Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 05 2012 |
Владимир ОВЕРЧЕНКО Татьяна БОНДАРЕВА | 08 мая 2012 |
Как учить айтишника дистанционно?
Вопросы квалификации и компетентности ИТ-персонала приобретают сегодня все большую остроту, поскольку ИКТ становятся неотъемлемой частью бизнеса. Это в полной мере относится и к России, но ситуация в нашей стране усугубляется некоторыми ментальными особенностями ИТ- и бизнес-руководителей, в результате чего инвестиции в развитие ИТ-специалистов во многих, если не в большинстве случаев, формируются по остаточному принципу.
IDC: обучение – залог успеха проекта Исследования, проводимые аналитическими компаниями, показывают чрезвычайную важность квалификации ИТ-специалистов как для успеха проектов развертывания информационных систем, так и для обеспечения их эффективного функционирования. По данным IDC, существует тесная связь между обучением и успехом реализации ИТ-проекта: организации, выделяющие на тренинг проектной команды порядка 8% бюджета проекта, в среднем достигают целей проекта в 85% случаев. Организации, тратящие на это менее 3% бюджета, достигают тех же целей намного реже. Если же на тренинг выделяется более 10% бюджета, цели проекта достигаются в 100% случаев (Cushing Anderson. IDC Consulting Average IT Project Success: How Successful Do You Want to Be? IDC, January 2009). По данным другого отчета, 60% факторов, влияющих на успешную работу информационных систем, определяются знаниями и умениями людей, обеспечивающих их функционирование (IDC's Training Impact Survey. IDC, December 2008). |
Методы обучения: эффективность и цена
Как же эффективно обучать ИТ-специалистов в условиях нынешнего посткризисного состояния (и все более настойчиво обещаемой второй волны кризиса), да еще и принимая в расчет географическую протяженность России?
Сопоставим основные современные методы обучения, которые применяются в том числе и при подготовке ИТ-специалистов, в координатах эффективность – стоимость (рис. 1; взаимное расположение точек на рисунке является сугубо качественным и ни в коей мере не отражает их количественное соотношение).
Самый эффективный метод обучения, но и самый дорогой – это наставничество. Его можно использовать при «тонкой доводке» ИТ-специалистов, но не в достаточно массовом обучении. Самый же дешевый метод – обучение через Интернет в асинхронном режиме, который обычно обобщенно называют Web-based Training (WBT). Хотя сами курсы могут быть достаточно дорогими, возможность обучения десятков, сотен, а иногда и тысяч специалистов делает этот метод сравнительно дешевым при пересчете на цену обучения одного специалиста. Проблема этого метода лежит в области мотивации обучаемых, и удовлетворительным образом она пока так и не решена.
Видеоконференцсвязь является достаточно дорогим решением, поскольку требует оснащения всех точек, в которых могут находиться участники курса, довольно сложным оборудованием. Она чаще применяется для проведения совещаний, встреч проектных команд, удаленных консультаций, но не для обучения технических специалистов.
Традиционное обучение в классе под руководством преподавателя (Instructor Led Training, ILT) все еще остается основным и наиболее разумно эффективным методом обучения ИТ-специалистов. Однако в российской географической действительности посещение очных курсов в учебных центрах, которые, как правило, имеются только в Москве и нескольких других крупных городах, обходится очень дорого, командировочные расходы могут – и значительно – превышать собственно стоимость курса.
Хороший метод эффективного и недорогого обучения ИТ-специалистов (и не только их) основан на технологии веб-конференций (Web-conferencing). Это синхронный метод, в котором все участники курса работают в едином виртуальном пространстве (виртуальной комнате). При этом они находятся и в общем голосовом пространстве, которое обеспечивается либо функциональностью самого продукта веб-конференций, либо посредством отдельной услуги телефонных конференций.
Технология дистанционного обучения...
Учебный центр HP уже пять лет активно практикует дистанционное чтение курсов на основе технологии веб-конференций. Причем это отнюдь не только теоретические курсы, но и сложные технические, например по SAN и системам хранения или виртуализации, доля лабораторных работ в которых доходит до 50%.
Обучение проводится в формате вебинаров в среде виртуального класса HP Virtual Room или в формате RAIL (Remotely Assisted Instructional Learning – дистанционное обучение под руководством преподавателя). Дополнительно в формате RAIL можно использовать виртуальную лабораторию HP Virtual Labs, которая предоставляет удаленный доступ к «живому» оборудованию для выполнения лабораторных работ. Важно отметить, что как теоретическая часть, так и лабораторные занятия проводятся под руководством опытных преподавателей учебного центра в синхронном режиме, аналогично традиционному очному обучению в классе.
