Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 06 2010 |
Дмитрий НЕЛЮБОВ | 15 июня 2010 |
Коммунальная башня
Зарубежные источники заявляют о 25–50%-ной экономии от «долевого» использования операторской инфраструктуры. В России на эту terra incognita одной из первых ступила независимая компания «Русские Башни», предлагающая операторам начать с малого – совместно эксплуатировать антенно-мачтовые сооружения. Экономия при переходе от владения башней к ее аренде может составить 45% за 10 лет – убежден гендиректор ЗАО «Русские Башни» Дмитрий НЕЛЮБОВ.
– В мире практика совместного использования и аутсорсинга пассивной инфраструктуры сети, прежде всего вышек для радиосвязи, достаточно распространена. Многие крупнейшие операторы уже продали башни таким компаниям, как наша. В США примером могут служить Bell Atlantic, AT&T, Sprint, Verizon, Nextel, в Европе – KPN. Строительством, приобретением и сдачей башен в аренду в Северной Америке занимаются компании American Towers, Crown Castle, SBA, в Европе аналогичную деятельность ведет, например, TDF, в Африке – Helios Towers, в Индии – Xcel, Indus Towers, Reliance Infratel. У нас на этапе строительства сейчас находятся 58 башен в Ленобласти, и еще 100 башен мы построим в этом году в Северо-Западном регионе. Также 100 башен мы построим в Центральном и Поволжском округах. Строительство будет вестись на землях поселений и промышленного значения.
– Совместное использование сетей – бизнес-модель зрелого рынка. Готовы ли наши операторы (прежде всего жестко конкурирующие сотовые) делить «коммунальную квартиру», пусть под ней понимается и такой локализованный участок пассивной сети, как антенно-мачтовые сооружения (АМС)?
– Прежде всего они умеют хорошо считать и заинтересованы в снижении капитальных затрат. Сэкономленные средства могут быть направлены на развитие новых технологий и услуг. Это во-первых. Во-вторых, зоны покрытия ведущих операторов практически сравнялись, конкуренция уходит в области продаж и маркетинга. И на этом фоне обмен позициями на уже действующих мачтовых сооружениях и совместное использование новых конкуренции не препятствуют, а от хлопот по обслуживанию и расходов на эксплуатацию освобождают (а сюда входит и регламентное обслуживание конструкции, и охрана, и страховка, и налоги). В-третьих, строительство сетей 3-го поколения «большой тройкой» – это новый виток строительства АМС, которых в силу технологических особенностей сетей следующего поколения потребуется больше. Аренда башен выгодней с точки зрения как денежного потока, так и прибыльности компании.
Кроме того, башня – сфера пересечений интересов не только сотовиков, но и поставщиков услуг с других рынков. Как известно, РТРС заявила о готовности взаимной с «большой тройкой» аренды действующей и строящейся инфраструктуры, в том числе АМС. Потенциальные «совместные пользователи» башен – операторы WiMAX, цифрового ТВ, поставщики услуг 3G и 4G (LTE).
– Как вы оцениваете емкость российского рынка мачтовых сооружений? На какую долю рассчитывают «Русские башни» и каков срок окупаемости этого проекта, на начальный этап которого фонд UFG и ЕБРР выделили около $40 млн?
– По нашим данным, в России установлены 20–25 тыс. АМС, минимальная потребность оценивается в 45 тыс. У нас огромные резервы в улучшении качества покрытия территории сетями радиосвязи. Стоит сказать, что количество башен в США превышает количество башен в нашей стране более чем в 3 раза. Мы хотим в ближайшие пять лет построить около 5 тыс. своих башен и будем искать возможности приобретения башен.
– Получается, что по истечении пятилетки вы хотели бы претендовать процентов на десять емкости российского рынка башен, или на четверть этого рынка в его нынешнем виде?
– Да. Со сроком окупаемости нашего проекта менее десяти лет.
– Три-четыре мачты разных операторских «цветов», стоящие рядом, – это нонсенс, отмечаемый в последнее время многими. А какие элементы инфраструктуры сети операторов (активные, пассивные) помимо вышек могут стать объектом совместного использования, разумеется, при условии его экономической и технической эффективности?
– В российской практике есть единичные примеры совместного использования активной инфраструктуры – фидера и антенн. О степени их успешности у меня информации нет. При «долевой» эксплуатации активных компонентов инфраструктуры, на мой взгляд, надо быть предельно внимательным к качеству сигнала и связи в целом. Поэтому «список» на ближайшие годы – это башни, участки земли, охрана оборудования, контейнер-аппаратная для размещения оборудования, часть оборудования электроснабжения, металлоконструкции, кондиционеры – все, что можно отнести к пассивной инфраструктуре. Вместе с тем мы готовы в будущем предоставлять и компоненты активной инфраструктуры, когда изменится законодательная база и у операторов появится соответствующее желание.
Беседовала Наталия КИЙ