Rambler's Top100
Статьи ИКС № 11 2011
Евгения ВОЛЫНКИНА  04 ноября 2011

Александр ЗОЛОТНИКОВ. Военно-связистский заплыв

Нельзя терять связь с коллективом и даже в армии жесткий стиль руководства не всегда работает, считает наш герой, руководитель департамента информационной безопасности Компании ТТК Александр Григорьевич ЗОЛОТНИКОВ.

Александр ЗОЛОТНИКОВ, руководитель департамента информационной безопасности Компании ТТКСмелое детство

Я родился 14 января 1954 г. в Куйбышеве, который сейчас опять называется Самарой. Мой отец был военным связистом, так что мою связь с отраслью можно по праву считать потомственной. В Куйбышеве наша семья остановилась на время по пути к новому месту службы отца на Камчатке. Но на Камчатку меня не взяли, а оставили у бабушки с дедушкой в деревне в Ярославской области, и до пятилетнего возраста я видел родителей только во время их приездов в отпуск. В 1959 г. отец получил новое назначение, и мы уже всей семьей переехали на Украину, в Черкасскую область, в город Смела. Там и прошло все мое детство вплоть до окончания школы.

Именно к этому периоду относится мое, пожалуй, самое яркое впечатление детства и юности. В военном городке, где мы жили, у нас была большая компания мальчишек почти одного возраста, и свои «собрания» мы проводили на огромном дереве, где у каждого был свой сук. На этом дереве мы сидели и 12 апреля 1961 г., когда вдруг услышали из громкоговорителя сообщение о том, что гражданин Советского Союза Юрий Алексеевич Гагарин на космическом корабле «Восход» совершил полет вокруг Земли. Помню мурашки по коже от голоса Левитана и как потом все жители городка высыпали на улицу. Помню всеобщую радость и восторг.

Там же в Смеле началось мое увлечение футболом и вообще спортом. Самым любимым школьным предметом у меня была физкультура, и я выступал за школу во всех соревнованиях. у нас были очень хорошие учителя, которые не просто учили, но и воспитывали нас, причем воспитание я бы поставил на первое место. Учился я хорошо, троек не было, а пятерок было больше, чем четверок, и думаю, что именно спорт этому способствовал. Спорт сильно повлиял на формирование моего характера, не позволил расслабиться, сделал меня целеустремленным и, можно сказать, заложил определенные правила поведения. В школьные годы я стал, как теперь выражаются, фанатом киевского «Динамо». Тогда это была великолепная команда. Я знал всех ее футболистов, которые составляли костяк сборной Советского Союза, видел, как они играют, как растет их мастерство. И, конечно, хотел быть похожим на них.

Как сошлись связь и железная дорога

В начале 60-х годов в армии прошли большие сокращения, и папа пошел работать начальником отдела кадров на узловую железнодорожную станцию в Смеле. А вскоре и мама, которая долгое время, как многие жены офицеров, была домохозяйкой, устроилась туда же телефонисткой на коммутаторе. Так в судьбе моей семьи впервые соединились связь и железная дорога.

В детстве увлечений, кроме спорта, у меня не было, соответственно, не было и какой-то особой мечты о дальнейшей профессии. Но для родителей мой путь был вполне очевидным – сын должен пойти по стопам отца. Отец сказал, что в Киеве есть хорошее военное училище связи, куда мне надо поступать. Я согласился и поехал. Кроме того, что я полностью доверял выбору отца, у меня был еще один сильный стимул: в Киеве играла моя любимая футбольная команда и меня воодушевляло сознание того, что теперь я смогу ходить на стадион и смотреть ее матчи. Так в 1972 г. я оказался в Киевском высшем военном инженерном училище связи.

Присяга военного связистаВсе пять лет в училище я продолжал серьезно заниматься спортом, немало разнообразив количество его видов. До поступления я по направлению военкомата отучился в автошколе и получил права. А в училище как раз стали формировать команду по военному пятиборью. В него входили разные виды спорта – бег, гимнастика, плавание, стрельба и фигурное вождение автомобиля (!). Права же на первом курсе были только у меня! Поэтому меня сразу зачислили в эту команду. Но начальник курса мне строго наказал: с учебой все должно быть нормально. И я об этом всегда помнил.

Сто подъемов с переворотом

К моменту окончания училища я женился и в 1977 г., получив звание лейтенанта, вместе с женой отправился служить в группу советских войск в Германии командиром взвода. А взвод – это 30 солдат срочной службы. Я сразу понял, что для нормального функционирования коллектива его руководитель должен жить одной жизнью со своими подчиненными. До общего подъема я успевал пробежать свои 10 км и 100 раз сделать подъем с переворотом на перекладине. В 6 утра у солдат подъем, они заспанные выходят на плац, а я уже там, и потом у нас вместе – бег, зарядка, подтягивания, обливание холодной водой из шланга. Может быть, они и не очень довольны были, но командир работает вместе с ними, тут нельзя отлынивать. Конечно, в современном бизнесе взаимоотношения руководителя и подчиненных немного иные, но в любом случае руководитель не должен отгораживаться от коллектива. Тогда отдача от людей совсем другая, и нет необходимости контролировать каждый их шаг.

