Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 06 2011 |
Александра КРЫЛОВА | 14 июня 2011 |
Сопромат для e-правительства
Создание e-правительства в России – что строительство подземного сооружения. Начав сверху – с создания федерального портала госуслуг, информаторы и реформаторы постепенно продвигаются в регионы, в муниципалитеты. И чем глубже проникновение, тем заметней «сопротивление материала».
«И К С» о б э л е к т р о н н о м п р а в и т е л ь с т в е : |
Вид сверху
Лейтмотивом выступления представителей органов исполнительной власти, курирующих процесс создания электронного правительства в стране, стало неуклонное приближение часа X – 1 июля 2011 г., когда вступит в силу п. 2 ст. 7 гл. 2 Федерального закона №210-ФЗ. Он, как известно, запрещает при оказании гражданам гос- и муниципальных услуг требовать с них документы и информацию, уже имеющуюся в распоряжении других органов государственной власти и местного самоуправления. А значит, обязывает эти органы наладить процесс обмена такой информацией, желательно электронного.
Реализация этой нормы очень сложна, считает А. Попов, директор Департамента информационных технологий и связи правительства РФ, поскольку требует пересмотра работы всей государственной машины, которая отлаживалась на протяжении десятилетий. Если раньше заявитель сам выстраивал для себя процесс получения госуслуги, обходя инстанции или прибегая к помощи посредников, то с 1 июля по его запросу сразу несколько ведомств и учреждений должны обменяться между собой информацией для того, чтобы услуга была ему оказана.
И хотя на уровне субъектов Федерации такое взаимодействие, конечно же, должно происходить через региональные СМЭВ, уже в конце апреля было понятно, что охватить системой все муниципалитеты, где отсутствуют и высокоскоростные каналы доступа в Интернет, и ИС, не удастся. Так что для выхода из создавшегося положения, дабы не останавливать процесс оказания госуслуг регионального и муниципального уровня, придется использовать временные решения. В качестве примера А. Попов привел Волгоградскую область, где обмен информацией между участвующими в оказании услуг органами управления налажен с помощью электронно-цифровой подписи, модема и электронной почты, по которой и передаются структурированные документы.
Между тем с технологической точки зрения, как неоднократно заявляли представители Минкомсвязи РФ и «Ростелекома», среда межведомственного взаимодействия готова к поддержке такого информационного обмена. Ее региональные сегменты, интегрированные со СМЭВ федерального уровня, до 1 июля будут развернуты во всех субъектах РФ. А вот выявление участников процесса межведомственного взаимодействия, подготовка регламентирующих его нормативно-правовых актов, а затем доработка существующих ИС и создание веб-сервисов как интерфейсов к ним – это уже дело самих региональных органов власти.
С позиций административной реформы
Направления, по которым предстоит совершенствовать нормативно-правовую базу в субъектах РФ, задал С. Шипов, директор департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития. Как стало известно «ИКС», в настоящее время это ведомство готовит изменения в 47 нормативно-правовых актов федерального уровня для поддержки процесса межведомственного электронного взаимодействия при оказании государственных услуг.
В их числе и сам Федеральный закон №210-ФЗ, изменения в который уже находятся на рассмотрении в Государственной Думе. Они предусматривают появление в нем такой нормы, как «презумпция добровольности предоставления информации». Для оказывающих услуги гражданам органов власти это означает, что, если в административном регламенте услуги будет прописана необходимость получения какой-либо информации из других ведомств или учреждений, это даст им основание для ее получения.
Также предполагается, что в федеральном законе появится норма, согласно которой информацию, запрашиваемую для оказания гос- или муниципальной услуги, органы власти будут предоставлять друг другу бесплатно.
Отдельным распоряжением правительства Министерство экономического развития предлагает определить перечень так называемых документов личного хранения, предъявить которые в месте оказания услуги гражданам будет легче и удобнее, чем ждать ответа на вопрос по каналам межведомственного взаимодействия. В этот перечень планируется включить и документы из архивов, предоставление которых в электронном виде сегодня невозможно, поскольку они хранятся на бумаге.
