Рубрикатор |
Статьи |
10 января 2014 |
С.ЩЕРБИНА: Западные платформенные технологии могут использоваться в здравоохранении России
На российском ИТ-рынке работают многие ведущие мировые вендоры, но здравоохранение - особая отрасль со своими специфичными нормативными требованиями и восприятием решений для информатизации.
Читайте полную версию Дискуссионного клуба «ИКС», №11`2013, «ИТ-здоровье». Часть VI.
? ИКС: Насколько полезен зарубежный опыт внедрения медицинских ИС? Как показали себя в российских условиях западные решения для информатизации медицины?
Сергей ЩЕРБИНА, заместитель генерального директора, Esri CIS: Платформенные технологии западных поставщиков вполне могут использоваться в России, так же как они используются в других странах. Российская система, хотя и имеет свою специфику, но задачи, стоящие перед ней, совершенно не уникальны. Например, проведение геостатистического анализа распространения того или иного заболевания и выявление определяющих его факторов требует одних и тех же инструментов независимо от страны. То же самое относится к анализу картированию обеспеченности жителей поликлиниками или мониторингу пациентов. В этом смысле оправдано использование продуктов, «обкатанных» в сотнях и тысячах реальных внедрений по всему миру и учитывающих всевозможные варианты применения.
Сергей МАРТЫНОВ, директор по развитию бизнеса с госсектором «Техносерв Консалтинг»: Западные медицинские информационные системы отражают специфику модели зарубежного здравоохранения, поэтому без доработок они не могут массово использоваться в России. Есть отличия в функциональных обязанностях работников здравоохранения (например, за рубежом медицинская сестра выполняет значительный объем тех работ, который у нас выполняет врач), разница в нормативах времени на прием одного пациента и т.д. Но отдельные направления развития зарубежных информационных систем нашли свое применение в разработке отечественных МИС – например, разработка формализованной клинической документации (стандарт openEHR). Открытый стандарт управления, хранения и обмена электронными историями болезни – это как раз тот опыт, который может быть успешно перенесен из западной практики в отечественную.
Айдын АБЖАНБЕКОВ, директор по развитию бизнеса Ericsson в регионе Северная Европа и Центральная Азия: Для успешного внедрения системы электронного здравоохранения на национальном уровне необходимы стратегия по модернизации системы здравоохранения на базе существующих ИКТ; развитая ИКТ инфраструктура; законодательная база; обученный медперсонал с высоким уровнем компьютерной грамотности; административный ресурс и компетентные кадры. Превосходным примером может служить опыт Хорватии, чуть более чем за десять лет вырвавшейся в лидеры в Европе по уровню развития электронного здравоохранения. В рейтингах она занимает третье место, соперничая при этом с Данией, Норвегией и Швецией.
Владимир ДМИТРИЕВ, директор по продажам подразделения системной интеграции, T-Systems CIS: Если брать телемедицину, то нашей стране как минимум будет полезен опыт внедрения бизнес-моделей. Например, низкозатратная модель, которая будет актуальна для России: один набор мобильного оборудования (теле устройств) на 10 пациентов, который располагается в локальном центре вместе с вспомогательным медицинским персоналом. При этом обработку данных и составления рекомендаций обеспечивает Центр телемедицины в крупном городе. Точно также этот центр может продавать телемедицину как услугу, т.е. небольшие лечебные учреждения выдают теле наборы своим пациентам, при этом сбор и обработку данных осуществляет Центр телемедицины. Такая модель сделает внедрение телемедицинских технологий доступным даже для небольших клиник с соответствующим бюджетом.
Подготовила Евгения Волынкина