Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 3 2007 |
Борис РЯБОВ С.Д. ЯДЫКИН | 01 марта 2007 |
VSAT поддерживает t 36,6
«36,6» – торговая марка, появившаяся в России в 1997 г. с открытием первой аптеки «36,6». Сегодня в корпоративной сети – около 800 аптек в 23 регионах России, но через спутник работают пока около 20. Объем продаж «Аптечной сети 36,6» в 2006 г. – около $350 млн. Стратегическая цель – создать национальную сеть товаров для красоты и здоровья. Ближайшие планы: к 2008 г. довести число аптек до 1000 с общим оборотом около $1 млрд и получить 10–15% рынка в РФ.
Картину крупным планом рисует директор по стратегическому развитию и технологиям Б. РЯБОВ.– VSAT-технологию для подключения аптек выбирали исходя из соотношения цена/качество, с учетом сроков подключения сервисов – для нас критически важный фактор. Безусловно, спутниковая связь имеет свои недостатки в виде задержек, но мы научились работать с этой спецификой так, чтобы она не наносила ущерба корпоративным технологическим бизнес-процессам.
Сегодня мы фактически испытываем эту технологию на полигоне из 20 аптек Подмосковья, связанных через спутники с региональным офисом (в Московской области он же центральный). Типовое решение для регионов – пока в стадии проработки.
При выборе технологии проводились экономические оценки проводной связи. Оказалось, что цены на проводные и спутниковые каналы соизмеримы, конечно, при соответствующей ширине. По уровню надежности VSAT-связь тоже сопоставима с проводной, но все зависит от конкретных условий и места размещения аптеки
Сетевые подробности раскрывает начальник ИТ-департамента С. ЯДЫКИН.
– Наша стратегия такова. Если во вновь открываемой точке или в приобретенной аптечной сети нет канала связи (или он плохого качества), то в первую очередь монтируется спутниковый терминал. И лишь при невозможности использовать VSAT рассматриваются иные варианты.
Главная выгода такой связи – наличие канала. А с точки зрения стоимости услуг условия нашего спутникового оператора часто лучше, чем у проводных. Спутниковый канал в нашей сети выполняет роль либо «последней мили» (для аптек; ширина канала 64 или 128 кбит/с), либо магистрали (для региональных центров; 2 Мбит/c в одну сторону и 512 кбит/с обратно). Аптеки работают только с региональными центрами, а доступ к базам данных осуществляется только по магистральным каналам – этот регламент работы определил и необходимую пропускную способность линий связи. Для столичного и региональных офисов в корпоративной сети «36,6» организован доступ в Интернет, для аптек – передача данных и речевая связь.
Наша компания работает с оператором «Айпинэт». Он предоставляет нам оборудование и транспорт для передачи данных и телефонии в соответствии с соглашением об уровне обслуживания. Конечно, работа со спутниковой IP-телефонией требует от пользователя определенных навыков, особенно если связь организуется в два скачка (задержка до 1,5 с), что возможно, например, при голосовой связи между двумя аптеками разных регионов.
Спутниковые магистрали для региональных офисов уже есть в Оренбурге (основной канал) и в Нижнем Новгороде (резервный).
Для нас VSAT – необслуживаемое арендуемое оборудование, оно находится в ведении оператора. Зона его ответственности – до Ethernet-порта VSAT в нашей сети. Если мы раньше замечаем какие-то сбои, то обращаемся в Service Desk оператора, и специалисты устраняют неисправность (как правило, удаленно).
В Москве и области не охваченными VSAT остались около 40 точек, которые предложено подключить «Айпинэту». Дополнительно мы хотели бы воспользоваться его сервисом еще примерно для 70 недавно приобретенных торговых точек.
Практика показала, что спутниковая связь во многих случаях удобнее и выгоднее проводной, особенно там, где расценки на «последнюю милю» высоки. Кроме того, чем больше поставщиков сервисов, тем выше затраты на администрирование многочисленных контрактов. Лучше работать с одним оператором: от него мы можем получить и централизованный мониторинг всех станций, и централизованный сбор статистики.
Другое направление расширения взаимодействия с «Айпинэтом» – использование широковещательной рассылки, на первых порах – для загрузки обновлений ПО (сейчас сервис тестируется) или специального контента одновременно во многих торговых точках. Условия сервиса позволяют оплатить этот трафик один раз при доставке по всем точкам. Возможно, в дальнейшем мы будем использовать эту услугу для трансляции рекламы или обучения персонала
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!