Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 07-08 2010 |
Лилия ПАВЛОВА | 22 июля 2010 |
ГЛОНАСС нацелился на массовый рынок
Потребность российского рынка в навигационном оборудовании на основе ГЛОНАСС в прошлом году исчислялась 30 тыс. штук. Однако уже через два года, по планам федерального сетевого оператора «Навигационно-информационные системы», количество проданных терминалов ГЛОНАСС перевалит за первый миллион.
Силы небесные, хлопоты земные
В нынешнем году вся орбитальная группировка ГЛОНАСС будет развернута в полном объеме. Это сообщил на IV международном форуме по спутниковой навигации руководитель Федерального космического агентства Анатолий Перминов. Кроме того, с 2010 г. планируется начать летные испытания нового космического аппарата – «Глонасс-К», с эксплуатационными и точностными характеристиками, сопоставимыми с аналогичными показателями GPS.
Сегодня в группировке по целевому назначению работает 21 космический аппарат (два КА находятся в орбитальном резерве), и в этом составе спутники уже обеспечивают непрерывную навигацию на всей территории России. Точность навигационного определения потребителей составляет порядка 6 м. В 2011 г. точность планируется довести до 2,8 м, в том числе за счет модернизации наземного комплекса управления.
Важное направление развития системы – разработка и организация серийного производства наземной аппаратуры потребителей. По данным Роскосмоса, в настоящее время серийно производятся 33 образца наземной аппаратуры потребителей и 38 образцов и систем для спецпотребителей; предприятиями Роскосмоса в инициативном порядке выпущена пилотная партия комбинированной наземной аппаратуры потребителей ГЛОНАСС/GPS для массового сектора.
В 2009 г., по данным экспертов, объем российского навигационного рынка составил около $550 млн (мирового – $60–70 млрд), причем 95–97% этой суммы пришлось на оборудование GPS. |
По расчетам специалистов, основной экономический эффект от применения навигационных технологий на базе ГЛОНАСС проявляется на транспорте. Сегодня, по информации Роскосмоса, навигационным оборудованием оснащено около 20% воздушных судов, 30% судов морского и речного транспорта всех типов и 63% автотранспортных средств Министерства транспорта. В 2011 г., согласно ФЦП «ГЛОНАСС», средствами спутниковой навигации должны быть оснащены 100% транспортных средств министерств и ведомств России.
В настоящее время в 59 регионах России реализуются пилотные проекты с использованием навигационных технологий в различных отраслях экономики. Это диспетчерские системы, системы мониторинга транспортных средств, системы высокоточного позиционирования. В качестве примера А. Перминов назвал наиболее крупные проекты: «Космическая ГЭС», «Космическая железная дорога», «Космическая горная дорога», «Космический коридор безопасности» и др.
Однако главная задача, как заявил глава Роскосмоса, – развитие массового рынка услуг ГЛОНАСС. Перспективы развития системы ГЛОНАСС разрабатываются в новой программе, ориентированной на массовое внедрение отечественных навигационных технологий и гарантированное предоставление потребителям всех категорий навигационных услуг. Кроме того, в 2009 г. для решения этой задачи создан федеральный сетевой оператор системы ГЛОНАСС – «Навигационно-информационные системы», акционерами которого стали АФК «Система» и «Российские космические системы».
В преддверии новой эры
Как считает Александр Гурко, гендиректор «Навигационно-информационных систем», на массовом рынке эффект от реализации проектов, которые ведутся федеральным сетевым оператором, начнет ощущаться с 2012–2013 гг., после полномасштабного запуска проекта «Экстренное реагирование при авариях ГЛОНАСС» («ЭРА ГЛОНАСС»). Основная цель проекта – снижение смертности и травматизма при ДТП; одно из основных условий – оснащение навигационным оборудованием средств реагирования МЧС России, МВД России, Минздравсоцразвития, а также транспортных средств автовладельцев. Пилотные зоны проекта планируется организовать уже в нынешнем году. По данным А. Гурко, в 2010 г. потребность российского рынка в навигационном оборудовании на основе ГЛОНАСС возрастет до 250 тыс. (против 30 тыс. в 2009 г.), в 2011 г. – до 500 тыс., в 2012 г. – до 1 млн, в 2012–2013 гг. (начало реализации «ЭРА ГЛОНАСС») превысит 2 млн, в 2014 г. – 4 млн, в 2015 г. – 8 млн.
Что касается оснащения навигационным оборудованием частных автомобилей, то уже в августе этого года на Московском автосалоне ожидается представление первых результатов трехлетней работы «Росийских космических систем» с АвтоВАЗом – моделей LADA Kalina и LADA Priora с оборудованием ГЛОНАСС. Как сообщил Юрий Урличич, гендиректор «Российских космических систем», с I квартала 2011 г. АвтоВАЗ планирует приступить к серийному выпуску автомобилей с отечественным навигационным оборудованием.