Rambler's Top100
Статьи ИКС № 09 2011
Сергей БАЛАШОВ  13 сентября 2011

И machine с machine говорит…

Рынок услуг межмашинного взаимодействия обладает огромным потенциалом, раскрыв который мобильные операторы получат новый источник дохода.

Сергей БАЛАШОВ, менеджер по продуктам телематических решений и сервисов компании «ВымпелКом»Сегодня становится важен эффективный обмен информацией не только между людьми, но и между различными устройствами (machine-to-machine, M2M), которые собирают результаты измерений, требуют наблюдения или установки определенных параметров и т.д. М2М-коммуникации – это целый пласт современных услуг. Они задействованы во всех ключевых отраслях мировой экономики – в финансах, энергетике, на транспорте и в логистике, вендинге, здравоохранении, телемониторинге промышленного оборудования, системах безопасности…

Триада М2М...

Любое М2М-решение включает в себя три основных элемента.

1. Оборудование. То «железо» (датчики, сенсоры, модули и т.п.), которое устанавливается в автомобиле, банкомате, на трубопроводе или любых других объектах мониторинга и которое осуществляет сбор/получение той или иной информации.

2. Система мониторинга оборудования. Система, позволяющая получать/отправлять, обрабатывать и представлять в необходимом формате те или иные данные и команды. Например, видеть текущее местоположение автомобиля с информацией о параметрах его движения, получать данные о давлении в трубопроводе и др.

3. SIM-карта, являющаяся «представителем» мобильной сети оператора, благодаря которой и осуществляется передача данных между первыми двумя элементами. Один из самых распространенных и перспективных каналов связи в M2M-коммуникациях – сети GSM/GPRS/EDGE/3G.

…и ее освоение сотовыми операторами

Сети GSM разных поколений охватывают огромные территории, поддерживая связь как между людьми, так и между устройствами, и этот факт обусловливает усиливающийся интерес операторов сотовой связи к направлению М2М. К тому же рынок голосового трафика в России, как и во всем мире, близок к насыщению. Поэтому с целью дальнейшего роста бизнеса сотовые операторы увеличивают свое присутствие на рынке передачи данных, включая сегмент межмашинного взаимодействия.

С конца прошлого века до недавнего времени операторы на рынке М2М выступали только в качестве «трубы», т.е. отвечали исключительно за передачу данных. Первый и второй элементы М2М-систем являлись зоной ответственности системных интеграторов и производителей/поставщиков оборудования. Сегодня ситуация меняется, и операторы связи все больше тяготеют к разработке комплексных M2M-решений.

Благодаря очевидным преимуществам М2М-решений на основе мобильной связи (обеспечение информационного обмена с удаленным оборудованием в труднодоступных местах или при принципиальной невозможности проводного соединения, оперативное подключение новых абонентских устройств к корпоративной сети без затрат на организацию проводных каналов, оптимизация издержек и др.), а также благодаря развитию мобильных сетей рынок начал стремительно расти. Все больше SIM-карт стало устанавливаться не в телефонах, а в других устройствах, и операторы отреагировали на это, запустив специальные тарифные планы для передачи данных в рамках межмашинного взаимодействия.

На сцену выходит четвертый элемент

Однако М2М-решения на основе мобильной связи не только дают серьезные преимущества, но и порождают ряд проблем. Одна из самых распространенных – нецелевое использование SIM-карт. Другие типичные проблемы – отсутствие какой-либо информации о работе SIM-карт и их текущем статусе, ограниченные возможности управления ими, перерасход средств и т.п.

Неудивительно, что рынку потребовался удобный инструмент управления и мониторинга SIM-карт, устанавливаемых в устройствах, который позволил бы компаниям-пользователям избежать вышеперечисленных трудностей. Компания должна иметь возможность своевременно определить, что SIM-карта используется не для мониторинга объектов, а, скажем, для выхода в Интернет с мобильного телефона недобросовестного сотрудника. В более общем виде эта задача превращается в задачу контроля над трафиком и расходами на обеспечение коммуникаций между объектами. В таком ключе система мониторинга SIM-карт должна предоставлять информацию в режиме реального времени, чтобы клиент получал онлайн-уведомления о несанкционированных действиях с SIM-карты или о резком росте трафика, нехарактерном для данного устройства. Еще одно важное требование – возможность интеграции решения с уже имеющимися ERP- и CRM-системами.

Стремясь осуществить пожелания существующих клиентов и привлечь новых, крупнейшие операторы мира начали разрабатывать и выводить на рынок специальные системы и платформы для управления SIM-картами в устройствах. Такие системы стали четвертым элементом М2М-решения. Ряд операторов – Vodafone, Telenor, Orange, T-Mobile,– затратив десятки миллионов долларов и несколько лет работы, создали собственные платформы. Другие, в числе которых AT&T, Telefonica, KPN, Rogers, O2, в рамках партнерских соглашений используют решения ведущих поставщиков М2М-платформ и MVNO-операторов (Jasper Wireless, MainGate, ASPider и др.).

