Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 4 2007 |
Галина БОЛЬШОВА | 01 апреля 2007 |
Telecoms World Как связисты учились бизнесу
Широко заявленная конференция Telecoms World (27.02–01.03.07, Москва), которая обещала «участникам уровня высшего руководства компаний доступ к информации и контактам, необходимым для обеспечения лидерства в конкурентной борьбе», увы, не стала событием ни представительным, ни информативным.
В конференц-зале из зарегистрированных двух сотен участников временами присутствовала лишь четвертая часть (с учетом представлявших экспозиции – не более 70 человек). Половина заявленных докладов не состоялась по причине отсутствия выступающих «уровня высшего руководства», а из трех запланированных панельных обсуждений организаторы смогли наскрести кворум только на два.В скромной экспозиции, развернутой в рамках конференции, преобладали зарубежные стенды, хотя кое-кто привлек и российских партнеров (Juniper Networks, Infovista- «Техносерв», Netcracker). Нашу страну представляли «Ростелеком» и «Петер-Сервис». И хотя не обошлось без мировых глобальных операторов (iBasis и Teleglobe), сложилось впечатление, что это выставка OSS/BSS продуктов.
Повышенный интерес вызвали стенды «Петер-Сервис», Infovista и Juniper, причем первые два – за счет демонстрации новых продуктов: систем управления абонентской базой (Peter-Service SBMS) и телекоммуникационным оборудованием (Peter-Service HEX), а также системы Infovista VistaInsight для проактивного управления производительностью и сервисами сети. К сожалению, о новом сервисе TEA (Transit Europe Asia) «Ростелеком» подробностей не сообщил, кроме весьма схематичного маршрута («альтернативный традиционному через Индию»), значений задержки (не более 200 мс) и рекламных заявок о поддержке SLA и доступности сервиса 99,9%.
Организаторы ожидали, что на конференцию съедутся важнейшие игроки рынка телекоммуникаций России и СНГ, чтобы учиться, общаться и делать бизнес. Тем немногим, кто собрался, пообщаться в кулуарах действительно удалось. На трибуне же отечественные операторы говорили о достигнутом, вскользь приоткрывая свои планы. А учить пытались лишь зарубежные участники, которые приводили аналитические данные по спросу современных сервисов – IPTV, triple play и др., призывая развивать их на российском рынке.
День первый: в фокусе отечественный оператор
Какое влияние на рынок оказала либерализация дальней связи, как изменились стратегические планы российских операторов и их бизнес-модели – не всегда явствовало из выступлений.
По мнению Д. Одегова («Ростелеком»), оптимальная стратегия продвижения на российском рынке – возможность пользователей получать напрямую сервисы магистрального оператора, расчеты за которые должны осуществлять местные компании. Стратегические сервисы – традиционная телефония, доступ в Интернет, видеоконференцсвязь и др. Изменения в структуре доходов компании за год отражают эту стратегию. Вместе с тем они показывают, что, несмотря на доминирующие пока позиции «Ростелекома» (более 90% рынка), в сегменте транзита активизируются конкуренты. На улучшение позиции в этом сегменте направлен сервис TEA.
В то же время «Межрегиональный ТранзитТелеком», лишь недавно получивший лицензию на дальнюю связь, смог завоевать 6% рынка конечных абонентов (данные на февраль 2007 г.), и за 2006 г. создать операторам возможность прямых подключений к международным магистралям первого уровня, для чего запущены дополнительные сервисы (телеголосование, доставка контента, GPRS - роуминг и др.) и гарантируется оговоренный уровень SLA. В сегменте транзита доля МТТ, по его собственным оценкам, достигла 30%, теперь стратегическая задача – удержать позиции. Для экспансии же в сегменте конечных пользователей созданы все условия – от ввода собственной системы биллинга до разнообразных способов продвижения сервиса (квази франшиза, выбор оператора по номеру доступа к услуге и др.).
Новую кластерную модель бизнеса с ориентацией на сегменты рынка со специальными запросами представил «Скай Линк», полагая, что дилерская модель уже не способна поддерживать сервисы информационной среды оператора. В ней главное – управляемая профилем клиента и рейтингом спроса схема предоставления доступа в среду и ко всем услугам оператора. Для этого предусмотрено исследование профилей клиентов, на основе которых с учетом технических возможностей формируются тарифы. О дате начала ее реализации не сообщалось.
Дискуссия на тему интеграции сервисов, по сути, обернулась обсуждением отмеченного Т. Толмачевой («iKS-Консалтинг») факта отсутствия у операторов специализации по отдельным сегментам рынка. Компании предпочитают получать доход от традиционных сервисов, не слишком задумываясь о расширении спектра услуг. И хотя представитель «Ростелекома» говорил о фокусировании на сервисах для конечного абонента, способных при наличии инфраструктуры принести дополнительные прибыли, таких пакетированных сервисов с гарантированным качеством абонентам РФ никто пока не предлагает, а доминантой остается телефония. Интегрированные сервисы (VPN, корпоративный Интернет, телефония) доступны лишь корпоративным пользователям. Но специализированных услуг, к примеру для ISP, фактически нет.
День второй: что для нас IPTV?
Посвященный широкополосным технологиям, этот день оказался целиком «зарубежным». Ожидавшихся выступлений «Комкора-ТВ» и «Энфорты» не случилось. Зато участников ознакомили с международным рынком VoIP (iBasis), с сервисами успешно действующей уже более года в Австрии, Словакии и Хорватии сети WiMAX (фиксированная связь; 3,5 ГГц), а также с возможностями получения дополнительных прибылей за счет интерактивных видеосервисов – от веб-телевещания до IPTV (Detecon). Однако для реального WiMAX (диапазон 3,5 ГГц) у нашего регулятора частот не предусмотрено, а интерактивное видео с IPTV только «прощупывают» рынок.
Как заметил Е. Соломатин («Коминфо Консалтинг») в ходе панельной дискуссии о российских перспективах IPTV, «никакую бизнес-модель нельзя строить на нищих клиентах, а других (в сегменте платного ТВ) в нашей стране нет». Плата в 150 руб., вероятно, покажется зарубежным операторам смешной, однако при отсутствии во многих регионах РФ иных (кроме ТВ) развлечений именно эти деньги можно гарантированно собрать с абонентов.
Перспективы для этого сервиса Е. Соломатин видит, во-первых, в создании партнерских соглашений между операторами, создателями контента и производителями терминалов (по этому пути идет Запад), а во-вторых, в пакетировании сервиса в домашнем развлекательном наборе услуг. При известных по зарубежным источникам затратах на абонента в $1–2 тыс. ясно, что лишь немногие российские провайдеры смогут освоить эту нишу и обеспечить окупаемость бизнеса. Однако необходимую ширину «последней мили», пропускную способность и качество передачи по транспортной сети обеспечивают далеко не все игроки. Очевидно, что до рекорда Италии, где зарегистрировано 190 тыс. пользователей IPTV, России еще далеко.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!