Rambler's Top100
Статьи
23 апреля 2014

А.САЛОВ: Западные стратегии вдребезги разбиваются о российскую действительность

Наши "национальные особенности"  стали притчей во языцех. Облачные сервисы не исключение.

Читайте полную версию Дискуссионного клуба «ИКС», №3`2014, «Продавец облака». Часть II.

? ИКС: Насколько сильно отличаются заграничные и отечественные облака? Каковы национальные особенности российского рынка облачных сервисов? Антон Салов

 

Антон Салов, директор по облачным сервисам и ИТ, MegaLabs: Российский рынок обладает ярко выраженной спецификой в плане адаптации облачных сервисов. Выигрышные стратегии, которые легко применимы на западных рынках, вдребезги разбиваются о российскую действительность. Никому из российских игроков не удалось достичь сколь-нибудь заметных успехов в представлении сервисов бизнес-почты, зато предоставление из облака средств корпоративных коммуникаций активно востребовано, как и сервисы online-бухгалтерии. Вообще любовь россиян, к all inclusive, в бизнесе выражается в росте популярности категории business productivity suit. Александр Самухов

 

Александр Самухов, генеральный директор, BDC: Среди наших клиентов есть и европейские и российские компании и особых национальных отличий в их подходе к выбору услуг мы не видим. Как правило российскому малому и среднему бизнесу России, компаниям, которые только создают свою ИТ-инфраструктуру, интересны услуги частного облака, IaaS, DraaS (Disaster Recovery as a Service).

 

Евгений Николаев


Евгений Николаев, генеральный директор, IBS DataFort: Ситуация на российском рынке такова, что крупный бизнес тяготеет к частным облакам в виде услуг или проектов по модели IaaS, а представители SMB предпочитают использовать готовые стандартизированные  услуги SaaS. Российский рынок облачных услуг  еще не достиг необходимого уровня зрелости, которому свойственна конкуренция. Отчасти это подтверждается тем фактом, что за прошедший год мы практически не наблюдали изменения тарифов на услуги отечественных сервис-провайдеров. В то же время крупнейшие западные игроки снизили свои цены на 20-50%. Но в силу того, что ключевым требованием к сервис-провайдеру со стороны российских компаний является соблюдение ФЗ 152, рассматривать их как игроков на российском корпоративном рынке мы не можем. Денис Черносков

 

Денис Черносков, руководитель департамента системной интеграции, ГК "КОРУС Консалтинг": У российского рынка не только облачных, но и любых других сервисов можно выделить следующую национальную особенность – желание заказчика перестраховаться, лишний раз все перепроверить, потрогать, испытать. Этот фактор объясняет то, что сейчас российские клиенты все еще с некоторым недоверием относятся к «облакам», ведь, по сути, речь идет о покупке некоего сервиса, который нельзя потрогать руками. Решением проблемы в данном случае может стать возможность тестового использования сервиса заказчиком, в результате которого он сможет оценить качество предоставляемых услуг. Владимир Курилов

 

Владимир Курилов, руководитель направления "Облачные услуги", «Онланта»: На российском рынке публичных облачных сервисов меньше, чем на западном, в то же время бόльшая часть SaaS-приложений, приобретаемых средним бизнесом, ориентирована на управление производством, финансами, продажами (что-то вроде ERP, CRM), и в этом мы больше похожи на Запад. Тем не менее, доверие к облачным услугам в России пока ниже, чем на Западе, поскольку облачные сервисы у нас появились позже.

Рустэм Хайретдинов 

Рустэм Хайретдинов, исполнительный директор, Appercut Security: Сейчас мы находимся в ситуации баланса. Нет объективных причин выбирать в пользу западного или российского провайдера. Например, оценка рынка IaaS от J’son & Partners Consulting, что общий оборот российских провайдеров по IaaS примерно такой же, сколько российские компании платят за западные сервисы (еще раз оговорюсь, что это неофициальная оценка, поскольку выделить точную сумму от западных поставщиков не представляется возможным). По бизнес-аргументам также достигнут паритет: против «В России же ФЗ-152 и ФСБ!», всегда найдется: «А на Западе абсолютно бесконтрольное АНБ». «У нас SLA четыре «девятки» после запятой…» - «А если что-то случится, я вашего индуса в Бангалоре не найду, а сисадмина в Москве из под земли достану». Ну и так далее. Объективно, быстро изменить баланс в ту или иную пользу могут только действия государства. Если без истерики посмотреть на инициативы государства за последнее время, то это последовательные действия по обеспечению прозрачности, что же творится в интернете, а заодно и ИТ. Попытка мигрировать свои данные/сервисы за границу, конечно, есть и будут, но это больше говорит об уровне паранойи, чем о спросе и предложении. В долях будет расти именно российский сегмент провайдеров, ну а в деньгах -  все. Что же касается терминов: «публичные, частные, гибридные» - это все-таки некоторая игра слов, иногда относящаяся действительно к «облачным» сервисам, иногда же речь идет просто о корпоративной архитектуре. Александр Зайцев

