Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 11 2012 |
13 ноября 2012 |
Коммунальный квартал. Умное расставание с деньгами за ЖКХ
С обывательской точки зрения умный город не обязан быть напичкан разными датчиками, видеокамерами, умными светофорами и навигационными системами. Просто всё в нем должно быть сделано по уму и удобно для жителей. В том числе и система оплаты услуг ЖКХ.
И в этом отношении наши города действительно становятся умнее. Практически везде хотя бы некоторые коммунальные услуги теперь можно оплатить, минуя традиционные очереди в отделениях Сбербанка и «Почты России». Поставщики услуг заявляют, что новые методы оплаты удобны не только потребителям, но и им самим: деньги на счета доходят быстрее, да и размеры задолженностей уменьшаются. А если бы законодательство дало им возможность не рассылать бумажные квитанции всем клиентам, которые платят через Интернет, это сэкономило бы немалые деньги, которые сейчас неизбежно закладываются в тарифы (по заявлению компании «Газпром Межрегионгаз», на рассылку квитанций 30 млн потребителей по всей стране тратится порядка 2 млрд руб. в год). Но этот триумф безбумажных технологий еще впереди.
За право переправить наши деньги на счета поставщиков услуг ЖКХ борются и банки, и платежные системы, и их интернет-версии. Сервисы оплаты собственных услуг завели у себя на сайтах не только интернет-провайдеры и телеком-операторы, но и поставщики электричества. Например, «Мосэнергосбыт» еще в декабре 2009 г. организовал на своем сайте прием платежей. Заплатить за свет теперь можно банковской картой, со счета в платежной системе, с мобильного телефона, с помощью специальной программы для смартфона, через колл-центр и многочисленные платежные терминалы. Вариантов оплаты тоже несколько – по показаниям счетчика, фиксированный ежемесячный платеж, есть даже опция автоматического платежа (правда, для этого надо подать специальное заявление), предусматривающая списывание денег за электричество с банковской карты вплоть до окончания срока ее действия. Ну а «Газпром Межрегионгаз» в деле приема платежей сотрудничает с банками, платежными интернет-системами и компаниями, владеющими сетями платежных терминалов. Причем, по заявлению компании, вовсе не обязательно платить за газ в месте «прописки» вашей газовой плиты, это можно сделать с терминала в любом городе страны.
На ниве ЖКХ работает и федеральный портал госуслуг, несмотря на то что услуги ЖКХ не относятся к государственным. Но зато они считаются социально значимыми, и посему, как заявляет «Ростелеком», уже сейчас на портале gosuslugi.ru можно оплатить услуги более 40 «ЖКХ-провайдеров». В масштабах страны это пока немного, но «Ростелеком» уверяет, что система открыта для присоединения всех российских поставщиков услуг ЖКХ и, как ожидается, до конца 2012 г. на портале будет представлено около 80% организаций, обслуживающих население в этой сфере. Оплатить их услуги можно будет несколькими дистанционными способами – банковской картой, электронными деньгами, со счетов мобильных операторов. Кстати, сейчас проходит тестирование довольно интересный сервис обжалования счетов. Если пользователя что-то не устраивает в выставленном счете, ему достаточно будет нажать на кнопку «обжаловать», изложить свои претензии в открывшейся форме, и письмо будет автоматически отправлено поставщику данной услуги, который в соответствии с регламентом должен будет его рассмотреть и направить пользователю ответ. Аналогичную систему оплаты услуг ЖКХ, пошлин, штрафов, услуг детского сада, музыкальной или спортивной школы и других учреждений планируется запустить и на портале государственных и муниципальных услуг Москвы.
Все это, конечно, замечательно, но пользователей наверняка интересует размер комиссии за такую удобную оплату коммунальных счетов, которые многие из нас и так считают чрезмерными. Тут тоже бывают варианты, которые зависят от условий договоров между поставщиками услуг, с одной стороны, и банками или платежными системами – с другой. Некоторые поставщики берут на себя оплату комиссионных, другие считают, что эти затраты должны нести их клиенты, но что касается электричества и газа, то для них обычно можно найти вариант оплаты без комиссии.
Популярность «нетрадиционных» способов оплаты услуг ЖКХ растет довольно быстро – на несколько десятков процентов в год. Но сами провайдеры и платежные системы считают, что резервы роста спроса еще немалые и что уровень развития инфраструктуры платежей сейчас заметно выше уровня информированности потенциальных клиентов о возможностях этой инфраструктуры. Если ЖКХ-поставщики хотят расширять этот канал получения денег, им придется заняться просвещением пользователей. икс