользователем как личный. Постепенно он начинает устанавливать на него какие-то приложения, а потом и использовать рабочее устройство для обмена личной информацией. Что уж говорить о компаниях, которые разрешают сотрудникам доступ к инфраструктуру с их личных смартфонов и планшетов, на которых некорпоративные приложения уже имеются по умолчанию.
Понятно, что и сами устройства, и их «поведение» в корпоративной инфраструктуре необходимо контролировать в соответствии с выработанной стратегией и политиками. «Когда мы говорим о мобильности, – отмечает Сергей Орлик, директор Центра корпоративной мобильности ГК «АйТи», – то часто бывает трудно определить, где заканчивается инфраструктура и начинается безопасность».
Взять хотя бы проблему так называемых «теневых ИТ» . На сегодняшний день 4/5 сотрудников компаний использует на своих смартфонах и планшетах внешние приложения и сервисы, те же Dropbox,Google Docs, SkyDrive, нисколько не задумываясь о последствиях. Но, например, в случае с разработкой рекламной компании, подготовкой финансовой отчетности или сделки M&A, такой подход может привести к большим потерям для бизнеса. Так что закрывать глаза на то, как часто конфиденциальные данные уходят в публичные облака, недальновидно. «Современные мобильные устройства должны быть оснащены комплексом инструментов, которые, с одной стороны, обеспечивают их пользователям прозрачный и безопасный доступ к той или иной информационной системе компании, а с другой стороны, отделяют их от подобных потребительских сервисов», – заключает С. Орлик.
Не ошибиться с выбором
Сегодня на рынке существует сразу несколько классов программных продуктов и решений для корпоративного применения, объединенных под обозначением Enterprise Mobility Management. Так, например, системы управления мобильными устройствами – Mobile Device Management, MDM, служат для контроля за доступом устройств пользователей к информационным ресурсам компании, позволяют дистанционно управлять самими устройствами, например, отключать на них фото- и видеокамеры, удалять корпоративные данные с устройств в случае их потери сотрудником или его увольнения. За выделение в мобильной ИТ-инфраструктуре уровня приложений, за обеспечение туннелей для их доступа в корпоративную среду, а также распространения и обновления приложений на устройства пользователей служат системы Mobile Application Management, MAM. На безопасном хранении на смартфоне или планшете документов в одном приложении-контейнере фокусируются системы Mobile Content Management, MCM.
Такие программные продукты сегодня есть в портфеле многих вендоров, как зарубежных (Blacberry, Citrix, IBM, Fujitsu, Samsung Electronics), так и российских («АйТи», «ИнфоТеКС», «КРИПТО-ПРО», «НИИ СОКБ»). И в большинстве своем они доступны компаниям, как для развертывания в собственной инфраструктуре, так и в облачном исполнении. Справедливости ради, следует добавить, что грань между функционалом систем MDM и MAM, в продуктах ряда поставщиков не очень четко выражены, так что некоторые из них предлагают систему управления мобильными устройствами, которые заодно управляют и мобильными приложениями.
Как выбрать эффективное и безопасное MDM-решение? Владимир Наймарк, старший менеджер отдела кибербезопасности PwC, советует сначала ответить на несколько простых вопросов: кому будут принадлежать устройства? Кому нужен доступ? Будут ли подключаться поставщики/контрагенты/клиенты? Какие платформы необходимо поддерживать? Где расположена основная ИТ-инфраструктура? На каких технологиях она основана? А затем искать максимально близкое к ней решение, причем, лучше у системных интеграторов, работающих сразу с несколькими поставщиками. Другой совет -обязательно провести пилотный проект, во-первых, для того, чтобы проверить, как решение «поведет себя» при реализации таких сценариев, как, например, «украденное устройство», «любопытный пользователь», «уволенный сотрудник». А во-вторых, в ходе пилота важно оценить реализацию в системе механизма шифрования данных, защиты от вредоносных программы, на эффективность политик.
Словом, на нынешнем витке развития корпоративной мобилизации все большую важность приобретает наличие у компаний четкой стратегии в этой области, в соответствии с которой и должен делаться выбор.