 

Александр Зайцев, руководитель отдела аутсорсинга, T-Systems CIS: Главное отличие российских облаков - это локализация интерфейсов. Причём это не просто пожелание клиентов, это обязательное требования для участия в большинстве тендеров. Могу отметить, что во всех сегментах рынка облачных сервисов на российском рынке предложение сегодня превышает спрос. Зачастую потенциальных клиентов от перехода в облака удерживает недостаток информации о самом переходном процессе. Даже крупные компании, имеющие собственных квалифицированных ИТ-специалистов, часто недооценивают сложности миграции. Но все-таки неготовность перехода в облако не столько техническая и организационная, сколько ментальная: люди боятся нового, руководители боятся потерять контроль над своими данными.

 Ирина Гришанова

Ирина Гришанова, директор департамента массовых сервисов и продуктов, "Сервионика" (ГК "Ай-Теко"): В России развитие облачных сервисов идет быстрее, чем общий рост ИТ-рынка. Одна из причин – экономичность облачных решений. Не секрет, что в кризисных условиях компании всех масштабов стараются сократить затраты, повысив при этом эффективность работы. В первую очередь облака интересны компаниям, имеющим развитую региональную структуру и заинтересованным в мобильности сотрудников и скорости работы. Это, в частности, такие отрасли, как ритейл и банковский сектор, телекоммуникации, страхование. Все больший интерес к облаку проявляет госсектор – ЖКХ и даже оборонная промышленность. В России востребованы облачные технологии всех видов. Но если в мире наиболее востребованы услуги частных облаков — в соотношении 60/40, и ожидается, что к 2015 году эта пропорция станет обратной, то в России эта тенденция проявится не так значительно: доля частного облака уменьшится с 75 до 70%. Одна из причин, сдерживающих переход компаний к публичному облаку и долгосрочные приоритеты в создании «собственных» облаков – недостаточная проработанность законодательства. Это относится и к персональным данным, и к сфере кибербезопасности. Как ожидается, в ближайшее время лидерами рынка будут услуги IaaS, тогда как в других странах лидерские позиции займет SaaS (а PaaS будет показывать высокие темпы роста доли рынка). Алексей Назаров

 

Алексей Назаров, директор по маркетингу бизнес-сегмента, "ВымпелКом": На наш взгляд, к ключевым отличиям российского рынка облачных решений и сервисов можно отнести небольшую задержку в формировании предложений и динамику распространения облачных услуг по сравнению с Западом. Помимо этого в России существует специфическое законодательство, регламентирующее развитие ИТ.

 

Михаил ТЮКЛЯЕВМихаил Тюкляев, руководитель управления информационных технологий, СКБ Контур: Российский рынок облачных сервисов движется в целом в общемировом тренде. Вследствие увеличения предложения облачных сервисов начинают появляться компании-посредники, находящие и адаптирующие для потребителя наиболее подходящий сервис. Небольшие и средние компании более смело используют публичные облачные сервисы, крупные и крупные государственные компании строят частные облака. В частности, гибридные схемы, в которых взаимодействуют частные и публичные облачные сервисы. Такая схема актуальна как для коммерческих компаний, так и для государственных сервисов. В публичные облака выводятся не business-critical сервисы, а критичные с точки зрения безопасности, надежности, качества сервисы создаются в частном облаке. Активное развитие государственных программ перевода услуг и документооборота в электронный вид, развитие законодательства в этом направлении, концепция развития электронных услуг является существенным драйвером развития облачных сервисов в России. Муниципальные организации, прежде всего в регионах, не обладают достаточными бюджетами и ресурсами для построения собственной  ИТ-системы, обеспечивающей  электронное взаимодействие с федеральными ИТ-ресурсами. Поэтому весьма актуальной является разрабатываемая в настоящее время концепция создания национальной платформы распределенной обработки данных («Гособлако»).

Дмитрий Столяр 

Дмитрий Столяр, начальник отдела развития голосовых сервисов, Центральный Телеграф: На отечественном рынке успешно внедрялись многие технологии, которые впервые были опробованы на Западе. Опыт позволяет заключить, что принципиальных особенностей у российского рынка нет. Есть отличия, связанные с общим состоянием экономики, развитостью ИТ-инфраструктуры. Именно поэтому развитие облачных технологий для корпоративных клиентов шло с большими временными задержками, по сравнению с рынками развитых стран. Развитие инфраструктуры, прежде всего – совершенствование каналов доступа, позволило облачным сервисам становиться все более интересными для российских компаний. Прежде всего, мы видим развитие в области программных решений (SaaS), что закономерно, поскольку этот вид сервиса предлагает значительно больший выбор услуг по сравнению с сервисами IaaS. Именно повышение надежности каналов доступа к сервисам привело к росту подобных услуг в 2013 году. Павел ГЕЛЬВАН

 

