Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 12 2007 |
Алексей Владимирович ПЕТРОВ | 11 декабря 2007 |
Волки в овечьих шкурах или легенды о мирной жизни на смежных рынках. Алексей ПЕТРОВ: «В региональной России места хватает»
Рост абонентов интернет - доступа крупнейшего кабельного холдинга «Мультирегион», предоставляющего услуги сетей «оптика в дом» в 20 регионах России, значительно превышает темпы роста подписчиков КТВ. Тем не менее, по мнению директора по развитию А. ПЕТРОВА, говорить о конкуренции «смежников» преждевременно.
- Каждая из трех групп поставщиков услуг - телефонные операторы, провайдеры интернет-доступа, операторы КТВ - продвигает свою базовую услугу и, соответственно, другая услуга является для нее дополнительной. Да, по большому счету мы все строим сети ШПД. Однако говорить о конвергенции этих услуг еще рано. К этому все идут, но пока не дошли.
- Какую долю в структуре бизнеса кабельщиков, и в частности «Мультирегиона», занимают дополнительные услуги?
- Я не стал бы раскрывать финансовые показатели. Могу сказать, что сегодня у кабельных операторов Восточной Европы доля выручки от услуг Интернета, передачи данных, ШПД в комплексе составляет 50-70%. У российских операторов эта цифра поменьше - в среднем, пожалуй, от 10 до 50%. Большой разброс обусловлен, во-первых, разным уровнем проникновения ШПД на территориях обслуживания этих операторов. Если в Москве, по разным оценкам, он составляет 30-60% от общего количества домохозяйств, то в регионах значительно ниже, и если поднимается до 20%, то это большая удача. Поэтому, в принципе, «Ренова Медиа», работающая в основном в Москве, стоит несколько особняком, а все остальные примерно одинаковы. Кроме того, доходы от дополнительных услуг оператора КТВ зависят от уровня технологической оснащенности его сети. Если часть сетей «Мостелекома» и ТКТ (основные активы «Нафта Москва») не может предоставлять услуги ШПД, то и процент ниже; если в «Мультирегионе» или «ЭР-Телекоме» 100% сетей могут предоставлять услуги широкополосного доступа в Интернет, у них и процент повыше. У АФК «Система» количество сетей, которые могут предоставлять услуги ШПД, ниже, чем у «ЭР-Телекома» и «Мультирегиона», но выше, чем у «Нафты», соответственно, их процент где-то посередине. Но эти показатели намного превышают долю выручки от телевидения у интернет-провайдеров.
- Кому в этом движении сложнее осваивать новые для себя рынки - телефонистам, интернетчикам или кабельщикам?
- Телефонистам, на мой взгляд, труднее всего. Это, как правило, большие, «тяжелые» структуры, зачастую очень инертные; им трудно быстро принимать решения и запускать новые проекты. Для интернет-провайдеров выходить на рынок КТВ сложно потому, что предоставление услуг IPTV или цифрового ТВ требует дополнительных устройств set-top-box, которые либо покупают абоненты, либо бесплатно раздают операторы (а это дополнительная нагрузка на провайдеров). Кабельщикам, строящим свои сети по технологии «оптика в дом», проще: ТВ абонент получает изначально, а для доступа в Интернет ему не надо ничего покупать дополнительно - он просто подключается к услуге и работает через Ethernet-порт. По опыту нашей компании, сегодня темпы прироста абонентов Интернета значительно выше темпов прироста абонентов КТВ. И если 3 года назад мы относились к интернет-доступу как к дополнительной и смежной услуге, то сейчас считаем ее не менее важной, чем КТВ.
- И при этом не возникает конкуренции между группами «смежников»?
- Если мы говорим о доступе в Интернет, то в региональной России этот рынок переживает сегодня период раннего детства, он не насыщен ни услугой, ни количеством ее пользователей. Конкуренция есть, но места пока всем хватает. Что же касается услуг телефонной связи, лицензии на которые получил ряд операторов КТВ, то они не стали коммерчески значимыми в нашей группе. Да, мы готовы ее оказывать, наши сети позволяют это делать (и в ряде городов мы это делаем), но объективно насыщенность рынка фиксированной и сотовой телефонии в сегменте физических лиц очень высока. IP-телефония интересна в основном для бизнес-центров, а мы делаем упор на физических лиц, на домохозяйства.
- «Мультирегион» известен своей M&A-активностью в регионах. Каковы планы компании в этом отношении?
- В октябре завершено несколько сделок, процесс ни на секунду не останавливается, и к концу года, по нашим планам, количество городов присутствия холдинга значительно увеличится. Эта работа продолжится и в будущем году.
- Покупать интернет-провайдеров планируете?
- Мы уже стали акционерами (собственниками) нескольких интернет-провайдеров, работающих в городах нашего присутствия, и не намерены останавливаться на достигнутом.
На DISELном топливе
Стратегическое направление развития ОАО «Южная телекоммуникационная компания» - рынок перспективных услуг связи, в числе которых:
- услуги организации VPN на базе MPLS и других технологий;
- услуги передачи данных;
- услуги доступа в сеть Интернет (постоянное IP-соединение, коммутируемый доступ, широкополосный абонентский доступ по технологии xDSL, Ethernet-to-the-home, беспроводной на базе Wi-Fi);
- услуги цифрового телевидения (IPTV);
- услуги видеотелефонии и видеоконференцсвязи;
- услуги интеллектуальных сетей (на базе SCP-SSP);
- контент-услуги (в том числе предоставляемые на базе сall-центров);
- услуги hosting и co-location.
Конкуренты ЮТК на этом рынке - крупные операторы местной связи, подключающие абонентов по xDSL, а также крупные провайдеры интернет-услуг, использующие другие технологии ШПД, - в основном находятся в Краснодарском крае, в Ростовской, Волгоградской и Астраханской областях.
Технические возможности компании позволяют ей предлагать своим клиентам широкий спектр телекоммуникационных услуг, в том числе доступ в Интернет по различным технологиям, организацию VPN и универсального пакета услуг (телефония + ШПД + VPN + Wi-Fi + call center + мультимедийный пакет).
В 1-м полугодии 2007 г. доходы ЮТК от перспективных услуг связи выросли на 53,4% по сравнению с тем же периодом прошлого года (в том числе от интернет-услуг - на 64,9%). При этом доля от предоставления перспективных услуг в тарифных доходах компании увеличилась до 13,9% (в 1-м полугодии 2006 г. - 10,5%). В структуре доходов от перспективных услуг превалируют доходы от интернет-услуг (86,6% против 80,6% в 1-м полугодии 2006 г.) и услуг VPN (12,3% против 18,3% в 1-м полугодии 2006 г.).
Среди интернет-услуг, предоставляемых под торговой маркой DISEL, наиболее популярный контент - мультимедийный аудио и видео. На втором месте - графика, софт, игровой контент. Из услуг цифрового интерактивного телевидения (IPTV, торговая марка DISEL-TV), доступных сегодня пользователям мультимедийных (ТВ- и радиоканалы), информационно-справочных услуг наибольшим спросом пользуются мультимедийные услуги просмотра ТВ-каналов.
Собственный контент ЮТК не производит. В рамках услуг DISEL компания стремится создать пользователям комфортные условия для стимулирования их творчества и генерации их собственного контента. Для предоставления услуг DISELTV заключены прямые договоры с правообладателями телевизионного контента. Услуги «видео по запросу» компании поставляют контент-агрегаторы.
По материалам ОАО «ЮТК»