Рубрикатор | ![]() |
![]() |
Статьи | ![]() |
ИКС № 01-02 2010 | ![]() |
![]() |
Александр МАРТЫНЮК | 28 января 2010 |
ИТ-система переезжает…
Каждый, кому хоть раз в жизни приходилось переезжать с места на место, знает, что от продуманности мелочей во многом зависит то, как быстро удастся освоиться на новом месте. Но если в быту или в офисе мы еще можем себе позволить какое-то время после переезда двигать мебель и художественно расставлять книги, то с ИТ-оборудованием подобные «творческие эксперименты» недопустимы.

Предполагается, что, приступая к подготовке перемещения ИТ-оборудования с площадки на площадку, заказчик окончательно убедился в обоснованности такого решения и точно знает, куда (и почему именно туда) он будет перевозить свои информационные системы. С точки зрения организации самого процесса не так уж и важно, в чем именно состоят причины и предпосылки миграции: перестала устраивать старая площадка или новая открывает качественно новые перспективы, а может быть, переезд связан с планами по ИТ-консолидации ранее разрозненных подразделений заказчика. Но чем бы ни была вызвана необходимость миграции, ее всегда следует рассматривать как уникальный проект, в который вовлечен персонал обеих площадок и ряд компаний-подрядчиков, разделяющих с заказчиком ответственность за успешный исход мероприятия.
Исходная ситуация
Для начала компании, планирующей переезд, следует оценить масштаб предстоящих работ. Понять, сколько единиц техники и приложений имеется в наличии, определить текущее местоположение и характеристики оборудования: тип, класс, габариты, эксплуатационные характеристики, степень морального устаревания, эффективность использования в данный момент,
Согласно результатам опроса AFCOM, 52,1% респондентов из 67 стран мира планируют переместить свой недавно консолидированный дата-центр на другую площадку или же построить новый, полностью соответствующий дополнительным требованиям. |
Затем нужно решить, какое оборудование и ПО надо перевозить, а какое – не имеет смысла. Возможно, какие-то системы и устройства пришло время утилизовать по причине их сильного морального устаревания или неэффективности эксплуатации, а какие-то еще вполне пригодны для использования в качестве резервных мощностей. Такое наведение порядка, пожалуй, самый большой плюс миграции и самый наглядный показатель того, насколько хорошо в компании обстоят дела с внутренней логистикой и документооборотом. В большинстве случаев именно на этом этапе компания сталкивается с первыми серьезными трудностями – регулярное проведение инвентаризации редко у кого практикуется: то времени нет, то ресурсов не хватает.
Подготовка

От ответственного за подготовку ИТ, в частности, требуется оценить время на остановку и запуск приложений: что отключается в определенной последовательности, а что – синхронно. Повышенное внимание следует уделить информационным системам, требующим жесткого соблюдения особых условий эксплуатации и транспортировки. Например, есть системы, у которых на сохранение и загрузку параметров уходит несколько часов; есть устройства, для которых недопустимо отклонение от вертикали более чем на 8 градусов; в отношении многих вычислительных комплексов существуют ограничения по вибрации.
Важный момент: аудит оборудования, о котором уже говорилось, накануне согласования итогового графика погрузки-разгрузки/демонтажа-монтажа необходимо провести повторно. Это необходимо для того, чтобы не упустить из виду новые приобретения и уточнить итоги утилизации, потому что этап подготовки к миграции может занять по времени от нескольких недель до полутора-двух месяцев. Все зависит от того, есть ли у компании возможность выделить для этой процедуры своих людей или она готова поручить это опытному внешнему аудитору. Так или иначе, но к моменту переезда у ответственного за ИТ-оборудование должно быть четкое представление о том, какие серверы и моноблочные комплексы он перевозит; какого типа и в каком количестве должны быть установлены розетки в новом серверном зале; соответствует ли новая площадка потребностям в энергопотреблении; пройдет ли в дверные проемы техника нестандартных габаритов (если таковая имеется); какие системы будут работать в условиях пиковой нагрузки; на каких платформах будет развернута ИТ- и инженерная инфраструктура; готовы ли к запуску новые системы, которыми решено заменить морально устаревшее оборудование.
Отдельная забота – распределение дежурных бригад, отвечающих за демонтаж и монтаж оборудования.
Переезд

Тот, кто отвечает за трансфер, должен обеспечить необходимое количество транспортных средств для грузов и пассажиров, проконтролировать их исправность, наличие бензина, готовность и профессионализм водителей, возможность оперативной замены грузовика или автобуса в случае аварии. На нем же лежит ответственность за проработку основного и альтернативного маршрутов передвижения, учет дорожной ситуации.
Функции охраны – обеспечить сохранность грузов в момент погрузки/транспортировки/разгрузки; свести к минимуму присутствие на объектах посторонних. Будет полезно, если служба охраны совместно с ответственными за логистику предусмотрит наличие особых отметок на одежде участников переезда. Это могут быть специальные повязки, элементы униформы, бейджи... Не исключено, что для перевозки особо ценных грузов потребуется обеспечить сопровождение колонны машинами ГАИ.
Специалист, отвечающий за инструктаж персонала, должен позаботиться о том, чтобы каждому был предоставлен необходимый и достаточный для него объем информации. Он должен знать, сколько адресных групп в компании, какие именно сведения могут содержать адресные сообщения, когда и сколько раз эти сообщения должны быть получены адресатами, насколько важно подтвердить статус ознакомления от того или иного сотрудника и в какой форме.
При согласовании дня и точного времени переезда необходимо учитывать такие факторы, как нагрузка на бизнес-подразделения и на систему, текущая ситуация на дорогах, погодные условия, обстановка в пункте прибытия и т.д. Как правило, наиболее подходящей для переезда является ночь с субботы на воскресенье либо ночь между двумя праздничными днями.
К моменту, когда будет дана команда «Старт», все рабочие вопросы должны быть решены и сняты с повестки дня. Каждый должен точно знать, где именно ему надлежит быть, какие болты откручивать, какую упаковку брать и откуда, в какую машину ставить оборудование и куда ехать или не ехать по окончании демонтажа.
На месте прибытия важно организовать процесс таким образом, чтобы машины не создавали проблем друг другу и не затрудняли чрезмерно движение на городских магистралях. Персонал, принимающий оборудование на новой площадке, также не должен столкнуться с проблемами поиска инструмента, места под оборудование и крепежей. Все эти вопросы необходимо согласовать заранее.
Миграция оборудования – это отдельный большой проект, во время реализации которого каждый его участник – от CIO до сторожа – находится в рамках жесткого регламента и должен точно знать что, когда и как именно он делает. По степени влияния мельчайших де-талей на конечный результат, а также по продуманности всех шагов и согласованности действий всех вовлеченных в проект людей до, во время и после процедуры процесс миграции ИТ-оборудования с площадки на площадку вполне сравним с церемонией открытия олимпиады или инаугурации президента. А значит, и относиться к нему надо соответственно.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!