И хотя оба варианта запуска М2М-платформ имеют свои плюсы и минусы, само наличие такого компонента в составе М2М-решения оказало серьезное влияние на рынок и рост количества М2М-пользователей в абонентской базе операторов. Так, если с I по III квартал 2009 г. компания AT&T подключала ежеквартально в среднем 300 тыс. абонентов, то после запуска платформы в том же году ее продажи в сегменте М2М за IV квартал 2009-го и I квартал 2010 г. составили 1,4 и 1,2 млн SIM-карт соответственно. Безусловно, здесь свою роль сыграли и другие факторы, в числе которых была сама стратегия развития М2М-бизнеса оператора, но важно то, что сейчас в Европе и США подобные платформы перешли из разряда «неплохо бы иметь» в разряд «необходимо иметь».

Такие решения постепенно появляются и у нас в стране. Пионером на российском рынке в этой области стал «Билайн Бизнес», предложивший в конце 2010 г. решение «Центр управления M2M». Оно реализовано на базе глобальной платформы Jasper Wireless, которую, как уже упоминалось, используют операторы AT&T, KPN, Rogers, O2, TelCel и др. Платформа позволяет клиентам самостоятельно управлять своими SIM-картами. Планы по запуску подобной платформы есть и у МТС.

Системы с возможностью детализированного мониторинга SIM-карт и их соединений полезны как маленькой фирме, у которой буквально каждая копейка на счету, так и большой корпорации, управляющей сотнями и тысячами SIM-карт в М2М-системах. И если в оптимизации бизнес-процессов в большей степени заинтересован крупный бизнес, то сокращение затрат необходимо и тем и другим.

Что дальше?

«Большая тройка» первые шаги в направлении M2M сделала достаточно давно. В 2008 г. «ВымпелКом» и МТС запустили решения по мониторингу транспорта в рамках партнерских программ. Чуть позже их примеру последовал и «МегаФон». Однако отметим, что данные продукты предоставляли лишь часть тех возможностей, которые может обеспечить функционал M2M. Кроме того, они не являлись законченным M2M-решением от оператора, а представляли собой решения системных интеграторов (например, «Эшелон Геолайф», РНТ, «Кобра», «М2М Телематика» и др.), которые операторы продавали своим клиентам, выступая в качестве агента.

Сегодня в России уже сформировался спрос на все элементы М2М-решения в комплекте. Следующий шаг со стороны операторов – создание комплексных М2М-решений, которые учитывают все потребности клиента в М2М. Таким образом, клиент сможет получить оборудование, услуги мониторинга, включая услуги передачи данных, услуги по установке решения в одной «точке входа» – у оператора.

Правда, возникают некоторые сомнения в возможностях операторов реализовать такие продукты. И причины этих сомнений кроются в следующем. У операторов никогда не было компетенций по разработке и инсталляции законченных М2М-решений. Это всегда было бизнесом системных интеграторов: как уже отмечалось выше, когда «большая тройка» начинала предлагать первые решения по мониторингу транспорта, клиент «передавался» партнерам и заработок операторов сводился к плате за трафик и проценту от выручки. В новой же парадигме получается, что операторы могут стать конкурентами системных интеграторов.

Однако на деле все обстоит иначе. Даже самые крупные системные интеграторы не обладают той силой бренда и той клиентской базой, которая есть у мобильных операторов. К тому же практика показывает, что некоторые корпоративные клиенты «большой тройки» не знают о существовании даже самых крупных поставщиков М2М-решений, и первое место, куда они обращаются, – это опять же поставщик услуг связи. С другой стороны, системные интеграторы сами не против выступить в роли подрядчиков и поставщиков решений для оператора, так как в этом случае для них открывается мощный канал сбыта при незначительном уменьшении маржинальности. Для рынка это также определенная выгода, особенно для крупных компаний, для которых «завести» нового поставщика – это целый бюрократический процесс, который может растянуться на полгода-год. А операторы «большой тройки» зачастую уже входят в число официальных поставщиков, и приобретение у них дополнительных услуг особых сложностей не вызывает. Уровень затрат при покупке М2М-решений у операторов прогнозируется приемлемым, поскольку операторы, не являясь «законодателями мод», ориентируются на рыночные цены.

«ВымпелКом», стремясь расширить свою линейку продуктов М2М комплексными решениями, недавно объявил о сотрудничестве с ГК «Эшелон» в рамках собственного продукта «Комплексные М2М-решения», запуск которого состоялся в апреле 2011 г. Теперь «Билайн Бизнес» продает «коробочные решения» со стандартным набором услуг для каждого сегмента М2М. Пример таких решений – продукт «Автомониторинг» с большим набором функций. При этом, если специфика бизнеса корпоративного клиента требует расширенного функционала и возможностей мониторинга удаленных объектов, дополнительной информации и данных в определенном формате, установки специального оборудования, кастомизации услуги и др., «Билайн Бизнес» готов разработать комплексные М2М-решения индивидуально для каждого клиента. Скажем, помимо определения местонахождения и других параметров движения клиенту может понадобиться тревожная кнопка, датчик топлива, вывод дополнительной информации, детализация объектов на карте и т.д.

  

Каким путем пойдут другие операторы связи и какой вариант окажется самым успешным – покажет время. Сейчас можно сказать только одно – российский рынок M2M растет стремительно и, несмотря на то что его объемы пока несопоставимы с рынками США и Европы (так, у AT&T уже подключено более 10 млн SIM-карт), по прогнозам аналитиков и самих операторов, в течение ближайших лет количество М2М-абонентов в России достигнет нескольких миллионов.  икс

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Продолжение использования сайта пользователем интерпретируется как согласие на обработку фрагментов персональных данных (таких, как cookies) для целей корректной работы сайта.

Согласен