Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 11 2011 |
Светлана СКВОРЦОВА | 09 ноября 2011 |
Мы – за аукционы и рефарминг
Во всех странах мира радиочастотный ресурс принадлежит государству. Частоты у всех одни и те же, но вот используются они очень по-разному.
В западных странах государство подходит к управлению радиочастотным ресурсом с точки зрения максимальной эффективности. Например, частоты распределяются на аукционах. Это гарантирует прозрачность процесса распределения и осознанность намерений претендентов, а также позволяет привлечь в государственный бюджет значительные средства. Показателен пример Нидерландов, где регулятор предоставил приоритет при получении частот для LTE операторам-новичкам, видя в этом залог эффективной конкуренции.
Что же касается ситуации в российском телекоме, мы буквально только что прошли очередную «развилку»: консорциум из четырех операторов предложил регулятору – и регулятор с этим согласился – разделить частоты и лишь затем перейти к их расчистке. По-моему, должно быть очевидно, что если сам регулятор не сумел договориться со спецпотребителями о конверсии радиочастотного спектра, то возможности операторов в решении этого вопроса оставляют еще меньше надежд на успех.
Изучив российский и зарубежный опыт распределения частот для внедрения новых технологий, мы пришли к очень простому выводу. Будет ли вообще построена сеть следующего поколения, как быстро это произойдет, когда в этой сети начнут предоставляться услуги и будут ли они доступны массовому пользователю – все это зависит от того, каким образом оператор получил право на использование радиочастотного спектра. Оптимальный вариант – если он приобрел его на аукционе. У оператора, выходящего на аукцион, уже есть понимание того, как и когда он собирается вернуть вложенные средства. Сделав первоначальные инвестиции еще до начала строительства, оператор стремится только к одному – быстрее развернуть сеть и подключить максимальное количество абонентов. Помимо очевидной пользы для государства в части увеличения бюджетных поступлений, аукцион – это единственный способ провести процедуру торгов на паритетной и прозрачной основе и получить гарантию скорейшей реализации этих лицензий в виде работающих сетей, а значит, и снизить вероятность «простоя» спектрального ресурса. Опасения по поводу того, что оператор будет собирать самые лакомые кусочки с рынка и игнорировать интересы малонаселенных, удаленных и низкодоходных территорий, снимаются все теми же лицензионными обязательствами (такие обязательства были, например, закреплены условиями аукциона по распределению частот цифрового дивиденда в Швеции в 2011 г.).
Если победа в конкурсе, пусть и с лицензионными обязательствами, не сопряжена с платой за лицензию, стимул строить быстрее и больше несколько снижается. Здесь новые лицензии не имеют столь явного приоритета перед существующим зрелым бизнесом с уже наработанным высоким уровнем рентабельности. Но самый печальный сценарий, когда оператор получает частоты просто так, без конкурса, «про запас» или для повышения капитализации. В таком случае абонентам не следует ожидать появления новых услуг по разумным ценам.
Кроме того, на наш взгляд, надо законодательно закрепить возможность рефарминга частот по желанию оператора (естественно, с гарантией со стороны последнего поддерживать качество обслуживания абонентов в сетях GSM). Тогда операторы смогут сразу же, без лишних затрат приступить к построению сетей ШПД, что значительно ускорит появление LTE в России. Кроме того, это позволит операторам сразу предложить абонентам доступные цены на услуги в сети LTE и удовлетворить растущий спрос на них. Это путь, по которому идет сегодня большинство стран Европы и Азии. Понимая ответственность перед акционерами, сопряженную с приобретением новых дорогостоящих лицензий, оператор стремится максимально эффективно использовать уже имеющийся ресурс и планомерно, параллельно с возрастанием спроса на передачу данных, наращивать емкость сетей ШПД, контролируя инвестиции и по возможности задействуя уже имеющуюся инфраструктуру. Именно так поступила австралийская компания Telstra: взвесив свои возможности по приобретению частот в цифровом дивиденде, оператор решил, что на начальном этапе потребности в пропускной способности можно удовлетворить путем рефарминга уже имеющегося спектра.
Совместно с Институтом сотовой связи мы провели исследование возможности рефарминга полос радиочастот 1710–1785 и 1805–1880 МГц с целью создания на этих частотах сетей связи LTE. Исследование показало, что возможно построение сетей LTE1800 региональными операторами без ухудшения качества связи в имеющихся сетях GSM1800, если дополнительно включить относительно небольшое число базовых станций GSM. Наш вывод подтверждают и экспертные оценки крупнейших мировых поставщиков телекоммуникационного оборудования.