Rambler's Top100
Статьи ИКС № 06 2010
Лилия ПАВЛОВА  15 июня 2010

Интересное кино

Все говорят про 3D. Причина этого феномена проста: вне зависимости от профессиональной принадлежности все мы – кино- и телезрители. И технология, завоевавшая массы кинозрителей в считанные месяцы, стала сильнейшим магнитом и для телевизионщиков.

«Аватар» стал самым кассовым кинофильмом в мире, собрав в прокате $2,7 млрд. В России он был лидером проката в течение пяти недель со $113 млн. А последовавшие за ним 3D-фильмы все 20 выходных 2010 г. входили в топ-10 проката (в 20-й уикенд – фильмы «Путешествия в глубь океанов 3D» и «Битва титанов 3D»). Какой же оператор не мечтает заработать на «домашнем прокате» 3D!

Первая демонстрация 3D-телевидения в России была организована на межрегиональной выставке «Инфокоммуникационные технологии 2009» (Казань) в сентябре прошлого года группой компаний – МНИТИ (Москва), «Элекард» (Томск), «Самсунг Электроникс Рус Компани» (Калуга), «Тринити Солюшн» (Москва), «Центр» (Казань). В феврале нынешнего года на CSTB'2010 сразу несколько операторов подхватили тему 3D ТВ – Eutelsat совместно с «Интерспутником», «Платформа HD», «Акадо». На «Связь-Экспокомме» компания «Акадо» совместно с Samsung Electronics уже показывала возможности круглосуточного телевизионного 3D-вещания канала 3D Demo Channel оператора спутниковой связи Eutelsat Communications, с которым было заключено соглашение о демонстрации канала в рамках выставки. А в планах компании – демонстрация фильмов в формате 3D на собственном телеканале «Домашний кинозал». Для этого «Акадо» уже ведет переговоры с правообладателями контента об организации постоянной трансляции 3D-телевидения для своих абонентов. А «Вымпелком», по словам Андрея Холодного, руководителя департамента дополнительных услуг, в настоящее время обсуждает с поставщиками контента возможности реализации услуг 3D-кино через VoD, а также организации 3D live-телевещания


Контента 3D на рынке пока маловато, признают операторы, а отечественного и вовсе нет. Впрочем, лиха беда начало. Например, здесь же, на выставке, телекомпания «Первый ТВЧ» показала два видеосюжета, снятых в 3D-формате для ФГУП РТРС и «Корпорации «Дженерал Сателайт». Похоже, рынок настолько занят объемным телевидением, что вопросы перевода эфирного вещания на цифру ушли во «вчерашний день».


Переход на цифру: будем выкручиваться?


Между тем ФЦП «Развитие телерадиовещания в РФ на период 2009–2015 гг.» реализуется, как подчеркивает министр массовых коммуникаций и связи, с опережением. Здесь надо бы уточнить: с опережением собственных сроков. А «по гамбургскому счету» – все же с отставанием. Как заметил на конференции Ассоциации разработчиков и производителей аппаратуры телерадиовещания (АРПАТ) Калью Кукк, председатель экспертного совета АРПАТ, «программа внедрения в России системы цифрового телерадиовещания, безусловно, не охватывает всех возможностей современного телевидения, его развития. Телевидение развивается настолько быстро и бурно, что мы сталкиваемся сегодня с теми задачами, которые даже не поставлены в этой программе». Тем не менее даже текущие, поставленные программой задачи далеко не всегда однозначны. Например, в решенном, казалось бы, вопросе о составе пакета общероссийских обязательных общедоступных каналов (1-й мультиплекс) могут быть изменения. Как сообщил К. Кукк, в настоящее время МНИТИ и НИИР ведут большую работу по определению возможности расширить этот пакет до 10 телеканалов – и если такая возможность изыщется, то, скорее всего, укрупнится и 1-й мультиплекс, и все последующие (предполагается, что их должно быть не меньше пяти, а для мегаполисов – 8–10).


