Рубрикатор |
Статьи |
Эльген ГРИГОРЬЕВ Александр КОМАРОВ | 30 января 2008 |
Инновационные возможности российского социума (статья)
Поворот локомотива экономики с сырьевого пути на рельсы индустрии наукоемких технологий сколь целесообразен, столь и неизбежен. Багаж новаторских дискуссионных идей необходим. Авторы статьи готовы его пополнить.
Проблема перевода экономики страны на инновационные рельсы авторы рассматривают в трех основных аспектах:
I. Волновая структура инновационного взаимодействия; активизация использования интеллектуального информационного капитала России как средства обеспечения безопасности страны;
II. Создание радикально новой концепции моделирования социально-экономических процессов, происходящих в российском социуме;
III. Cовершенствование электронных технологий выработки решений: метод «синтеза альтернатив» и компьютеризация процесса принятия групповых решений.
Аспект I. Волновая структура инновационного взаимодействия. Активизация использования интеллектуального информационного капитала России как средства обеспечения безопасности страны.
В российском социуме формируется волновая структура инновационного взаимодействия, способная активизировать связи между привнесением крупных инновационных импульсов «сверху» генерированием средних и малых инновационных усовершенствований «снизу» (рис.1).
Рис.1. Волны инноваций в процессе создания доктрины развития России. Роль инструмента активного стратегического оперирования в информационном пространстве.
Волны информационно-инновационного воздействия «сверху»
Верхний уровень инноваций представлен высшим руководством страны, которое проводит макроэкономические преобразования и осуществляет социальную политику. Здесь необходимы нововведения, создающие убедительность и привлекательность генерального «кредо», закладываемого в Доктрину развития России. На верхнем уровне инноваций должны формироваться идеи и предложения – реформаторские по сути, общенациональные по масштабу и значению. Примерами инноваций могут служить открытия в области высоких гуманитарных технологий и выработкапрорывных инновационных гипотез общественного развития через инновации. Прогнозные проекты и решения по их осуществлению, формируемые на верхнем уровне, разрабатываются в соответствии с общей доктриной развития России. Этот сложный непрерывный процесс является наиболее существенной стороной управления социально-экономическими и политическими процессами, происходящими в стране. Он имеет сложную информационно-инновационную природу.
Направленная эмиссия информации, обогащенная сведениями об инновациях, передается в социум высшим руководством РФ «сверху» по многим каналам, имеющим свои частотно-волновые и пространственные характеристики распространения. Эта активность создает волны информационно-инновационного воздействия «сверху». Например, руководство страны декларирует свои политические намерения, выдвигает национальные проекты, объявляет о приоритетах при создании критических технологий, сообщает о принимаемых стратегических решениях в областях внутренней и внешней политики.
Волны информационно-инновационного воздействия «снизу»
Одновременно и параллельно с информацией, поступающей об инновациях «сверху», действуют встречные волны инновационного воздействия на социум, идущие «снизу», от предприятий, фирм, корпораций, освоивших инновационный путь осуществления бизнеса в своих сферах деятельности. Эти сведения могут касаться инновационных технологий использования информационных ресурсов и оказания информационных услуг. Они также генерируются и передаются по трансляционным мультимедийным каналам, а потому имеют характер информационно-инновационных волн.
Интерференция информационно-инновационных волн
Встречные волны информационно-инновационного воздействия, идущие «сверху» и «снизу», обладают свойством интерференции подобно радиоволнам и световым волнам. То есть они могут взаимно проникать друг в друга, образовывать наложения, решетки, создавать «стационарные или медленно изменяющиеся пространственное распределение амплитуды и фазы результирующей волны». Так образуется волновая структура инновационного взаимодействия, соединяющая инновации Макроэкономики и социальной политики Высшего руководства с инновациями, порождаемымимикроструктурой управления развитием социума (МУРС). К микроструктурам относятся предприятия, корпорации, венчурные фонды, ассоциация НАИРИТ, фирмы, освоившие инновационный путь осуществления бизнеса, в частности, инновационное развитие IT.
России Для привнесения крупных инновационных импульсов «сверху» и придания им характера информационно-инновационного воздействия на социум должно активно использоваться национальное богатство– интеллектуальный информационный капитал.
Лозунг «Превратим интеллектуальный потенциал России в экономическую мощь!» полностью отвечает не только задаче скорейшего выполнения национальных проектов с использованием наукоемких технологий. Фактически в повестку дня ставится новое осознание проблемы безопасности страны. Степень национальной защищенности ставится в прямую зависимость от двух факторов: 1. использования огромного потенциала уже наработанных интеллектуальных активов; 2. от уровня массовой инновационной активности творческих личностей.
В условиях наличия разного рода локальных и глобальных угроз (со стороны техногенных, антропогенных перегрузок, "цветных революций" и прямого терроризма) Россия заинтересована в гармонизации технических отечественных и международных стандартов и требований, предъявляемых к безопасности ИКТ, к их высокой эффективности. Этому способствует активизация международного партнерства в следующих областях: электронная торговля, кооперация с европейскими специалистами по линии ТАСИС, с представителями IT-бизнеса в странах Средней Азии, со странами-членами Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и Европейского Союза. Каждая нация (государство) имеет свое «информационное оружие», «оргоружие», используемое для ее безопасности.
Средствами волновой структуры инновационного взаимодействия можно использовать интеллектуальный капитал как инструмент активного стратегического оперирования в глобальном информационном пространстве.
Активизация национальных ресурсов интеллектуального информационного капитала осуществляется благодаря возможности включения в раздел “Накопление” Системы национальных счетов (СНС) новой позиции ресурсов с наименованием «Активы российского научного интеллекта (АРНИ)». В настоящей статье предлагается разместить эту позицию в составе «операций с капитальными активами» (в разделе “Накопление”). Таким образом, АРНИ встанут в один ряд с такими важными позициями СНС, как “Нематериальные произведенные активы” (НПА) и “Нематериальные непроизведенные активы” (ННА).
Для того чтобы инноваторы почувствовали реальную включенность их вклада в федеральный бюджет, потребуется официальное признание счетной Палатой РФ новой статьи доходов, минимум на 10–12%, что создаст источник реальной государственной денежной поддержки инноваций в виде объема собственной квоты АРНИ как финансовой базы российского информационного капитала. источником которых явится вновь созданный объем активов АРНИ, включенных в национальную экономику страны. Это позволит увеличить расходную часть федерального бюджета.
Если принять, что доля расходной части бюджета России равна 16 % от ВВП, то добавка, вносимая АРНИ в расходную часть федерального бюджета, позволит увеличить ее на 10-12%. Некоторая доля начисленной как «активы» прибыли в абсолютном денежном выражении будет составлять определенную годовую квоту АРНИ размером в миллиарды рублей.
Продолжение следует.