Еще одно важное предложение – установить пятидневный срок ответа на запрос через СМЭВ, оговорив каждый отдельный случай, в котором для предоставления документов или информации требуется больше времени.
И наконец, планируется определить ответственность должностных лиц за непредоставление сведений, запрашиваемых для оказания госуслуг.
Голоса регионов
Эксперты, аналитики и различные рейтинги уровня проникновения электронного правительства в регионы и уровня развития информационного общества сходятся в одном, считает С.Самойлов, заместитель полномочного представителя Президента РФ в ЦФО: даже в рамках одного макрорегиона развитие информатизации происходит неравномерно. В ЦФО, например, где ее результаты постоянно находятся в поле зрения Комиссии по развитию информационного общества, из 18 областей в общероссийскую десятку лидеров входят только три, а остальные пока занимают выжидательную позицию.
Однако если в субъектах РФ электронное правительство обрело зримую форму в виде многостраничных региональных порталов госуслуг, то в муниципалитетах картина остается безрадостной. Технические возможности органов управления «затухают» по мере продвижения с регионального уровня на муниципальный. И главы муниципальных образований на территории ЦФО пока слабо себе представляют тот круг проблем, который им предстоит решить, и те рубежи, на которые они в недалеком будущем должны выйти.
«Сейчас нам кажется, что проблема обучения муниципальных руководителей, разработка вместе с ними четкой программы выхода на создание электронного муниципалитета и повышения уровня технических знаний рядовых граждан – задача номер один», – отметил С. Самойлов.
Самое светлое пятно на карте информатизации ЦФО – Липецкая область. Здесь уже в 2012 г. завершится создание сети многофункциональных центров, охватывающей все муниципальные образования и сельские поселения. О проекте и перспективах его развития, о факторах, сдерживающих его реализацию, рассказывал С. Шаронин, заместитель начальника управления госслужбы и кадровой работы администрации Липецкой области, на конференции «E-government 2011: единая инфраструктура и новые стандарты».
В регионе поняли, что многофункциональные центры – это «лицо» власти, свою интерфейсную роль они будут выполнять в российской глубинке еще на протяжении 15–20 лет, а будучи правильно организованными, позволят выровнять условия оказания государственных и муниципальных услуг на селе и в городе. И еще в 2007 г. приступили к созданию первого МФЦ в Ельце, ставшего своего рода опытной площадкой, на которой решение, разработанное для Минэкономразвития компанией ЛАНИТ, было выращено в типовое решение МФЦ на 20 окон (стоимостью 7,5 млн руб.) для тиражирования в районах области.
Сегодня в Липецкой области 14 многофункциональных центров, где жителям муниципальных районов, городских и сельских поселений доступно от 200 до 370 государственных услуг. В каждый из них они могут прийти сами либо получить услугу через оператора call-центра или через единый для всех МФЦ области портал. Может быть, поэтому среднее время ожидания посетителей в очереди – 6 минут. А молодежи нравится, что в МФЦ есть бесплатная точка доступа Wi-Fi. Тут же находится и отделение банка, где можно оплатить услуги, например Росреестра, а затем отсканировать квитанцию для последующей передачи по электронным каналам.
У регионов – свой взгляд на проблемы информатизации. В их числе С. Шаронин отметил «очаговый характер» проектов в сфере электронного правительства, отсутствие единой концепции перевода государственных услуг в электронный вид, а также необходимость формирования целостной конструкции электронного правительства как элемента государственного управления в России.
При формировании последней, считает В.И. Дрожжинов, председатель АНО «Центр компетенции по электронному правительству», необходимо включить в нее граждан и бизнес. Этот подход позволит перейти от e-government 1.0 к такому e-government, которое фокусируется на гражданах, надзирает за рынком конкурирующих поставщиков электронных услуг, а ведомства составляют ансамбль, сотрудничая друг с другом как по вертикали, так и по горизонтали.
Словом, дискуссии о том, как правильно опускаться на нижние этажи электронного правительства, продолжаются…