Кроме того, «неожиданно» возникли проблемы с проектированием. Системные проекты для регионов в прошлом году выполнили несколько компаний, выигравшие тендеры РТРС. «Эти проекты были выполнены на разных уровнях, – заметил К. Кукк. – Пожалуй, РТРС дала слишком большую самостоятельность авторам системных проектов, и встал вопрос разработки общесистемного проекта». Такой комплексный проект, учитывающий все аспекты построения систем цифрового ТВ, с различными вариантами использования систем распределения сигнала, с рекомендациями по выбору оборудования, с декабря прошлого года выполняет НИИР. Окончательно комплексный проект будет готов к концу года. МНИТИ и АРПАТ поручен целый ряд разделов этого проекта, в том числе рекомендации по выбору более 60 единиц оборудования и его производителей. «Конечно, было бы лучше, если бы этот проект был создан сначала, – подчеркнул К. Кукк. – А теперь надо проявить гибкость и правильно провести рабочее проектирование». К слову, отсутствие рабочих проектов тоже создает немалые сложности. Сегодня рабочие проекты только начинают выполняться – и оказалось, что они требуют больших денег, не учтенных программой. Скажем, рабочий проект одной новой станции (всего по России их потребуется поставить почти 2 тыс.) стоит по сметам 400–600 тыс. руб. РТРС может выделить 120 тыс. руб. «Опять придется как-то выкручиваться, – резюмировал председатель экспертного совета. – Это может привести к тому, что рабочие проекты могут быть выполнены некачественно, многое зависит от исполнителя. Но главное – сегодня машина запущена и ставить ее на тормоза очень опасно, поэтому так или иначе эту работу надо доводить до конца».


К чему готов отечественный производитель


Характерно, что ставшая привычным сателлитом «Связь-Экспокомма» конференция «ТВЧ Россия» в этом году не проводилась, ее условным заменителем выступила конференция АРПАТ. Потому ли, что в ФЦП не предусмотрено госфинансирование HD, или по какой-либо другой причине, но для отечественной индустрии ТВ-оборудования вопрос участия в программе перехода на цифру действительно более актуален.


По данным АРПАТ, общая потребность России в телерадиовещательном оборудовании (от студийного до абонентского) сегодня достигает порядка 100 млрд руб., причем большая часть этой суммы приходится на импортную технику. С каждым годом общая потребность будет возрастать и, по прогнозам ассоциации, к концу 2014 г. составит 800 млрд руб., причем доли импортного и отечественного оборудования сравняются (а к середине 2020 г. из 2 трлн руб. потребность в российской технике составит 1,2 трлн против 800 млрд руб. импорта). Видеокамеры, некоторые виды студийного оборудования мы будем покупать за рубежом, от этого уже никуда не деться. Однако оборудование формирования программ цифрового ТВ и цифровые передвижные телевизионные станции выпускают уже НИИТ и МНИТИ; передающее оборудование и АФУ делают заводы МАРТ, «Иртыш», НПП «Триада-ТВ», «Прима-Телеком» и ОАО «Радиозавод»; контрольно-измерительное оборудование изготавливают НИИТ и НИИР; два десятка заводов производят приемное оборудование цифрового ТВ и шесть заводов – радиоприемники стандарта DRM. К слову, потенциально огромный рынок бытовых устройств для приема цифрового ТВ могли бы «закрыть» российские производители. В ходе реализации ФЦП потребность в цифровых приставках и телевизорах, по прогнозам АРПАТ, будет постепенно меняться: всплеск спроса на цифровые приставки достигнет пика в 2012–2013 гг., после чего пойдет на спад, в то время как спрос на цифровые телевизоры вырастет (рис. 2).


Неизбежность «приставочного» периода объясняется тем, что телевизоров просто не хватит: ежегодно во всем мире выпускается около 200 млн этих устройств. Только в России сегодня работает 100 млн ТВ-приемников (в мире – 2 млрд) – и если представить, что все вдруг захотят их заменить, то напрячься придется всей мировой индустрии. Реально же в нашей стране телевизоры меняют в среднем раз в 10 лет, и большинство скорее предпочтет подкупить приставку к купленному три года назад «телику», чем отправить его в утиль. По данным АРПАТ, в России сегодня достаточно мощностей, чтобы производить 6–7 млн телевизоров в год (в основном это сборка из импортных комплектующих) – столько россияне ежегодно и покупают. Конечно, кто-то уже обзавелся и 3D-телевизором, но в 100-миллионной армии телезрителей это капля в море. Хотя как знать, весьма вероятно, уже через год-два появится 3D-статистика, которая сегодня может показаться фантастикой…

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Продолжение использования сайта пользователем интерпретируется как согласие на обработку фрагментов персональных данных (таких, как cookies) для целей корректной работы сайта.

Согласен