Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 12 2011 |
Станислав ЧЕРКОВ | 06 декабря 2011 |
UC закладываются в бюджеты
В этом году на российском рынке UC обозначился новый тренд: компании все больше склоняются к внедрению комплексных решений. Такое наблюдение сделал Станислав ЧЕРКОВ, руководитель направления унифицированных коммуникаций компании КРОК.
– Как скажется эта перемена на расстановке сил в лагере вендоров?
– Теперь заказчики стремятся установить у себя не одну какую-то часть решения, а целый комплекс, причем построенный, как правило, на технологиях одного производителя. В нашей практике неоднократно бывали случаи, когда заказчики сначала интересовались только IP-телефонией, но затем, услышав о функциональных возможностях комплексных решений UC, начинали изучать возможность внедрения всего спектра унифицированных коммуникаций.
– Получается, что в конкуренции вендоров выигрывает тот, кого порекомендует интегратор?
– Совершенно не так. Важны решения, с которыми производители выходят на рынок UC, и, конечно, политика вендоров при продвижении этих решений на рынке. Мы работаем со всеми лидерами «магического квадранта» Gartner в области UC и видим: чем активнее вендор себя проявляет, тем больше его решений используется в рамках комплексных внедрений.
Что касается влияния системного интегратора, то он может представить заказчику полезные рекомендации, дать экспертную оценку. Дело в том, что если компания не сегодня появилась на рынке, то набор тех или иных коммуникационных систем в ее инфраструктуру, как правило, уже входит. Обычно они работают независимо друг от друга, а интеграция если и есть, то не комплексная. В концепции UC эти системы тесно связаны между собой, и для построения комплексного решения нужно сначала проанализировать реальную ситуацию: решения каких вендоров у заказчика уже внедрены, как максимально эффективно их между собой интегрировать не только с точки зрения функциональности, но и с точки зрения сохранения инвестиций. Особое внимание следует уделить интеграции продуктов разных вендоров. Сам вендор обеспечивает, как правило, тесную интеграцию между своими решениями, а специалисты интегратора, работающего со всеми производителями, ориентируются во всем спектре присутствующих на рынке решений, что позволяет предложить заказчику оптимальное из них.
– Как оцениваете готовность заказчиков к проектам унифицированных коммуникаций?
– Компании приходят к UC постепенно, это отчетливо видно на протяжении последних трех лет. Начиная с 2011 г. заказчики стали уже не просто интересоваться комплексными решениями, но закладывать их в бюджеты. Сейчас у большинства крупных компаний имеются технологии обмена мгновенными сообщениями с информацией о доступности – такой внутрикорпоративный чат. Три года назад этот сервис был редкостью, а сейчас, по моим наблюдениям, у 60–70% компаний он есть. Присутствуют IP-телефония, голосовая почта, ВКС. На следующем этапе появляется желание эти системы интегрировать. Все это происходит поэтапно, растягивается во времени. Причем далеко не все проекты отдаются интеграторам, поскольку крупные компании в состоянии развернуть базовую часть силами собственных ИТ-подразделений. К интеграторам обращаются, когда возникают технические сложности – интеграции или построения комплексного решения.
Первые комплексные моновендорные UC-проекты начали реализовываться с конца прошлого года. Один из них мы выполнили для филиала крупной энергетической компании. Это проект автоматизации офиса на 320 сотрудников. Компания сначала рассматривала решения от трех вендоров, которым предложила поучаствовать в небольших пилотных проектах, чтобы сравнить их предложения и принять окончательное решение. Затем выбор был сделан, полная автоматизация офиса завершена в марте. В результате взамен аналоговой телефонии сотрудники получили полный стек UC-решений на платформе Microsoft. По первым итогам эксплуатации системы был подготовлен интересный внутренний отчет. Оказывается, интенсивность использования UC-технологий за два-три месяца выросла на 300%. Если в первый месяц какие-то функции использовались на 100%, то через три месяца коммуникаций, как аудио-, так и видео-, стало в три раза больше. Технологии прижились моментально.
– Наверное, никто не прописывает в контрактах слов «унифицированные коммуникации» (или «объединенные», «универсальные» и т.п.)?
– Нет, конечно. На самом деле названия, которые фигурируют в контрактах, как правило, не имеют отношения к используемым в проекте технологиям. Скажем, в проекте модернизации почтовой системы не указывается, но подразумевается большое количество технологий UC. Так компании удобнее обосновывать проекты. А что касается самого термина, который каждый вендор трактует по-своему, то, я считаю, это право вендоров таким способом позиционировать свои решения.