Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 11 2011 |
Александра КРЫЛОВА | 09 ноября 2011 |
Networks sharing начинает приносить плоды
Выполнение поручения правительства об оборудовании трассы Чита–Хабаровск подвижной радиотелефонной связью показало, что большая тройка может сообща строить и эксплуатировать объекты сетевой инфраструктуры.
Практика совместного использования объектов связи появилась в США в середине 90-х гг., когда операторы, нуждавшиеся в средствах на дополнительные частоты, продали свои антенно-мачтовые сооружения независимым компаниям, чтобы затем взять их у новых владельцев в аренду.
Сегодня из установленных в мире 1740 тыс. башен сотовой связи компаниям-арендодателям принадлежат 390 тыс. (22%), остальные пока находятся в собственности операторов. По прогнозам аналитиков из ABI Research и Mobi Thinking, в 2015 г., когда количество сотовых вышек вырастет до 2,1 млн, независимые компании будут управлять каждой третьей вышкой (31%).
Гарт Селф («Русские башни») привел на форуме Telecom Networks 2.0. Sharing & Engineering результаты анализа международного опыта. («Русские башни» – самый крупный в России поставщик услуг аренды антенно-мачтовых сооружений, им построено и эксплуатируется 80 башен, еще 150 высотных объектов строятся, а в планах на 2012 г. – возведение еще 300.) Согласно этим результатам при совместной эксплуатации одного антенно-мачтового сооружения двумя-тремя операторами каждый из них уменьшает свои затраты на 50–67%. Сэкономленные средства арендаторы и арендодатель делят между собой в пропорциях, которые варьируются в зависимости от рыночных условий и рисков каждой страны.
По словам Г. Селфа, в настоящее время в России условия благоприятствуют расширению совместного использования АМС, и потому в течение ближайших пяти лет в нашей стране на долю независимых владельцев башен будет приходиться около четверти (25%) этих высотных объектов.
Как заявил с той же трибуны Юрий Маленков («ВымпелКом»), операторы большой тройки, начав обмениваться антенно-мачтовыми сооружениями в 2004 г., в проекте «Амур» распространили практику обмена на другие объекты, в том числе транспортные сети.
Обмен БС и другие формы совместного использования сетевой инфраструктуры, как считает Ю. Маленков, нужны сегодня не только для снижения капитальных и операционных затрат. Они помогают оптимизировать затраты на развертывание сетей, темп которого должен опережать рост трафика данных, что при низком значении показателя ARPU с коммерческой точки зрения не всегда выгодно. Собственно, проект строительства недостающих 50% сотового покрытия трассы Чита–Хабаровск, в ходе которого операторы, руководствуясь не собственной выгодой, а, если можно так выразиться, правительственным заказом, совместными усилиями построили 102 антенно-мачтовых сооружения, 283 базовые станции 2G/3G, а также около 100 км подъездных дорог, и доказал справедливость этого мнения.
Как подсчитал Олег Николаенко («МегаФон»), если бы проект «Амур» реализовывался силами одного оператора, он вышел бы на окупаемость не раньше, чем через 70–90 лет. Вот почему потребовались участие сразу трех крупнейших компаний сотовой связи и их инвестиции в размере 2,3 млрд руб., составившие почти половину всего бюджета проекта (4,8 млрд руб.). Ответственность между ними была поделена примерно поровну, исходя из параметров построенных объектов связи и затрат на работы по их возведению. Согласно такой схеме, каждому оператору пришлось построить чуть более 30 антенно-мачтовых сооружений, чтобы после ввода в эксплуатацию сдать их в аренду двум другим участникам проекта.
По словам Юрия Домбровского (АРОС), примеров совместного использования не только пассивного, но и активного оборудования сегодня в мировой практике немало. Наиболее показательный из них – создание в 2009 г. компаниями Telenor и Tele2 СП Net4Mobility для строительства и эксплуатации сети стандарта LTE, на которой оба его учредителя будут работать как виртуальные операторы.
Так что выработанная в ходе проекта «Амур» паритетная модель разделения ответственности операторов сотовой связи заслуживает того, чтобы взять ее на вооружение при развертывании сетей связи 3-го и уж тем более – 4-го поколений.