Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 01-02 2011 |
Валерий ЕРМАКОВ | 03 февраля 2011 |
Будущее фиксированного оператора – в альянсе с мобильным
«МегаФон» – третий оператор «большой тройки», ставший на путь универсализации бизнеса благодаря приобретению этим летом компании «Синтерра». О стратегических планах развития услуг мобильного и фиксированного ШПД – беседа с Валерием ЕРМАКОВЫМ, первым заместителем генерального директора компании.
– Валерий Викторович, какие мотивы побуждают операторов сотовой связи брать «под крыло» провайдеров услуг фиксированного ШПД?
– Ситуация с услугами ШПД в России уникальная. Их проникновение и проникновение пользовательских устройств у нас сегодня на уровне 32–35%, в то время как в европейских странах и в США этот показатель достигает 90–95%. К тому же услуги ШПД развиты у нас крайне неравномерно. По итогам 2009 г., за пределами крупных городов средняя скорость доступа в Интернет не превышала 512 кбит/с. Но и эта скорость оставалась недоступной более чем половине российских пользователей Сети: 60% из них выходили в Интернет с помощью коммутируемого доступа.
Предоставляя услуги мобильного ШПД в нашей 3G-сети на гораздо более высоких скоростях (в среднем 1,5–2,5 Мбит/с), мы приучаем абонентов потреблять больше трафика. Как результат, за последний год трафик мобильного Интернета в нашей сети вырос в 8 раз. К примеру, в октябре его объем достиг отметки 5 петабайт. Иными словами, абоненты очень быстро входят во вкус.
И нам как оператору намного выгодней организовать для них фиксированный доступ, так как для потребления больших объемов трафика пользоваться мобильными технологиями и сложно, и экономически неэффективно. Именно поэтому «МегаФон» купил «Синтерру», владеющую крупнейшим провайдером ШПД на рынке Северо-Запада России – компанией «Петерстар». У «Петерстара» обширная сеть фиксированной связи, что создает хорошую основу для развития проводного ШПД в рамках объединенной компании. И сейчас мы готовимся к тому, чтобы в течение нескольких лет стать полноценным игроком на рынке фиксированного ШПД.
– На какую долю фиксированного ШПД в доходах, скажем, к 2013 г., нацелился «МегаФон»?
– Мы сейчас не ставим перед собой задачу наращивать доходы от фиксированного широкополосного доступа отдельно от доходов от мобильного ШПД, потому что считаем, что как минимум 75% наших абонентов будут приобретать у нас и мобильные, и фиксированные решения. А если и за теми, и за другими услугами будет стоять один клиент, который будет пользоваться ими в разных вариациях, в подобном разделении нет смысла. Да и для абонента не будет большой разницы между услугами фиксированного и мобильного доступа.
– А цена передачи 1 Мбайт данных по фиксированным и по мобильным сетям к этому времени будет сопоставимой?
– Мы видим, что абонента, выбирающего услугу ШПД, интересует несколько критериев. В первую очередь – скорость, поскольку она определяет возможности получения информации. Понимая это, в нынешнем году мы начали внедрять технологию HSPA+, обеспечивающую 21 Мбит/с на базовую станцию, по всей территории нашей страны. В 2011 г. мы увеличим скорость передачи данных и выйдем на отметку 42 Мбит/с на базовую станцию.
Второе, в чем заинтересован абонент мобильного ШПД, – это радиопокрытие. И в наших планах – обеспечить проникновение технологий 3G на 70% сети «МегаФона», чтобы к концу 2010 г. 65% населения России оказалось в зоне ее покрытия.
И наконец, третий важный критерий выбора – цена. Сегодня мы предлагаем услугу мобильного ШПД по цене, сопоставимой с ценой фиксированного доступа. Мы первыми из «большой тройки» вывели на рынок безлимитное предложение, представив рынку новую модель. И количество наших абонентов, уже оценивших ее комфортность, постоянно растет.
– Насколько выросла доля услуг мобильного ШПД в структуре доходов «МегаФона» в этом году по отношению к прошлому, и какой бы вам хотелось ее видеть в следующем году?
– Год назад, в 2009-м, услуги передачи данных составляли в наших доходах 5–6%. Уже тогда «Мегафон» обслуживал около 40% всего трафика мобильного Интернета. В 2010 г. доля этих услуг выросла до 10–11%, т.е. в 2 раза. И мы рассчитываем, что в нынешнем году услуги мобильного ШПД обеспечат нам 16–17% доходов. С одной стороны, динамика неплохая. С другой – в развитых странах, например у операторов сотовой связи в Японии, этот показатель – 45–50%.
– Как распределяется интернет-трафик по разным типам абонентских устройств в 3G-сети «МегаФона»?
– Половину доходов от мобильного ШПД мы получаем от пользователей USB-модемов, другую половину – от пользователей смартфонов. При этом средний объем трафика, потребляемого со смартфонов, практически не меняется, и доходы в этом сегменте прирастают за счет увеличения числа таких устройств в нашей сети. Продажи модемов также растут хорошо – с 1 млн по итогам 2009 г. до 3 млн, как мы ожидаем, в 2010 г. Причем с III квартала мы перестали продавать устройства, обеспечивающие скорость передачи данных 3,6 Мбит/с, сделав ставку на высокоскоростные модемы – с поддержкой скоростей 7,2; 14,4 и 21 Мбит/с.
Понятно, что модемы, поддерживающие 21 Мбит/с, сегодня только появляются на рынке, но, думаю, в следующем году эти устройства распространятся шире и цена на них начнет падать.
– В Интернете сегодня существует множество сервисов, востребованных пользователями. Стоит ли операторам создавать что-то дополнительно?
– Мы видим свою задачу в организации так называемых нулевых зон, откуда абонент может заходить и на портал оператора, и на некоторые другие веб-ресурсы бесплатно, в реализации проектов взаимной интеграции с популярными социальными сетями. Важно сделать так, чтобы контент был понятен и интересен нашим клиентам и чтобы к нему вело небольшое количество кликов. По сути, мы должны предоставлять нашим клиентам не только «трубу», но и портал – своего рода интерфейс, обеспечивающий им связь с внешним миром.
– Подводя итог беседе, скажите, будущее телекоммуникаций – за проводными технологиями или за технологиями мобильной связи?
– Однозначно, будущее только за комбинированными решениями и за тем оператором, который сможет такие решения предложить, найдя для них наилучшие технические и бизнес-модели. При этом важно понимать, что последняя миля к клиенту будет все-таки беспроводной и что этот участок все время будет сокращаться. Так что будущее оператора фиксированной связи – либо в альянсе, либо в партнерстве, либо в единой компании с мобильным игроком.
– Иными словами, фиксированных операторов как независимых игроков вскоре совсем не останется?
– По крайней мере, операторы, не являющиеся универсальными, будут себя чувствовать на рынке ШПД крайне неуютно. икс