Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 03 2010 |
10 марта 2010 |
Алтайское широкополосье обещает конкуренцию
Алтайский край, ставший частью России в XVIII веке, всегда славился богатством своих недр. Сегодня же определяющую роль в его хозяйстве играет аграрный сектор – более четверти экономики приходится на пищевое производство, на селе живет почти половина населения. Поэтому по развитию рынка услуг связи Алтай несколько отстает от многих других регионов Сибири.
Однако алтайский телеком движется по «догоняющему» сценарию: темпы его роста (12% в 2009 г.) чуть выше средних по Сибирскому федеральному округу (10%). Причем, если шесть-семь лет назад рынок активно рос за счет сотовой связи, то сегодня новым драйвером обещает стать широкополосный доступ в Интернет.
Сегмент сотовой связи достиг насыщения одним из последних среди регионов СФО. В настоящее время этот рынок поделен между пятью крупными игроками. Помимо «большой тройки», доля которой превышает 90%, мобильную связь в Алтайском крае обеспечивают «Скай Линк» и «Алтайсвязь», принадлежащая «Енисейтелекому». Распределение абонентов между операторами относительно стабильно.
Сеть фиксированной связи региона за последние годы была серьезно модернизирована, и уровень цифровизации превысил 70%. В 2009 г. монтированная емкость телефонной сети составила более 670 тыс. номеров. На каждые 100 жителей края приходится 30 телефонных аппаратов.
Безмятежная атмосфера сохраняется в сегменте платного ТВ. В самом крупном городе региона Барнауле проникновение таких услуг едва превышает 30%. Как и в большинстве городов России, основные игроки этого рынка – операторы кабельного аналогового телевидения. И здесь доля лидера – компании «Интелека» – приближается к 50%, а ее прямые конкуренты – «Инвис» и «Иллюзион» – демонстрируют слабую маркетинговую активность.
Куда интереснее обстоят дела в сегменте широкополосного доступа в Интернет, на данный момент наиболее динамично развивающемся: доходы от него за последний год выросли почти вдвое. Однако пока проникновение услуги ШПД в Алтайском крае (11% по итогам III квартала 2009 г.) недотягивает до средних показателей по СФО (15%). Это обусловлено спецификой региона: слишком велик удельный вес сельского населения (более 45%), что ограничивает развитие оптоволоконных сетей, которые рентабельны только в районах плотной городской застройки.
Алтайский край – пятый из 16 регионов СФО по количеству абонентов ШПД и седьмой по уровню проникновения услуги. Сегодня на Алтае широкополосный доступ в Интернет имеют более 100 тыс. домохозяйств. К 2012 г. это число, по прогнозам iKS-Consulting, должно вырасти как минимум в 1,5 раза.
Б'ольшая часть абонентов ШПД сосредоточена в Барнауле – на конец 2009 г. их было уже около 61 тыс., а уровень проникновения приблизился к 30%. Две трети барнаульских широкополосных подключений обслуживает «Сибирьтелеком», предоставляющая услуги доступа в Интернет по технологии xDSL. До недавнего времени характерной чертой рынка ШПД Барнаула являлось отсутствие крупных федеральных игроков. Однако в 2009 г. ситуация начала меняться: местный провайдер «Интелби» стал партнером компании «ТрансТелеКом» в рамках реализации стратегии последней по выходу на розничный рынок ШПД. Кроме того, в конце 2009 г. «ЭР-Телеком», один из наиболее динамично развивающихся альтернативных операторов России, заявил о намерении запустить в 2010 г. собственную оптоволоконную сеть в Барнауле.
Появление «ЭР-Телекома» с его низкими тарифами и высоким качеством абонентского обслуживания может стать серьезным вызовом остальным участникам рынка: если сейчас стоимость безлимитного доступа в Интернет в Барнауле по технологии FTTx остается на уровне 700–800 руб. в месяц при скорости 1 Мбит/с, то к концу 2010 г. можно ожидать радикального снижения тарифов.
В 2010 г. темпы роста рынка телекоммуникаций Алтайского края замедлятся и, по прогнозам iKS-Consulting, составят 8%. Драйвером роста станет широкополосье. Сегодня этот сегмент характеризуется относительно низким уровнем конкурентности, но уже завтра рынок ожидают большие перемены: появление крупных федеральных операторов, которые планируют строить сети и снижать тарифы, неизбежно заставит реагировать других игроков рынка. А значит, градус конкуренции повысится.