Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 09 2012 |
Лилия ПАВЛОВА | 18 сентября 2012 |
20 лет, 20 зим
Как закалялся «ИКС». Если инфоком России сравнить с большим кораблем, вышедшим в плавание на просторы рынка в 1992 г., то информационный бюллетень «ИнформКурьер», созданный тогда же коллективом пресс-центра Министерства связи РФ, стал его вахтенным журналом. Сейчас «ИКС» – не только самое «старое» из новых изданий на рынке ИКТ, но и составная часть его структуры.
В е ч н о а к т у а л ь н ы й
В старых подшивках «ИКС» – сплошь и рядом нестареющие тексты. Рубрика «Актуальный комментарий» могла бы называться «Вечно актуальный». Судите сами:
• «Проблемы отечественного производителя вновь на повестке дня. Сошлось многое – смена руководства страны, послекризисные мероприятия, установка правительства на предотвращение вывоза капитала из страны, все более настойчивые жалобы "родных" производителей на несправедливую налоговую политику» («ИКС», 5’2000).
• «Похоже, в депутатском корпусе нарастает разнонаправленный интерес к Интернет. То ли делят между собой еще не разобранные куски народно-хозяйственного организма, к которым стали относить и Интернет. То ли это результат разногласий в позициях разных депутатских групп» («ИКС», 7’2000).
• «Истинным королем в царстве спектра является дефицит. В его объятьях задыхаются транкинг, сотовая связь, широкополосный доступ… Остается надеяться, что новая экономическая политика позволит радиочастотным органам активизировать конверсию спектра, что деньги не превратятся в единственный рычаг управления РЧС и не заменят собой другие приоритеты при принятии решений…» («ИКС», 10’2001).
• «Дело не в номере поколения (3G), а в сути, сегодня, похоже, сосредоточенной в мобильной передаче данных. Важен не номер и не аббревиатура мифологизированных явлений, а стремление к переходу в новое качество. («ИКС», 3’2005).
• «”Сегодня мы пытаемся не просто заполнить "законодательные пустоты", но и действовать на опережение с учетом международного опыта”, – заметил министр и предложил в 2005 г. предоставить возможность мобильному абоненту сохранять свой номер телефона при смене оператора» («ИКС», 4’2005).
|
Когда рождался рынок
В первые годы издание следовало в фарватере Минсвязи, которое и возглавило перевод отрасли на рыночные отношения. Выходил журнал небольшим тиражом в 1 тыс. экз. шесть раз в год. Состав игроков новорожденного рынка, выработка новых механизмов регулирования, объединение связистов бывшего СССР в Региональное содружество в области связи, приватизация предприятий, рождение альтернативных операторов, строительство новых международных линий, первые конкурсы на выдачу сотовых лицензий, появление крупных иностранных вендоров, международный опыт, кризис отечественной науки и промышленности средств связи из-за отсутствия госзаказов… Все эти события и явления не просто фиксировались, уже тогда обязательным стал принцип «событие + комментарий специалиста».
В середине 90-х, отделившись от министерства, издание получило поддержку учредителей – полутора десятков компаний, в основном крупных национальных и региональных операторов («Ростелеком», ММТ, «Интерспутник», ГП «Космическая связь», КОМКОР, Главный центр радиовещания и телевидения и др.). В названии появилось третье слово – «связь»; формировались два новых принципа – системный подход и ставка на интеллект. К аналитическому осмыслению действительности шли из номера в номер. Появились новые рубрики: «Внимание! Проблема!», «Мегасвязь мегаполиса», «Связь в регионах», «Рынок акций предприятий связи», «Парламентские страницы» и др.
Когда пейджер не нуждался в рекламе
Редакция опиралась уже не только на собственных журналистов, но и на привлеченных авторов. В «хрониках вахтенного журнала» отрасли образца 1998 г. можно встретить статьи, актуальность которых трудно оспорить и сейчас. Так, Борис Ластович отмечал: «На смену привычным жестко организованным, централизованно управляемым телекоммуникационным сетям идут открытые сети, где транспортные потоки формируются и управляются самими пользователями, а предоставление услуг отделено от операторов – владельцев традиционных сетей» (заметим, социальных сетей, торрентов и проч. тогда еще и в помине не было). Вера Шульцева призывала задуматься о концепции альтернативной стратегии развития системы телекоммуникаций России через призму вхождения в ВТО. Наталия Кий ставила проблемы взаимоотношений ведомственной связи и ТфОП. Лилия Павлова писала о дефиците спутниковой емкости. Тина Дзокаева поднимала тему отечественного производства телекоммуникационного оборудования в аспекте национальной безопасности: «Недостаточно лишь допускать в производство новые технологии: нам не нужен кот в мешке только потому, что он хорошо ловит мышей; мы должны знать, к а к он это делает». Все это актуально и сегодня.
Но были и забавные по меркам нынешнего дня заявления наших авторов, например: «Можно констатировать, что пейджинг как устройство персональной односторонней связи не нуждается больше в рекламе: основную роль играют тарифы и качество обслуживания». Напомним, тогда не только SMS, но и мобильная связь еще не стала «народным достоянием», именно пейджинговая связь была на пике популярности…
Через дефолт – в бизнес
В 1999 г. стало ясно, что скромный бюллетень может превратиться в профессиональное издание, способное себя окупить. «ИКС» получил статус информационно-аналитического журнала, а его тираж увеличился с 1700 экземпляров в августе 1998 г. до 9 тыс. в августе 1999 г. журнал кардинально сменил формат (благо все предпосылки к тому были уже созданы) – и в новый век «ИКС» вошел ежемесячным полноцветным изданием нового уровня. Центральным его разделом стала тема номера, построенная на четвертом принципе журнала: упор на аналитику и интерактивную работу с рынком. ежемесячные вопросы-опросы «ИКС» стали ему привычными, а порой и необходимыми. Тогда же выкристаллизовался и пятый принцип: авторская и редакционная позиция, которая перерастает в гражданскую позицию издания.
Без ложной скромности скажу: в темах номера «ИКС» первым поднимал пласты рынка, обсуждение которых требовало привлечения широких кругов профессиональной общественности. Такими стали подборки, посвященные сотовой связи, последней миле, противостоянию сетей (традиционной ТфОП и Интернета), транкинговой связи, защите информации, биллингу и OSS, спутниковой связи и VSAT, КТВ, международной/междугородной и сельской связи, е-государству и е-коммерции, цифровизации ТВ, аутсорсингу на рынке ИКТ, всем аспектам строительства ЦОДов и облачным технологиям, ГЛОНАСС, контенту, конвергенции телекома, ИТ и медиа.
К слову, традиционной стала журнальная рубрика, посвященная анализу рынка телекоммуникаций в отдельных регионах («Субъект Федерации»), по которой «дежурят» специалисты iKS-Consulting – международного консалтингового агентства, созданного в начале 2004 г. в качестве нового направления бизнеса издательского дома «ИКС-холдинг». Такая спайка аналитики и журналистики пришлась по душе и тем, кто шел за «ИКС», и привилась в лучших образцах телеком-журналистики.
У английских моряков есть поговорка: «Ничто не вечно под луной, кроме вахтенных журналов». Шутливая, поскольку все же подразумевает вечность и луны, и моря, и собственно вахты. Корабль идет, вахтенный журнал пишется.