В первые годы военной службы я получил огромный опыт работы с масштабными сложными системами связи, использовавшими самые разные технологии (радио, радиорелейную, космическую, тропосферную, проводную) и управлявшимися из единого центра. Через пять лет, уже в звании капитана, я поступил в Военную академию связи имени С.М. Буденного в Ленинграде на факультет руководящего инженерного состава. Оглядываясь на годы учебы в училище и в академии, вспоминаю преподавателей, которые сыграли большую роль в моей профессиональной судьбе. Это были в высшей степени квалифицированные специалисты и педагоги, которые не только знали свой предмет, но и умели донести это знание до нас, курсантов и офицеров. Благодаря им я понял, что настоящим руководителем можно стать, только если ты хорошо знаешь свое дело. Иначе сложно требовать чего-либо от подчиненных, да и результаты такого руководства вряд ли принесут удовлетворение.

Плюс информационная безопасность

В академии я начал заниматься специальными вопросами защиты информации, т.е. именно тем, чем с поправкой на новые технологии занимаюсь и сейчас в ТТК. Потом были адъюнктура, защита кандидатской диссертации, работа в институте связи Министерства обороны, служба в Генштабе, звания майора, подполковника, полковника. В советское время в армии все было четко расписано: если у тебя есть хорошие знания, желание и умение работать, то рост по служебной лестнице практически гарантирован.

Но в 90-е годы ситуация в стране и в армии изменилась, и в 1996 г. я принял решение завершить службу и перейти на гражданку. Сначала работал в банке, после дефолта 1998 г. несколько лет – в самостоятельном бизнесе, потом опять банк, а в 2002 г. я пришел в компанию «ТрансТелеКом». Вот так я теперь продолжаю семейную традицию и укрепляю взаимодействие связи и железной дороги, добавив к ней информационную безопасность.

Э к с п р е с с - и н т е р в ь ю

– Какой Вы руководитель – жесткий или либеральный?

– Либеральный.

– Как относитесь к своим ошибкам?

– Критически. Считаю, что ошибки надо честно признавать. Но не ошибается тот, кто ничего не делает.

– Какие качества вы цените в людях, а какие не приемлете?

– Ценю в первую очередь честность, а не приемлю – лицемерие и предательство. Это же касается подчиненных и коллег по работе, хотя в работе есть еще одно необходимое условие – профессионализм. Но в любом случае честность – это самое главное качество.

– Есть ли у вас какое-нибудь хобби?

– Сегодня у меня одно хобби – это воспитание внучки. Она уже учится в школе, и я всячески стараюсь ей помогать. В свое время, когда родилась дочь, я понял, что именно ради этого человечка я и должен работать. Но такие ощущения с годами притупляются, а появление внучки стало новым ярким импульсом в жизни. Общение с ней – это что-то непередаваемое!

– А как сейчас обстоят дела со спортом?

– 10 км уже не бегаю, но каждый день в 6 утра отправляюсь к Москве-реке (это примерно в километре от дома) и совершаю небольшой заплыв. Потом зарядка, упражнения на снарядах в местном спортивном городке, еще одно купание и обратно домой. Занимает это всего час, но заряд бодрости и положительный настрой на целый день гарантированы. Правда, плаваю я только в незамерзшей реке. Конечно, самое сложное в этом деле – найти силу воли встать утром. Но зато потом, когда придешь на берег, окунешься, вдохнешь чистый воздух, возвращаешься с ощущением, что заново родился.

– Что хотелось бы еще сделать в жизни?

– Сложный вопрос... Пожалуй, хотелось бы написать книгу о противодействии мошенничеству в телекоммуникациях, в электронных платежах, в Интернете. Пока у нас слабо понимают серьезность этой проблемы, но, я полагаю, уже пора в яркой и наглядной форме рассказать об этом самой широкой публике. Конечно, такой труд потребует много времени, а его всегда не хватает. Но я надеюсь, что эта идея все-таки будет реализована.

– Что будете делать лет через двадцать?

– Куплю остров, построю на нем большой дом и буду там жить. Шучу, конечно. Трудно сейчас загадывать. Вообще-то, я рисовать люблю, дома висят несколько моих пейзажей. Как-то вырезал портрет жены на дереве, ей понравилось. Так что, может быть, займусь художественным творчеством.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Продолжение использования сайта пользователем интерпретируется как согласие на обработку фрагментов персональных данных (таких, как cookies) для целей корректной работы сайта.

Согласен