При проведении курсов в режиме RAIL в центре, безусловно, находится обучаемый (рис. 2), которому предоставляются пять обязательных компонентов RAIL:
-
HP Virtual Room – виртуальный класс, позволяющий проводить занятия в виртуальной среде (это типичный пример облачной услуги SaaS);
-
HP Virtual Lab – виртуальная лаборатория, предоставляющая доступ к «живому» оборудованию для выполнения лабораторных работ;
-
тренер – сертифицированные преподаватели Учебного центра HP проводят дистанционные курсы, отвечают на вопросы, контролируют выполнение лабораторных работ в режиме реального времени;
-
аудио – интерактивное голосовое общение с преподавателем и другими участниками курса посредством встроенного VoIP и/или режима телефонной конференции (бесплатный звонок по России);
-
учебник – авторизованные учебные материалы HP в печатном виде (доставляются слушателям курьерской службой до начала обучения).
Для участия в дистанционных курсах RAIL каждому участнику необходим компьютер с доступом в Интернет (от 256 Кбит/с), гарнитура (наушники + микрофон) для общения посредством VoIP или телефон. Таким образом, использование веб-конференций для обучения или проведения виртуальных встреч – это чрезвычайно дешевое решение, поскольку по сути необходим только компьютер с доступом в Интернет с очень разумными требованиями к скорости доступа. При использовании облачной услуги разворачивать собственную ИТ-инфраструктуру нет необходимости, а стоимость места в виртуальной комнате в случае решения HP составляет для одного участника меньше 1 руб. (!) в час.
При этом во многом сохраняются те же средства интерактивного общения, что и при занятиях в классе: слушатели могут поднять руку, задать вопрос и услышать ответ; могут общаться между собой (в том числе с помощью чата); преподаватель может контролировать действия обучаемых путем захвата их экрана, разделять собственный экран со слушателями. Есть возможность выполнения групповых заданий с помощью вспомогательных виртуальных комнат с поддержкой голосового общения в группе, использования веб-камер для получения «живой» картинки от преподавателя и участников и многое другое.
...и его практика
В компании HP технология веб-конференций используется начиная с 2000-х гг. для разных целей: проведения совещаний, представления новых продуктов, информационных мероприятий и конечно же для обучения – сначала своих сотрудников, а позже и для дистанционного проведения курсов для клиентов и партнеров под руководством преподавателя. Кстати, эффективность технологии была весомо доказана еще в ходе слияния HP и Compaq в 2001–2002 гг., когда компания сэкономила около $50 млн за счет использования веб-конференций в процессе управления слиянием и свыше $20 млн, обучив дистанционно более 25 тыс. менеджеров в течение года.
Родоначальниками дистанционного чтения технических курсов по ИКТ в HP стали учебные центры в США, которые начали это делать около восьми лет назад, и сейчас в США более половины курсов предлагается в дистанционном формате. В России в настоящее время более 20 теоретических курсов HP проводятся в формате вебинаров и более 70 технических курсов адаптированы для проведения в формате RAIL.
Как показывает опыт, чтобы сделать дистанционное обучение комфортным и эффективным, учебный центр должен отладить работу с группами участников, находящимися в различных часовых поясах; правильно распределить нагрузку, перерывы, спланировать сочетание теории с лабораторными работами; выстроить интерактивное общение, должным образом мотивировать участников во время обучения.
На дистанционных курсах учебного центра HP Россия в форматах вебинаров и RAIL много участников из России, стран СНГ и Балтии, их посещали также русскоговорящие слушатели из Западной Европы, США и даже Австралии. В 2010–2011 гг. уже около 40% слушателей учились дистанционно. Как показывают опросы слушателей, более 90% из них и в будущем предпочли бы проходить курсы дистанционно под руководством преподавателя. Что же касается экономического аспекта, то при посещении дистанционных курсов экономия на командировочных расходах составляет от 50–70% до более чем 130% от цены курса в учебном центре в зависимости от местожительства слушателя. Подсчет показал также, что в 2010–2011 гг. слушатели дистанционных курсов сэкономили более 15 млн рублей на одних командировочных расходах.
Основываясь на собственном многолетнем опыте, мы рекомендуем всем, кто активно внедряет системы дистанционного обучения, обратить самое пристальное внимание на технологию веб-конференций, которая позволяет при очень небольших расходах добиться от дистанционного обучения эффективности, близкой к эффективности традиционного обучения в классе. Если речь идет о технических курсах по ИКТ, важную роль играет также создание эффективной виртуальной лаборатории.