Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 10 2010 |
Василий ШАБАТ | 12 октября 2010 |
SaaS как коммунальный аутсорсинг
По данным IDC, в 2009 г. российский рынок облачных вычислений практически полностью представлял собой сегмент SaaS. По мнению Василия Шабата, генерального директора компании «Тилби», в SaaS привлекательна возможность снизить себестоимость «софта как сервиса» за счет его коммунального использования.
— Что значит «снижение себестоимости» применительно к SaaS?
— По-настоящему выгоды SaaS проявляются тогда, когда множество заказчиков используют условно «одну и ту же» систему – когда нет кастомизаций, а разные потребности заказчиков удовлетворяются просто настройкой системы. В этом случае расходы, которые несут и поставщики, и администраторы (например, управление аппаратной платформой, тестирование, апгрейд), достаточно понести единожды вместо того, чтобы умножать их на количество заказчиков. Технически это реализуется благодаря multitenancy («коммунальности»), когда одно приложение на одном сервере поддерживает несколько заказчиков, причем для каждого заказчика это выглядит как «свой» сервер. Круг заказчиков таких систем может быть очень широк, и чем он шире, тем для каждого из них SaaS-системы оказываются дешевле без снижения качества сервиса. Иными словами, именно как бизнес SaaS хорошо работает в области стандартных систем, с низким уровнем кастомизации. Это важное свойство SaaS-приложений, и далеко не все приложения, которые сейчас «называют себя SaaS», этим свойством обладают. Лучше всего для модели SaaS подходят функции, одинаковые повсюду. Очень хороший пример – почтовый сервис Gmail (пожалуй, об этой истории успеха говорят меньше, чем она того заслуживает). Поиск продолжается и в других областях. В частности, мы разработали SaaS-сервис по управлению командировками, поскольку это вспомогательный процесс, и тут не нужно ничего выдумывать — просто нужно, чтобы он хорошо работал.
— Сейчас на российском рынке SaaS самые заметные игроки — это «SaaS-супермаркеты» («СКБ Контур», Softline, Softkey), к клиентской базе которых могут подключиться начинающие провайдеры SaaS. Воспользуетесь такой возможностью?
— Я считаю, что партнер (тот же SaaS-супермаркет) может помочь с удовлетворением спроса, но не поможет создать спрос. Таким образом, в супермаркетах будут покупать те сервисы, спрос на которые уже создан независимо от этих супермаркетов. А чтобы стимулировать спрос на новые нетривиальные сервисы вроде нашего «управления командировками», SaaS-провайдеру надо в первую очередь научиться продавать самому, силами своих продавцов. Проблема проста – продажи стоят денег. Публичные SaaS-компании в США тратят минимум 50% своего (немалого!) оборота на Sales & Marketing. И нет причин думать, что российский рынок нашел волшебное средство для решения проблемы продаж… Вряд ли идея коммунальности овладеет массами российских заказчиков без серьезных вложений со стороны SaaS-провайдера.