Павел Гельван, руководитель группы архитекторов IBM в России и СНГ: Глобализация и доступность сервисов в любой точке мира ведет к конкуренции между локальными и глобальными игроками. За глобальными эффект масштаба, включая обширный опыт и низкие издержки. Локальные игроки ближе к заказчикам и готовы учесть существующую специфику. Некоторые глобальные компании пока не видят перспектив на российском рынке, некоторые присматриваются. Мы в IBM ориентируемся на реальные потребности наших заказчиков и готовы рассматривать различные варианты, включая совместную работу с нашими бизнес-партнерами в России. Владимир Алексеев

 

Владимир Алексеев, системный архитектор IBM в России и СНГ: Одним из сдерживающих факторов по-прежнему остается уровень развития ИТ инфраструктуры. ИТ инфраструктура должна обладать определенным уровнем зрелости, чтобы быть готовой к внедрению облачной модели предоставления сервиса. К сожалению, разница в подходах к развитию ИТ инфраструктуры с западными странами достаточно очевидна, поэтому сроки по внедрению «облака» в российских заказчиках больше, нежели на западе, из-за необходимости доведения ИТ инфраструктуры до нужного уровня. К примеру, отнюдь не у многих заказчиков виртуализированы системы хранения данных и присутствует автоматизация и мониторинг ИТ систем.

 

Денис АндриковДенис Андриков, заместитель технического директора по работе с заказчиками, Открытые Технологии: Безусловно, у отечественного рынка облачных сервисов есть свои отличительные черты. Все они своими корнями уходят в непонимание, а иногда и неприятие новой формы потребления услуг. Зачастую физическое размещение данных ассоциируют с доступностью и защищённостью информации. Полагают, что если все данные находятся внизу под столом в персональном винчестере, то это самое надёжное хранилище данных. Интересно, что в определённых случаях это оправдано. В большинстве же своём интерактивность работы с данными, что, собственно, является одним из основных качеств работы в «облаке», достигается за счёт правильной диспетчеризации услуг. Так вот именно этого пока и не хватает российскому рынку. Если посмотреть со стороны разработчиков, использующих инструменты управления облаком для создания сервисов, то тут, на мой взгляд, кроме удалённого хранилища и доступа к узкому кругу приложений мало есть чем похвастаться на нашем рынке. В первую очередь, всех интересует доступность данных, управление изменениями, юридические аспекты владения информацией и вопросы страхования рисков. Понятно, что малый бизнес отдаёт большее предпочтение бесплатным сервисам, а крупный бизнес тяготеет к вопросам надёжности. Самые интересные случаи продаж услуг в этом сегменте возникают в компаниях, которые можно отнести к представителям среднего бизнеса. Они вроде бы и оптимизируют всё по цене (потому что точно знают стоимость денег), а, с другой стороны, уже доросли до понимания необходимости резервирования данных, всерьёз рассматривают вопросы восстановления ключевых бизнес-систем, т.е. умеют оценить техническую инфраструктуру, на которой предоставляются облачные сервисы. У государственных заказчиков всё достаточно просто. Они ждут утверждения регламентов технического и организационного взаимодействия с единой информационно-коммуникационной сетью и сервисами, которые на её основе под эгидой Минсвязи планируются к предоставлению.

Александр Баринов 

Александр Баринов, региональный директор LifeSize в России и СНГ: С точки зрения рынка видеоконференцсвязи, говорить о массовом распространении облачных сервисов в России пока не приходится. Дело в том, что большинство российских заказчиков относятся к госсектору, где на первый план всегда выходит вопрос безопасности и сохранности персональных данных. В связи с этим, российский рынок облачной видеоконференцсвязи очень мал. Внедрение облачных ВКС-услуг крупными российскими государственными заказчиками достаточно затруднительно, поскольку большинство из них предпочитает проведение крупномасштабных многоточечных конференций, что выдвигает достаточно серьезные требования к каналам связи и их специальной организации, с учетом расположения дата-центров провайдера услуги.

  Сергей Щербина

Сергей Щербина, заместитель генерального директора, Esri CIS: В большинстве стран пользователи высказывают сходные опасения, связанные, прежде всего, с уровнем защищенности данных, находящихся в публичных (или гибридных) облаках. Хотя в России эти опасения выражены сильнее. Вместе с тем, технологический уровень российских провайдеров весьма высок, многие из них вложили в строительство облачных датацентров серьезные деньги и свой немалый опыт построения крупнейших корпоративных систем. В России больше опасаются попасть в зависимость  от провайдера,  что, возможно, обуславливается, в целом, характерным для нашей страны более низким уровнем доверия в бизнесе. В этих условиях хорошие перспективы есть у частных корпоративных облаков. Конечно, малый и средний бизнес, который в мире составляет существенную долю среди пользователей облачных сервисов, не сможет строить собственные облака (да ему это и не нужно), поэтому провайдеры будут сосредотачивать свои усилия также на этом рынке, требующем своих подходов, в том числе, при формировании рыночного предложения.

Подготовила Евгения Волынкина

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!