Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 4 2007 |
Татьяна ТОЛМАЧЕВА | 01 апреля 2007 |
Миграция к IP-сетям: есть ли у традиционных операторов выбор?
Вот уже несколько лет традиционные операторы заявляют о своих планах миграции сетей к протоколу IP. При этом инвестиции, необходимые для столь кардинальной модернизации, оцениваются в миллиарды долларов. На фоне ослабления позиций традиционных операторов фиксированной связи и сокращения их доходов значительный объем заимствований требует серьезных обоснований.
Например, для перевода своей сети на IP протокол British Telecom решилась на ежегодные инвестиции до 2010 г. в размере $3,8–5,8 млрд для замены почти 30 млн абонентских линий и переоснащения около 70 центров технической эксплуатации. И это в то время, когда долговое бремя этого национального оператора на конец 2006 финансового года составляло более $39,6 млрд, из которых в текущем году необходимо выплатить почти $6 млрд.Выбор стратегии миграции к IP'сетям
В настоящее время наиболее распространены две стратегии перехода сетей традиционных операторов на IP-протокол:
- модернизация магистрального уровня (замена опорно-транзитных АТС класса 4);
- модернизация сети доступа (замена местных АТС класса 5).
Одним из первых завершил полный переход на IP-протокол монопольный оператор фиксированной связи государства Бруней Jabatan Telecom Brunei, емкость сети которого составляла 140 тыс. абонентских линий. В 2003–2004 гг. компания произвела полную реконструкцию своих коммуникаций на
базе оборудования Huawei. Реализация проекта потребовала свыше $20 млн.
Примером IP-модернизации сети класса 4 (реконструкция транзитных узлов и переход к «плоской» структуре IP-сети) может служить 1-й этап реконструкции сети China Telecom, который начал в апреле 2004 г. оператор Shenzhen Telecom (подразделение China Telecom, емкость сети 4,3 млн линий). Проект должен был подтвердить возможность модернизации крупных инфраструктур с большой зоной покрытия. Его успешная реализация обусловила выбор China Telecom стратегию перехода от традиционного оператора связи к провайдеру интегрированных информационных сервисов. Строительство систем TDM-коммутации прекратится в 2007 г., а вот процесс перевода сетей на IP-протокол может растянуться на 15 лет (все будет зависеть от результатов эксплуатации опытных зон). Для полной замены инфраструктуры China Telecom (223 млн абонентских линий) потребуется вложить как минимум $15 млрд (в 2006 г. объем CAPEX China Telecom составил порядка $6,5 млрд).
В последнее время ситуация с выбором стратегии технической модернизации телекоммуникаций начинает постепенно меняться – все больше традиционных операторов планируют полную миграцию к IP-протоколу (как на магистральном уровне, так и на уровне доступа). Причиной тому послужило главным образом заметное снижение общей стоимости модернизации сети, поскольку цены на системы устанавливаемые и заменяемые сопоставимы (как, например, стоимость сигнального и традиционного коммутаторов).
Показательным примером полной реконструкции инфраструктуры традиционного оператора является сеть British Telecom (компания назвала свою концепцию 21CN – «Сеть 21-го века»). Смелость стратегии объясняется невозможностью значительно сократить расходы при частичном обновлении сети.
В апреле 2005 г. BT объявил о выборе поставщиков оборудования для строительства сети – ими стали Alcatel, Ciena, Cisco, Ericsson Fujitsu, Huawei, Lucent и Siemens, а в 2006 г. построил несколько опытных зон. В ноябре первые 350 тыс. абонентских линий в 3 районах Великобритании были переключены на IP-сеть, в национальном масштабе это планируется произвести в 2008 г. Полное завершение общей модернизации сети BT назначено на 2012 г., но уже в 2008–2009 гг. оператор рассчитывает сократить свои расходы почти на $2 млрд.
Очевидно, что столь масштабные инвестиции окупятся не ранее через 15–20 лет и только при условии эффективного маркетинга. Как показывают исследования и операционные показатели операторов фиксированной связи, потребитель еще не готов к новым сервисам, которые могут предложить IP-сети. И это закономерно. Согласно теории диффузии принятие потребителями новых технологических услуг происходит в течение 2–3 десятилетий. Например, 90% проникновения телевидения в США было достигнуто через 35 лет после изобретения телевизора, а услуге сотовой связи в Японии понадобилось для этого 25 лет (впервые она была предложена NTT в 1979 г.).
Все это означает, что IP-мультимедийные услуги могут приниматься рынком годами. Так не стоит ли повременить с кардинальной перестройкой сетей?
Миграция – объективная необходимость
Программы реконструкции сетей традиционных операторов показывают, что миграция к IP-инфраструктуре – больше чем программа модернизации, это радикальная трансформация всей телекоммуникационной индустрии, обусловленная кардинальными изменениями в телеком-индустрии:
- появлением услуг-заменителей голосовой телефонной связи (сотовая связь и VoIP);
- усилением конкуренции на рынке базовых голосовых услуг.
Появление услуг-заменителей спровоцировало миграцию голосового трафика из сетей фиксированной связи в сотовые и передачи данных. В 2006 г. доля British Telecom в трафике традиционных сетей упала до 58% (в 2005 г. – 64%; в 2004 г. – 70%). Услуги-заменители усилили конкуренцию на рынке голосовой связи, в том числе и со стороны новой группы игроков – ИТ-компаний (Google с капитализацией более $100 млрд, Skype, Microsoft и др.).
Все эти факторы обусловили стабильное снижение доходов операторов фиксированной связи. Например, в 2006 г. доходы BT от традиционных услуг сократились на 8%; у PCCW (Гонконг) доходы от услуг местной связи за 6 месяцев – на 4%. Главные причины – снижение тарифов и усиление конкуренции (число абонентских линий за этот период увеличилось на 1%).
Новые услуги частично компенсируют падение доходов. Так, доходы British Telecom от услуг широкополосного доступа выросли на 38%, до $12,2 млрд (на конец 2006 г. почти 8 млн абонентов сети оператора были подключены по широкой полосе), и составили уже треть суммарных доходов оператора. Поступления PCCW от ТВ-услуг выросли за 6 мес. 2006 г. на 66% при 10%-ном росте (до 608 тыс.) числа подписчиков услуги Now TV.
Тем не менее новые сервисы не могут пока сбалансировать продолжающееся сокращение доходов традиционных операторов. К примеру, выручка PCCW от услуг интернет-доступа и передачи данных стабилизировались в 2005–2006 гг. Причина – в снижении среднего счета на пользователя. Но число новых подключений пока еще растет (16%).
Именно поэтому традиционные операторы стали искать пути финансового реинжиниринга своего бизнеса, комбинируя свою действующую модель с другими бизнес-моделями. Например, Cable & Wireless приобрел Energis (в прошлом – Telecom Electric), объединенный NTL–Telewest приобрел сотового оператора Virgin Mobile, оператор спутникового телевидения BSkyB поглотил интернет-сервис-провайдера EasyNet, традиционный оператор Telefonica приобрел сотового O2, а сотовый Vodafone заявил о выходе на рынок фиксированной связи.
Новые стандарты и возможности IP, а также усиление позиций производителей, ориентированных на IP-решения (Huawei, Cisco), заставляют меняться и других производителей телекоммуникационного оборудования: Ericsson приобрела Marconi, объединились Alcatel и Lucent, Siemens и Nokia.
***
Комбинирование разных бизнес-моделей дает синергический эффект, позволяя снизить затраты, получить дополнительные источники доходов, подготовить телекоммуникационную индустрию к новой, конвергентной эре. А технические основы закладываются уже сейчас. Неслучайно в своей стратегии China Telecom придерживается формулы: преобразование бизнеса – это причина, преобразование сети – предваряющая основа, преобразование образа действий – необходимость, преобразование системы и структуры – гарантия.
Таким образом, изменившаяся внешняя среда все-таки будет толкать операторов фиксированной связи к постепенному переходу к IP-сетям. Значительной части традиционных операторов этот путь уже очевиден – они либо уже активно строят IP-сети, либо планируют их развертывание. И вопрос только в том, как этот переход будет проходить (см. таблицу) и сколько времени он займет. Это означает, что старые модели бизнеса фиксированной связи будут постепенно вытесняться новыми, кардинально меняя всю его сущность.
Значит, рано или поздно все традиционные операторы придут к необходимости трансформации как на техническом уровне, так и на уровне бизнес-подходов. А чтобы не оказаться в роли догоняющих, лучше запланировать этот процесс как можно раньше.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!